Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей 1-го года жизни со взрослым
методическая разработка на тему

Фомина Валентина Ивановна

В методической разработке даются показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie._rebyonok_-_vzroslyy.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей 1-го года жизни со взрослым

Маленькие дети обладают врождённой способностью в общении. Общение со взрослым является условием и источником психического развития малыша. Во время общения происходит интенсивное созревание мозговых структур, развиваются все навыки младенца: двигательные, сенсорные, эмоциональные, речевые.

В Домах ребёнка потребность каждого из детей в общении со взрослым, в новых впечатлениях, двигательной активности и положительных эмоциях должны быть удовлетворены. Эту задачу мы решаем, используя различные виды контакта: эмоциональное взаимодействие, мимические проявления, речевое общение, прикосновения. Общение с ребёнком строим, основываясь на постоянном, неустанном желании познать своеобразие его индивидуальности. Тактичное всматривание, проникновение в эмоциональное состояние ребёнка, наблюдение за происходящими в нём изменениями позволяет создать основу для глубокого взаимопонимания между ребёнком и взрослым. Совместные игры и действия взрослого и ребёнка, использование жестов, особенно указательного, подражание действиям – всё это способствует формированию контактов ребёнка со взрослым. В основу работы мы взяли игры из книги Ю.А.Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста» Москва «Школьная Пресса» 2009г. Во время игр взрослого с ребёнком устанавливается тесная связь, ребёнок чувствует мотив, тепло, ласку, он становится спокойным, активным, самостоятельным.

Ниже приводится таблица, в которой отмечены показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами.

Показатели развития

Приёмы работы

1 месяц

- Первая улыбка на разговор взрослого

- При контакте со взрослым успокаивается

- Поглаживать, тормошить, покачивать, щекотать, обнимать малыша

- Стимулировать улыбку в ответ на разговор взрослого

«Звуки» с.73, «Забава» с.73

- Легко дотрагиваться до ножек малыша, поглаживать его ступни, поглаживать ручки, перебирать пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребёнка «Наша птичка» с.10

- После сна нежно и ласково прижимать ребёнка  к себе. Раздевая его, поглаживать ручки и ножки, животик, нежно тормошить его грудку, улыбайтесь ему, смотреть в глазки, приближать и удаляйте своё лицо относительно его лица «Потянушеньки» с. 11

 

2 месяца

- Быстрая улыбка в ответ на эмоциональное общение с ним

- Играя с ребёнком, преувеличенно гримасничать

- Приплясывать с ребёнком на руках, напевая песенки, слегка приподнимая и опуская его, поворачивать влево - вправо

«Еду – еду» с.12, «Тушки-тутушки» с.13, «Потягушеньки» с.13, «Ой, люли, люли» с.14

- Разговаривать с малышом эмоционально - выразительно и личностно адресовано. Наклоняясь к малышу и удаляясь от него, тормошить его за грудку, напевно, с различными интонациями повторять звуки. Дожидаться ответа от ребёнка: восторженно смотреть на него, призывно улыбаясь, приглашая его к звуковому взаимодействию

- Напевать песенки, потешки «Жил-был у деточки маленький носик» с. 12

3 месяца

- Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним

- Реагирует на пребывание в кругу знакомых улыбкой, воркованием, прекращением плача

- Оживляется или подаёт голос, когда к нему обращаются

-«Пляска» ручками и ножками ребёнка

- Игры с воспроизведением звуков из «набора» самого малыша

- Отвечать ответной улыбкой на эмоционально-положительные реакции ребёнка

«Ай, люленьки» с.16

- Разговаривать с малышом эмоционально-выразительно и личностно адресовано «Вот проснулись» с. 15

- Поглаживать щёчки, носик, шейку, ручки и ножки ребёнка различными мягкими предметами: кусочком шёлка, пёрышком, цветными кусочками ваты, мягкой кисточкой.

4 месяцев

- Громко смеётся в ответ на эмоциональное общение с ним

- Протестует, когда теряет взгляд взрослого или когда взрослый собирается уходить

-«Погулять» мягкой игрушкой по ребёнку

- Чередовать игры по вызыванию «комплекса оживления» с молчаливым присутствием в поле зрения ребёнка «Ай, люленьки!» с. 16

- Чередовать игры по вызыванию «комплекса оживления» с отходом от ребёнка

- Напевание песенок, потешек

«Ненаглядненький» с. 20

«Игры с шарфиком» с. 20

«Вздумалось детке» с.21

«Смелый пилот» с. 21

«Кадриль» с.22

5 месяцев

- Различает строгую и ласковую интонацию обращённой к нему речи

- Тянется к знакомым людям

- Отличает близких от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека)

- Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого

- Узнаёт голоса знакомых людей

- Обменивается со взрослым звуками и выражением лица

- Чередование ласкового разговора и улыбки со строгим голосом и серьёзным выражением лица

- Организовывать разговор двух взрослых в поле зрения ребёнка

- Игры – пляски: пляска с ручками и ножками ребёнка «Кадриль» с. 22

- Пение весёлых песенок, потешек: «Ладушки», «Гуси – гуси»

«Вздумалось детке» с.21

«Смелый пилот» с. 21

«Кадриль» с.22

6 месяцев

- Отворачивается, плачет, пытаясь избежать нежелательного контакта

- Проявляет интерес к человеку взглядом, попыткой дотянуться до человека

- Подкидывать малыша, чтобы спровоцировать ребёнка издавать звуки

 «Вверх-вниз» с. 93

- Держать ребёнка на коленях, махать его ручками, как крыльями «Гули – голубочки»

