Главные вкладки

    Учебная программа предшкольной подготовки учителя-логопеда 2010-2011 уч.год
    рабочая программа по теме

    Рогалева Наталья Александровна

    Учебная программа предшкольной подготовки

    Логопедические занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл logop.zanyatiya_v_shkole.docx35.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Логопедические занятия

    Пояснительная записка

    Рабочая программа  составлена на основании общеобразовательной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой.

    Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.

    Дети седьмого жизни с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляют собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему языка.

    Обучение на занятиях – основная форма коррекционно – воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.

    Основной формой обучения для детей являются логопедические занятия.

    Цель:  развитие связной речи у детей.

    Задачи: - активизация словаря по лексическим темам;

    - совершенствование грамматического строя речи;

    - развитие диалогической речи, тонкой и общей моторики, зрительного внимания, мышления, координации речи с движением;

    - воспитание любви и бережного отношения к природе;

    -формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Фронтальные логопедические занятия по  формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня по 30 минут. В год составляет 44 часа.

    Определяя их содержание, важно выявить потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.

    Режим дня и распределение занятий строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    Характеристика детей седьмого жизни.

    У детей седьмого жизни нарушено программирование речевой деятельности. Речевая активность слаба и довольно быстро истощается.

    Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект.

    Нарушение фонетической стороны речи:

    - несформированность речеслуховой дифференциации;

    - нарушение речевой моторики;

    - аномалии в строении артикуляционного аппарата.

    Нарушение лексики у детей:

    - бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности артикуляции словаря более значительные. Чем в норме. Преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей;

    - бедность словарного запаса, обусловленная ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижением потребности в речевых и социальных контактах, слабостью вербальной памяти;

    В словаре у детей преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера: мебель, одежда. Посуда и т.д.

    В активном словаре отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных: скачет, ползает, летает (лягушка идет, змея идет, птичка идет). Глаголы с приставками заменяют бесприставочными глаголами (пришел, перешел, шел).

    Количество наречий в словаре весьма ограничено (здесь, там, туда, потом).

    Наблюдается смешение слов одного рода, вида (ботинки – сапоги, туфли – галоши, рубашка – кофта).

    Нарушение грамматического строя речи

    - несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения заданий, требующих грамматических обобщений: недостаточно сформированными оказываются как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксические структуры предложения;

    - искажения в употреблении падежей;

    - нарушения использования предложно-падежных конструкций проявляются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний;

    - в импрессивной речи не наблюдаются предлоги: над, около, за, над, между, из-за;

    - неправильно употребляют форму родительного падежа мн.ч. существительных (много девочки, много цыплятах);

    - допускаются ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного  с существительным в роде, числе и падеже, особенно с существительным в среднем роде (красная платье);

    - образование уменьшительно-ласкательных форм (в основном пользуются суффиксальным способом словообразования, количество суффиксов незначительно -ик, очек, чик, онок, енок);

    - характерны простые нераспространенные предложения;

    В самостоятельной речи частыми являются фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо подлежащего и сказуемого (рассказ по картине: Мальчик рыбу ловит. Бросил. Побежал. На лодке катаются);

    Недоразвитие лексико-грамматического строя речи особенно резко проявляются в связной речи.

    Нарушение связной речи.

     Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и характеризуются качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной ситуативной речи.

    Для формирования связных высказываний необходима постоянная стимуляция со стороны взрослых, в систематической помощи, которая проявляется в виде вопросов, либо в подсказке.

    - контекстная форма речи трудна;

    - недостаточная сформированность диалога;

    - связные высказывания мало развернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями;

    - связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжетостью изложения;

    - более легко осуществляется пересказ, чем самостоятельный рассказ.

    Пересказ имеет ряд особенностей:

    - пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно;

    - обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений;

    - часто на основе случайных ассоциаций добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте.

    Содержание образования

    Период

    Основное содержание работы

    I период обучения

    сентябрь, октябрь, ноябрь

    Развитие лексико-грамматических средств языка

    Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи – спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

    Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой – моя, моё» в сочетании с существительными мужского и женского  рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-).

    Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

     Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картине, по моделям:

    1. Существительное им. п.+согласованный глагол+прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет молоко (чай, компот)», читает книгу (газету);
    2. Существительное им.п. + согласованный глагол + два зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьёт платье? Мама шьет платье дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».

