Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год
календарно-тематическое планирование на тему

Рогалева Наталья Александровна

Руководители:

Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия Александровна

В последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-3 лет (общение с помощью лепетных слов, малопонятная речь). Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи невропатолога, логопеда, психолога, которая, в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Хочется поделиться с коллегами размышлениями на тему «Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ».

В нашем детском саду работает творческая группа «Речевичок». Руководители: Рогалева Наталья Александровна, учитель-логопед и Бацаева Наталья Александровна, учитель-логопед.

Группа состоит из педагогов младших и средних групп нашего дошкольного образовательного учреждения, интересующихся данной проблемой и желающих изучить ее более тщательно.

Заседания проводятся на базе нашего детского сада в соответствии с планом, который составляет творческая  группа и утверждается заместителем заведующей по учебной части Василиной Геннадьевной Зотовой.

  Кредо: Играя, проверяем, учим, развиваем.

Главной целью творческой группы является: Формирование профессиональной компетенции педагогов и определение возможных перспектив изменения технологий воспитательно – образовательного процесса, способствующего речевому развитию дошкольников младшего и среднего дошкольного возраста.

 Поставили задачи:

  1. Определить основные направления в сфере речевого развития детей дошкольного возраста (слуховое восприятие и фонематический слух).
  2. Сформировать опыт педагогов по речевому развитию детей.
  3. Совершенствовать умения педагогов прогнозировать, планировать в области основных направлений речевого развития,  опираясь на апробированные в экспериментальной практике методические разработки занятий, эвристические технологии и оригинальные авторские методики.

 Содержание педагогической работы творческого коллектива, объем, и качество  каждого заседания фиксируется как в плане группы, так и в протоколах и строится исходя поставленной целей и задач, в реализации которых творческий коллектив выбрал оптимальные формы работы:

 

  1. круглый стол
  2. анкетирование
  3. семинар-практикум
  4. перекрестный диалог
  1. педагогическая гостиная
  2. открытые занятия
  3. интервьюирование
  4. деловая игра

 

По итогам работы творческая группа сформировала папки с практическими наработками по речевому развитию дошкольника. Это позволяет воспитателям поделиться опытом работы с педагогами своего дошкольного образовательного учреждения и внедрить их в педагогический образовательный процесс.

Пусковым механизмом для всего коррекционного процесса является установление доброжелательного, внимательного, эмоционального общения взрослого с каждым ребенком в решении познавательных и речевых задач.

Таким образом, основными условиями нашей группы является: эмоциональный контакт взрослого с каждым ребенком; игровая форма предъявления задания; подбор двигательных и речевых игр и упражнений, направленных на активизацию всех форм общения, в том числе и речевых; взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя; работа с родителями по улучшению микроклимата в семье и оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании ребенка.

 

 

Тематическое планирование творческой группы «Речевичок» на 2010-2011 учебный год

деятельность

месяц

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Работа с детьми

 

Проведение дыхательной гимнастики с детьми в течение года

 

Проведение артикуляционных  упражнений в течение года

 

Проведение занятий с использованием мнемотаблиц

(конец марта)

 

 

Работа с участниками ТГ

1.Организационный сбор. Утверждение плана работы ТГ.

2.Рассмотрение новаторских предложений по данной проблеме.

3.Обзор аналитической информации, обсуждение форм работы.

4.Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с детьми. Подбор дыхательных упражнений.

 

1.Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

2.Семинар – практикум  «Артикуляционные упражнения как средство речевого развития у детей дошкольного возраста»

3.Рекомендации по составлению перспективных планов по речевому развитию детей младшей и средней группы.

 

1.Защита перспективных планов по речевому развитию в младшей и средней группе.

2.Консультация «Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

3.Рекомендации по составлению занятий по речевому развитию в младших и средних группах.

 

1.Защита занятий по речевому развитию в  младших и средних группах.

2.Анализ работы творческой группы за 2009-2010 уч.год.

3.Планирование деятельности на 2011-2012 уч.год

 

Работа с коллективом Д/С

 

Семинар-практикум

Сетевой центр коррекционной педагогики

Творческая группа «Профилактика речевых нарушений у дошкольников»

Консультация

«Дыхательная гимнастика как средство голосообразования, формирование звуков и мелодики у дошкольников»

Консультация

«Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики»

 

Памятки

 

 

     Консультация«Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Мнемотаблицы

 

 

Работа с родителями

 

 

 Упражнения

для речевого дыхания

 

 

 

Домашняя игротека

по речевому развитию

 

Открытый день

Показ занятий в младших и средних группах ДОУ

 

Контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kredocelzadachiformy_rab.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

2009 – 2010 уч. год

Кредо: В каждой трудности видеть возможность.

Цель:

Определение наиболее эффективных оптимальных путей дифференцированной педагогической работы по речевому развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Определить основные направления в сфере речевого развития детей дошкольного возраста (слуховое восприятие и фонематический слух).
  2. Сформировать опыт педагогов по речевому развитию детей.
  3. Совершенствовать умения педагогов прогнозировать, планировать в области основных направлений речевого развития,  опираясь на апробированные в экспериментальной практике методические разработки занятий, эвристические технологии и оригинальные авторские методики.

Формы работы:

Круглый стол, анкетирование, семинар-практикум, перекрёстный диалог, педагогическая гостиная, открытые занятия, интервьюирование, деловая игра.

2010 – 2011 учебный год

Кредо: Играя,  проверяем, учим, развиваем.

Цель:

Формирование профессиональной компетенции педагогов и определение возможных перспектив изменения технологий воспитательно-образовательного процесса, способствующего речевому развитию дошкольников младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Продолжить формирование опыта педагогов в реорганизации жизнедеятельности воспитанников на уровне инноваций, способствующих речевому развитию детей.
  2. Совершенствовать умения педагогов прогнозировать, планировать в области основных направлений речевого развития,  опираясь на апробированные в экспериментальной практике методические разработки занятий, эвристические технологии и оригинальные авторские методики.
  3. Расширить организацию открытых взаимопросмотров.

Формы работы:

Круглый стол, анкетирование, семинар-практикум, перекрёстный диалог, педагогическая гостиная, открытые занятия, интервьюирование, деловая игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в группе на 2010-2011 учебный год.

План воспитательной работы в группе на 2010-2011 учебной год....

Как заинтересовать родителей в своевременном преодолении речевых нарушений у дошкольников.

Конспект логопедического праздника для детей подготовительной к школе логопедической группы и их родителей «День летних именинников!»Цель:создать адаптивную модель взаимодействия ребенка, педагога и р...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников.

Этот материал идет как приложение к программе спортивного оздоравливания детей с нарушением речи....

значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Детская книга в педагогике рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Огромное значение художественная литература имеет и в логопедической практике....

Проект "Логосказка- как способ коррекции речевых нарушений у дошкольников"

логопедический проект, направленный на раннюю диагностику речевых нарушений,  и исправление этих нарушений спомощью логосказок вне занятий....

Система профилактики речевых нарушений у дошкольников

Понимание речи происходит у ребёнка путём установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребёнка. Поэтому родители поступают неправильно, пытаясь по мимике ...

Практический материал для планирования индивидуальной работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников

В данном материале систематизированы формы работы по направлениям коррекционной деятельностис детьми, имеющими нарушения речи.Можно использовать для составления ИОМ, адаптированныхи специальных програ...


 

Комментарии

Рогалева Наталья Александровна

Для учителей-логопедов ДОУ
Керина Елена Александровна

Интересный опыт взаимодействия специалистов на уровне дошкольного учреждения! Все на пользу деткам с проблемами в речевом развитии!