- Игры – забавы с воздушными шариками

- Пение весёлых песенок, потешек

7 месяцев

- Внимательно смотрит за действиями окружающих

- На вопрос «где?» находит хорошо знакомых людей

- Старается привлечь к себе внимание слогами или зовущими звуками

- «Требуя» продолжения какого-либо занятия, начинает двигаться, ищет зрительного контакта или подаёт голос, хнычет

- В течение дня неоднократно обращать внимание ребёнка на того или иного взрослого

- Играя с малышом, активно разговаривать с ним, затем резко прекратить общение. Дождаться реакции и опять начать разговор «Ехал Тит на дрожках» с. 24

«Где деточка» с.24

Экскурсия по группе с.25

«Мчится поезд во весь дух» с. 25

«Достань из пакетика» с. 26

«Всё дело в шляпе» с. 26

        8 месяцев

- Подражает действиям взрослого с игрушками (стучит, толкает, вынимает и др.)

- Интересуется предметами, издающими звук

- Тянет руки навстречу взрослому

- Повторяет действия, вызывающие интересную реакцию взрослого

(н-р, смех)

- Движениями и звуками привлекает к себе внимание

- Показывать малышу, как действовать с игрушкой (молоточком – стучать, мяч – толкать, из ведёрка вынимать игрушки) «Вынимаем из пакета» с. 148, «Толкаю мяч» с. 147

- Предлагать игрушки, издающие различные звуки: погремушки, пищалки «Музыкальная игрушка» с.32

- Позвать ребёнка к себе, протягивая ему навстречу руки

«Подражаем» с. 88

- Посадить ребёнка к себе на колени, качая, приговаривать слова игры «Вверх – вниз»

- Экскурсия по группе

9 месяцев

- Любит обниматься

- Предлагает взрослому предмет, но не всегда отдаёт

- Играет в «прятки»

- Интересуется заводными игрушками

- Показать ребёнку заводную игрушку, завести её, предоставив малышу наблюдать за ней, достать её «Показ заводной игрушки» с. 25

 «Шляпа» с. 49

 «Петушок» с.48

«Поезд» с. 50

 «Большие и маленькие кубики» с. 51

10 месяцев

- Специально бросает предметы, чтобы их поднимали

 

- При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения («Сорока», «Прятки»)

- Замирает при слове «нельзя»

- Подражает действиям взрослого

- Подражает выражению лица взрослого

- «Бросание прищепок» с. 147

- «Размазываем крем по мисочке» с. 139

- «Плюх и бултых» с. 145

- «Ку-ку» с. 85

- «Мишка спрятался» с. 84

- «Забавы перед зеркалом» с. 88

- «Маракасы» с. 68

- «Катаю мой мяч» с. 89

11 месяцев

- Понимает слово « нельзя» – прекращает действия

- Понимает несколько жестов: «указательный», «до свидания», «иди ко мне», «нельзя»

- Увидев нежелательное действие ребёнка (стучит по столу чашкой), обращаясь к нему по имени, строго сказать: «Нельзя!». Если ребёнок не прекращает, повторить ещё 2-3 раза.  Недопустим сердитый окрик. Лучше сразу переключить внимание малыша на что-то другое.

-«Настенная картина» с. 92

- «Иди ко мне» с. 121

- «Ходит детка» с. 122

- «Игра с тёплым тестом» с. 140

12 месяцев

- Проявляет удовольствие, когда его хвалят

- Может выполнять отдельные поручения: «Найди», «Принеси», «Отдай тёте»

- Организовывать игры с игрушками, позволяющими развивать некоторый сюжет в игре: с куклой, пирамидкой, мишкой, лошадкой и др.

- Организовывать игры – шутки «Идёт коза рогатая»

- «Лежебока рыжий кот» с. 32

 «Погремушка, погреми!» с. 67

 - «Пляшем сами» с. 69

- «Большие и маленькие кубики» с. 51

 Сюрпризная коробка» с. 31

«Музыкальные игрушки» с.32

«Мыльные пузыри» с.30

        

Литература:

1. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», К.Л.Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. Книга дл воспитателя детского сада. Москва, «Просвещение», 1986.

2. «Игры с детьми раннего возраста», Ю.А. Разенкова. Москва, «Школьная пресса», 2003г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...

Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».

Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков  как одно из условий становления  и развития новой школы».Посвящен формированию основ толерантного с...

Рабочая учебная программа по реализации коррекционно-образовательной работы в группе компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни.

Данная  программа рассчитана на пребывание ребёнка в группе компенсирующей направленности с пятилетнего возраста.      Коррекционная работа представляет собой целенаправл...

Формирование первых эмоциональных контактов и предпосылок общения между детьми первого года жизни

В методической разработке приводятся показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка"

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка" ПУБЛИКАЦИЯ  https://urok.1sept.ru/articles/641820...

Коррекция эмоционального фона и социального поведения с использованием арт-терапевтических технологий в реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями.

Наблюдая за  воспитанниками Центра мы увидели, что эмоциональное состояние детей с ТМНР неустойчивое, то спокойное, то агрессивное, то чрезмерно веселое. И наблюдается низкая мотивация к уче...