    Формировать навык составления короткого рассказа.

    II период обучения

    декабрь, январь, февраль

    Развитие лексико-грамматических средств языка

    Уточнять представления детей об основных цветах и оттенках, знание соответствующих обозначений.

    Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный, яблочный), растениям (дубовый, березовый), различным материалам (кирпичный, каменный, деревянный, бумажный).

    Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какая? Какой? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

    Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (лежи – лежит – лежу).

    Учить изменять форму глаголов 3-го лица ед.числа на форму 1-го лица единственного и множественного числа: «идет – иду – идешь – идём».

    Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

    Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

    Совершенствовать навык ведения подготовительного диалога (просьба, беседа, элементы  драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений.

    Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

    III период обучения

    март, апрель, май

    Формирование лексико-грамматических средств языка

    Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий ( «выехал – подъехал – въехал – съехал» и т.п.). Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использование продуктивных суффиксов (-ое, -ин, -ев, -ан, -ян). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные (волчий, лисий); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк. –оньк. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами (добрый – злой, высокий – низкий и т.п.), уточнять значения обобщающих слов.

    Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

    Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

    1. С основой на твердый согласный (новый, новая, новое, нового, и т.п.). С основой на мягкий согласный (зимний, зимняя, зимнюю и т.п.). расширять значения предлогов: к – употребление с дательным падежом, от – с родительным падежом, с, со – в винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить составлять разные типы предложений:
    2. Простые распространенные из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
    3. Предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте (сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить), с противительным союзом «или»;
    4. Сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными. Выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..).

    Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога (встретил брата – встретился с братом, брат умывает лицо – брат умывается); изменение вида глагола (мальчик писал письмо – мальчик написал письмо, мама варила суп – мама сварила суп).

    Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два – три – четыре). Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.

    Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий (Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитателю, а карандаш взял себе). Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).

    Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.  

    Требования к уровню подготовки воспитанников

    Связная  речь

    Рассказ по серии картин

            1. Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

            2.Картинки разложены со стимулирующей помощью; рассказ составлен самостоятельно; допускаются не резко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов.

            3. Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов.

            4. Рассказ недоступен.

    1- высокий уровень; 2- средний уровень; 3-4 – низкий уровень.

    Лексико - грамматический строй речи

    1. Правильное, самостоятельное выполнение всех заданий. Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
    2. Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).
    3. Большинство заданий не выполняются.
    4. Невыполнение.

    1-высокий уровень; 2-средний уровень; 3-4-низкий уровень.

    Фонематические процессы

            Фонематический слух:

    1. Все задания выполнены верно.
    2. Допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
    3. Ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.
    4. Часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение.
    5. Невыполнение.

    1-2 –высокий уровень; 3- средний уровень; 4-5 –низкий уровень

    Фонематический анализ и синтез:

    1. Все задания выполнены верно с первой попытки.
    2. Допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
    3. Задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.
    4. Большая часть заданий недоступны.
    5. Неверные ответы, отказ от выполнения.

    1-2-высокий уровень; 3-средний уровень; 4-5-низкий уровень

    Тематическое планирование лексического материала

    месяц

    неделя

    кол-во часов

    темы занятий

    Октябрь

    1

    1

    Осень. Разучивание стихотворения «Дождик» Н. Нищева.

    1

    Осень. Составление рассказа по предложенному плану.

    2

    1

    Грибы. Разучивание стихотворения по мнемотаблице

    1

    Ягоды. Составление рассказа «В лес по ягоды»

    3

    1

    Одежда. Разучивание стихотворения по мнемотаблице. Образование  уменьшительно-ласкательных слов

    1

    Одежда. Составление рассказа «Одеваемся на прогулку»

    4

    1

    Обувь. Формирование лексико-грамматического строя речи. Образование  уменьшительно-ласкательных слов

    1

    Обувь. Составление описательного рассказа

    Ноябрь

    1

    1

    Продукты питания. Обобщение.

    1

    Продукты питания. Составление предложений по серии картин.

