Коррекция речевых нарушений у дошкольников.
план-конспект урока по физкультуре на тему

Сарицына Татьяна Николаевна

Этот материал идет как приложение к программе спортивного оздоравливания детей с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekciya_rechevyh_narusheniy_u_doshkolnikov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Приложение №1

Коррекция речевых нарушений

у дошкольников.                                                                             

                                                                                            « Истоки способностей и дарований

        находятся в кончиках пальцев.»

                        Сухомлинский.

   Установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то речь будет в норме. Практика работы с детьми в логопедических группах показала, что тренировка  движения пальцев рук стимулирует речевое развитие. У детей с речевой патологией страдает мелкая моторика. Эти дети, как правило, неопрятны, так как у них затруднены такие действия как шнуровка, застегивание пуговиц и др. Для них характерны трудности в приеме пищи: плохо удерживают ложку, медленно жуют и т.д. Поэтому уделяется большое занятиям, стимулирующим развитие тонкой моторики руки, координации движений.

   Практика показала, что полезны следующие упражнения :        

  1. Отвинчивание и завинчивание пробки разной величины и конфигурации.
  2. Переноска мелких предметов из одного места в другое.
  3. Игра «По ягоды». Собирание мелких предметов (маленьких пуговиц, компонентов мозаики) в лукошко. Кто больше и быстрей соберет.
  4. Комбинированная эстафета: застегивание пуговиц, шнуровка, сбор бусинок.
  5. Упражнения с массажным мячом.

   Ощутимую помощь в коррекционной работе оказывают элементы самомассажа биологически активных точек ( БАТ ), которые находятся на кончиках пальцев:

    - Надавливание ногтем большого пальца на подушечку каждого пальца( 5-8 р.)                                                                                        

    - Сложить согнутые 4 пальца ноготками друг к другу и производить движение   одной руки о другую ногтями (10-15 сек).

    - Потереть ладошками до появления теплоты.

    - Похлопать ладошками (10-15 раз).

    - Выгибание кистей рук (по 10-15 раз): одновременно, правой, левой по очереди раздельно.

    - Чередование прогибания и выгибания .

    - Сжимание пальцев в кулак и разжимание ( до 20 раз).

    - «Пальчики здороваются» ( 8-10 раз).Соприкосновение подушечек пальцев правой руки с большим пальцем, затем левой руки с большим пальцем левой руки.

 По представлениям мудрых врачевателей Древнего востока, кисть (как и стопа)

- место концентрации жизненной энергии. Значит, определенным образом воздействует на ладонь, эту энергию можно стимулировать, перераспределять в организме, очищать его и таким образом поддержать и возвратить здоровье.

   Достаточно посмотреть на диапазон воздействия «мудр2 и станет ясна их полезность в коррекционной работе (см. рисунки «мудр»).

        Приложение №2

Развивающие и коррекционные игры и упражнения            

для пальцев рук.

   

       Элементы игр  и упражнений пальчиковой гимнастики необходимые для применения в занятиях по коррекции речи и координации движений с детьми дошкольного возраста в образовательной программе занятий с детьми по спортивному оздоравливанию.

   Эти упражнения увеличивают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость и, как следствие, улучшение почерка, снижение физической усталости и морального напряжения.

 Именно для детей с нарушением речи мелкая работа рук является хорошим катализатором правильного овладения речью.

                                                                                           Приложение №3

Релаксационные упражнения на снятия напряжения мышц.

Настрой на релаксацию.

В исполнении приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

    Вводная часть.

Дети устраиваются поудобнее, лежа на паласе, Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещены. Играет тихая спокойная музыка.

   Ведущий. Устраивайтесь поудобней, закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим рукам, ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим, прислушаемся к звукам вокруг себя…(пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза). Прислушайтесь, что я вам хочу рассказать…

 « На полянке» .

   Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело…(пауза- поглаживание детей). Лучики гладят…(имя), ласкают…( и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно от дохнули.

 « На песочке на пляже».

        Представьте, что вы лежите на теплом песочке на берегу реки или моря. Вы расслабили руки, ноги, глазки закрылись.Солнце ласкает ваши щечки, как будто гладит теплой ручкой, вдали вы слышите тихое журчание воды и прохладный ветерок освежает ваше тело. Слышится тихое пение птиц. Вы отдыхаете, вам хорошо и легко…

   А теперь потянитесь, открыли глазки, улыбнулись друг дружке. Вы отдохнули, у вас хорошее настроение.        

 «Волшебный сон».

   Вы лежите на мягкой, зеленой травке, как на волшебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.

   Реснички опускаются, глазки закрываются.

   Мы спокойно отдыхаем… сном волшебным засыпаем.

   Дышится легко, ровно, глубоко.

   Наши ручки отдыхают…, ножки тоже отдыхают…

   Дышится легко…, ровно…, глубоко…

   Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

   Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

   Потянуться, улыбнуться!

   Всем открыть глаза и встать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Детская книга в педагогике рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Огромное значение художественная литература имеет и в логопедической практике....

Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта в ДОУ

На страницах данной презентации родители найдут ответы на вопросы касающиеся работы логопункта в ДОУ: специфика работы логопункта, что делают логопеды, для чего нужны занятия с логопедом и т.д....

Проект "Логосказка- как способ коррекции речевых нарушений у дошкольников"

логопедический проект, направленный на раннюю диагностику речевых нарушений,  и исправление этих нарушений спомощью логосказок вне занятий....

Практический материал для планирования индивидуальной работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников

В данном материале систематизированы формы работы по направлениям коррекционной деятельностис детьми, имеющими нарушения речи.Можно использовать для составления ИОМ, адаптированныхи специальных програ...

"Арт-терапия в коррекции речевых нарушений у дошкольников"

Презентация опыта работы по теме "Арт-терапия в коррекции речевых нарушений у дошкольников"...