Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей 1-го года жизни со взрослым
методическая разработка на тему
В методической разработке даются показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie._rebyonok_-_vzroslyy.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей 1-го года жизни со взрослым
Маленькие дети обладают врождённой способностью в общении. Общение со взрослым является условием и источником психического развития малыша. Во время общения происходит интенсивное созревание мозговых структур, развиваются все навыки младенца: двигательные, сенсорные, эмоциональные, речевые.
В Домах ребёнка потребность каждого из детей в общении со взрослым, в новых впечатлениях, двигательной активности и положительных эмоциях должны быть удовлетворены. Эту задачу мы решаем, используя различные виды контакта: эмоциональное взаимодействие, мимические проявления, речевое общение, прикосновения. Общение с ребёнком строим, основываясь на постоянном, неустанном желании познать своеобразие его индивидуальности. Тактичное всматривание, проникновение в эмоциональное состояние ребёнка, наблюдение за происходящими в нём изменениями позволяет создать основу для глубокого взаимопонимания между ребёнком и взрослым. Совместные игры и действия взрослого и ребёнка, использование жестов, особенно указательного, подражание действиям – всё это способствует формированию контактов ребёнка со взрослым. В основу работы мы взяли игры из книги Ю.А.Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста» Москва «Школьная Пресса» 2009г. Во время игр взрослого с ребёнком устанавливается тесная связь, ребёнок чувствует мотив, тепло, ласку, он становится спокойным, активным, самостоятельным.
Ниже приводится таблица, в которой отмечены показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами.
Показатели развития | Приёмы работы | |
1 месяц | - Первая улыбка на разговор взрослого - При контакте со взрослым успокаивается | - Поглаживать, тормошить, покачивать, щекотать, обнимать малыша - Стимулировать улыбку в ответ на разговор взрослого «Звуки» с.73, «Забава» с.73 - Легко дотрагиваться до ножек малыша, поглаживать его ступни, поглаживать ручки, перебирать пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребёнка «Наша птичка» с.10 - После сна нежно и ласково прижимать ребёнка к себе. Раздевая его, поглаживать ручки и ножки, животик, нежно тормошить его грудку, улыбайтесь ему, смотреть в глазки, приближать и удаляйте своё лицо относительно его лица «Потянушеньки» с. 11 |
2 месяца | - Быстрая улыбка в ответ на эмоциональное общение с ним | - Играя с ребёнком, преувеличенно гримасничать - Приплясывать с ребёнком на руках, напевая песенки, слегка приподнимая и опуская его, поворачивать влево - вправо «Еду – еду» с.12, «Тушки-тутушки» с.13, «Потягушеньки» с.13, «Ой, люли, люли» с.14 - Разговаривать с малышом эмоционально - выразительно и личностно адресовано. Наклоняясь к малышу и удаляясь от него, тормошить его за грудку, напевно, с различными интонациями повторять звуки. Дожидаться ответа от ребёнка: восторженно смотреть на него, призывно улыбаясь, приглашая его к звуковому взаимодействию - Напевать песенки, потешки «Жил-был у деточки маленький носик» с. 12 |
3 месяца | - Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним - Реагирует на пребывание в кругу знакомых улыбкой, воркованием, прекращением плача - Оживляется или подаёт голос, когда к нему обращаются | -«Пляска» ручками и ножками ребёнка - Игры с воспроизведением звуков из «набора» самого малыша - Отвечать ответной улыбкой на эмоционально-положительные реакции ребёнка «Ай, люленьки» с.16 - Разговаривать с малышом эмоционально-выразительно и личностно адресовано «Вот проснулись» с. 15 - Поглаживать щёчки, носик, шейку, ручки и ножки ребёнка различными мягкими предметами: кусочком шёлка, пёрышком, цветными кусочками ваты, мягкой кисточкой. |
4 месяцев | - Громко смеётся в ответ на эмоциональное общение с ним - Протестует, когда теряет взгляд взрослого или когда взрослый собирается уходить | -«Погулять» мягкой игрушкой по ребёнку - Чередовать игры по вызыванию «комплекса оживления» с молчаливым присутствием в поле зрения ребёнка «Ай, люленьки!» с. 16 - Чередовать игры по вызыванию «комплекса оживления» с отходом от ребёнка - Напевание песенок, потешек «Ненаглядненький» с. 20 «Игры с шарфиком» с. 20 «Вздумалось детке» с.21 «Смелый пилот» с. 21 «Кадриль» с.22 |
5 месяцев | - Различает строгую и ласковую интонацию обращённой к нему речи - Тянется к знакомым людям - Отличает близких от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека) - Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого - Узнаёт голоса знакомых людей - Обменивается со взрослым звуками и выражением лица | - Чередование ласкового разговора и улыбки со строгим голосом и серьёзным выражением лица - Организовывать разговор двух взрослых в поле зрения ребёнка - Игры – пляски: пляска с ручками и ножками ребёнка «Кадриль» с. 22 - Пение весёлых песенок, потешек: «Ладушки», «Гуси – гуси» «Вздумалось детке» с.21 «Смелый пилот» с. 21 «Кадриль» с.22 |