    2

    1

    Посуда. Дифференциация обобщения

    1

    Посуда. Разучивание стихотворения по схеме

    3

    1

    Мебель. Составление рассказа «Моя комната»

    1

    Мебель. Формирование лексико-грамматического строя речи. Образование  уменьшительно-ласкательных слов

    4

    Каникулы

    Декабрь

    1

    1

    Зима. Активизация словаря по теме

    1

    Зимующие птицы. Разучивание стихотворения

    2

    1

    Домашние животные и их детеныши. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

    1

    Домашние животные. Составление рассказа «Домашние питомцы»

    3

    1

    Дикие животные и их детеныши. Составление описательных рассказов

    1

    Дикие животные зимой в лесу. Составление рассказа.

    4

    1

    Новый год.

    1

    Новый год. Составление рассказа «

    Январь

    1-2

    Каникулы

    3

    1

    Зимние забавы. Образование однокоренных слов

    1

    Зимние забавы. Составление рассказа по картине

    4

    1

    Игрушки. Разучивание стихотворения Б. Заходера «Игрушки»

    1

    Игрушки. Беседа по картине.

    Февраль

    1

    1

    Витамины на столе. Беседа по картине о здоровой пище.

    1

    Семья. Составление рассказа «Моя семья»

    2

    1

    Профессии. Отгадывание загадок с опорой на картинки.

    1

    Профессии. Составление рассказа «Профессии моих родителей»

    3

    1

    Наша армия. Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Танкист» Н Нищева..

    1

    Наша армия. Беседа по картине.

    4

    Каникулы

    Март

    1

    1

    Весна. Разучивание стихотворения по мнемотаблице «»Подснежник» П.И. Чайковский.

    1

    Праздник 8 Марта. Составление рассказа «Моя мамочка».

    2

    Каникулы

    3

    4

    1

    ПДД. Транспорт. Составление предложений о людях, работающих на транспорте.

    1

    Почта. Беседа о людях, работающих на почте. Составление рассказа по опорным картинкам.

    Апрель

    1

    1

    Птицы – наши друзья. Рассматривание картины. Беседа.

    1

    Хлеб. Отгадывание загадок о хлебе. Разучивание стихотворения «Хлеб» Я. Аким.

    2

    1

    Космос. Отгадывание загадок. Беседа о космосе. Разучивание стихотворения «Дом родной» В Степанов.

    1

    ОБЖ. Рассматривание сюжетных картинок. Беседа. Составление рассказа.

    3

    1

    Лес - наше богатство. Беседа о правилах поведения в лесу.

    1

    Части тела. Ориентировка в пространстве.

    4

    1

    Хакасия. Флаг и герб. Рассматривание фотографий. Беседа.

    1

    Наш город Абакан. Составление рассказа «Достопримечательности нашего города».

    Литература

    Основная:

    1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «Развитие».  – М, 1999
    2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 1. Первый год обучения. Старшая группа. – М, издательство «Альфа», 1993.

    Дополнительная:

    1. Алябьева Е.А. логопедические упражнения без музыкального сопровождения. – М, 2005.
    2. Лопухина И. логопедия. Упражнения для развития речи. – С-П, 1997.
    3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПБ. Детство-пресс, 2004.
    4. Орешкина И.А. Логоритмика для дошкольников. – А, 2005.
    5.  Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М, 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа предшкольной подготовки (музыка)

    Авторская программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. В приложении вложена презентация к занятию "Звуки", а также предлагаются интересные пальчиковые игры....

    Программа «Школьные команды по информатизации" 2010/2011

    Организация и координация деятельности школьных команд по реализации программ информатизации образовательных учреждений....

    Программа коррекционной работы учителя-логопеда

    Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...

    Программа "Твой выбор - 2" на 2010-2011 учебный год

    Программа направлена на реализацию компетентностного подхода в процессе обучения через систему межпредметных мероприятий, направленных на формирование информационной компетентности школьников и педаго...

    «Коррекционно-развивающие педагогические технологии как эффективный путь усовершенствования учебного процесса в работе учителя - логопеда».

    В последние десятилетия в образовательной среде вместе с развитием педагогической науки расширяется значение основных  научных  понятий,  и  появляются новые термины. Расшире...

    Программа городской конференции учителей - логопедов

    Применение не традиционного подхода в организации логопедической работы...

    Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет лог...


     

    Комментарии

    Керина Елена Александровна

    Спасибо за разработку! Очень актуально!

    Кочнева Елена Петровна

    Спасибо, Наталья Александровна за хороший материал!