6 месяцев | - Отворачивается, плачет, пытаясь избежать нежелательного контакта - Проявляет интерес к человеку взглядом, попыткой дотянуться до человека | - Подкидывать малыша, чтобы спровоцировать ребёнка издавать звуки «Вверх-вниз» с. 93 - Держать ребёнка на коленях, махать его ручками, как крыльями «Гули – голубочки» - Игры – забавы с воздушными шариками - Пение весёлых песенок, потешек |
7 месяцев | - Внимательно смотрит за действиями окружающих - На вопрос «где?» находит хорошо знакомых людей - Старается привлечь к себе внимание слогами или зовущими звуками - «Требуя» продолжения какого-либо занятия, начинает двигаться, ищет зрительного контакта или подаёт голос, хнычет | - В течение дня неоднократно обращать внимание ребёнка на того или иного взрослого - Играя с малышом, активно разговаривать с ним, затем резко прекратить общение. Дождаться реакции и опять начать разговор «Ехал Тит на дрожках» с. 24 «Где деточка» с.24 Экскурсия по группе с.25 «Мчится поезд во весь дух» с. 25 «Достань из пакетика» с. 26 «Всё дело в шляпе» с. 26 |
8 месяцев | - Подражает действиям взрослого с игрушками (стучит, толкает, вынимает и др.) - Интересуется предметами, издающими звук - Тянет руки навстречу взрослому - Повторяет действия, вызывающие интересную реакцию взрослого (н-р, смех) - Движениями и звуками привлекает к себе внимание | - Показывать малышу, как действовать с игрушкой (молоточком – стучать, мяч – толкать, из ведёрка вынимать игрушки) «Вынимаем из пакета» с. 148, «Толкаю мяч» с. 147 - Предлагать игрушки, издающие различные звуки: погремушки, пищалки «Музыкальная игрушка» с.32 - Позвать ребёнка к себе, протягивая ему навстречу руки «Подражаем» с. 88 - Посадить ребёнка к себе на колени, качая, приговаривать слова игры «Вверх – вниз» - Экскурсия по группе |
9 месяцев | - Любит обниматься - Предлагает взрослому предмет, но не всегда отдаёт - Играет в «прятки» - Интересуется заводными игрушками | - Показать ребёнку заводную игрушку, завести её, предоставив малышу наблюдать за ней, достать её «Показ заводной игрушки» с. 25 «Шляпа» с. 49 «Петушок» с.48 «Поезд» с. 50 «Большие и маленькие кубики» с. 51 |
10 месяцев | - Специально бросает предметы, чтобы их поднимали
- При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения («Сорока», «Прятки») - Замирает при слове «нельзя» - Подражает действиям взрослого - Подражает выражению лица взрослого | - «Бросание прищепок» с. 147 - «Размазываем крем по мисочке» с. 139 - «Плюх и бултых» с. 145 - «Ку-ку» с. 85 - «Мишка спрятался» с. 84 - «Забавы перед зеркалом» с. 88 - «Маракасы» с. 68 - «Катаю мой мяч» с. 89 |
11 месяцев | - Понимает слово « нельзя» – прекращает действия - Понимает несколько жестов: «указательный», «до свидания», «иди ко мне», «нельзя» | - Увидев нежелательное действие ребёнка (стучит по столу чашкой), обращаясь к нему по имени, строго сказать: «Нельзя!». Если ребёнок не прекращает, повторить ещё 2-3 раза. Недопустим сердитый окрик. Лучше сразу переключить внимание малыша на что-то другое. -«Настенная картина» с. 92 - «Иди ко мне» с. 121 - «Ходит детка» с. 122 - «Игра с тёплым тестом» с. 140 |
12 месяцев | - Проявляет удовольствие, когда его хвалят - Может выполнять отдельные поручения: «Найди», «Принеси», «Отдай тёте» | - Организовывать игры с игрушками, позволяющими развивать некоторый сюжет в игре: с куклой, пирамидкой, мишкой, лошадкой и др. - Организовывать игры – шутки «Идёт коза рогатая» - «Лежебока рыжий кот» с. 32 «Погремушка, погреми!» с. 67 - «Пляшем сами» с. 69 - «Большие и маленькие кубики» с. 51 Сюрпризная коробка» с. 31 «Музыкальные игрушки» с.32 «Мыльные пузыри» с.30 |
Литература:
1. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», К.Л.Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. Книга дл воспитателя детского сада. Москва, «Просвещение», 1986.
2. «Игры с детьми раннего возраста», Ю.А. Разенкова. Москва, «Школьная пресса», 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...
Доклад "Организация работы воспитателя по формированию привычек безопасного и правопослушного поведения детей на улицах, дорогах и в транспорте"
Из опыта работы по формированию у детей безопасного поведения на дорогах....
Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».
Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».Посвящен формированию основ толерантного с...
Рабочая учебная программа по реализации коррекционно-образовательной работы в группе компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни.
Данная программа рассчитана на пребывание ребёнка в группе компенсирующей направленности с пятилетнего возраста. Коррекционная работа представляет собой целенаправл...
Формирование первых эмоциональных контактов и предпосылок общения между детьми первого года жизни
В методической разработке приводятся показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....
Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка"
Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка" ПУБЛИКАЦИЯ https://urok.1sept.ru/articles/641820...
Коррекция эмоционального фона и социального поведения с использованием арт-терапевтических технологий в реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями.
Наблюдая за воспитанниками Центра мы увидели, что эмоциональное состояние детей с ТМНР неустойчивое, то спокойное, то агрессивное, то чрезмерно веселое. И наблюдается низкая мотивация к уче...