Главные вкладки

    "Арт-терапия в коррекции речевых нарушений у дошкольников"
    презентация к уроку на тему

    Лабузнова Татьяна Михайловна

    Презентация опыта работы по теме "Арт-терапия в коррекции речевых нарушений у дошкольников"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_art-terapiya.pptx2.69 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Арт-терапия в коррекции речевых нарушений у дошкольников Подготовила Лабузнова Т.М. учитель-логопед МБДОУ № 18

    Слайд 2

    Арт-терапия –это… Художественная терапия, или терапия искусством Совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции Комплекс арт-терапевтических методик Направление психотерапевтической и психокоррекционной практики

    Слайд 3

    Термин «арт-терапия» /буквально: терапия искусством/ ввёл в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулёзными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровь я.

    Слайд 4

    Виды арт-терапии

    Слайд 5

    Основная цель арт-терапии Гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания

    Слайд 6

    Арт-терапия в педагогике Направление педагогической деятельности, использующее искусство в целях оптимального решения задач воспитания, обучения, развития, формирования, коррекции последнее время стали называть арт-педагогикой. Оно носит междисциплинарный , практикоориентированный характер и отражает современные тенденции к интеграции знаний.

    Слайд 7

    Синонимы термина « арт-педагогика » Арт-терапевтическая педагогика (Л. А. Аметова-Давыдовская ) Психопедагогика искусства (В. П. Анисимов) Арт-педагогический подход (О. С, Булатова) Арт-терапия

    Слайд 8

    Одна из задач арт-терапевтической педагогики – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства. Продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют прикладное значение: они служат материалом для анализа породивших их переживаний.

    Слайд 9

    Принципы арт-терапевтического взаимодействия в педагогике поддерживать в ребёнке его чувство собственного достоинства и позитивный образ «Я». говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка; отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребёнка с самим собой, а не с другими детьми; не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования, не навешивать «ярлыки»; не навязывать ребёнку способов деятельности и поведения вопреки его желанию; принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребёнка независимо от содержания, формы, качества.

    Слайд 10

    Арт-терапевтическая педагогика в дошкольном образовании Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Она позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Кроме того, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

    Слайд 11

    Арт-терапевтическая педагогика в логопедической работе Увеличение количества детей, имеющих речевые патологии, диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольных образовательных учреждений. У детей с речевыми патологиями нередко обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.

    Слайд 12

    Изотерапия Изотерапия (рисуночная терапия) — один из наиболее распространенных видов арт-терапии. Рисование — это творческий акт, позволяющий ребенку с ограниченными возможностями ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. рисование широко используется в работе с детьми с ОВЗ для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и т.д.

    Слайд 13

    Техники изотерапии Техника « мандала » (рисование в круге) – включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста. Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность. Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность Ниткография Рисование пальцами, ладонями Техника рисования на стекле

    Слайд 14

    Музыкотерапия Начиная с 19 века наука накопила немало подтверждений воздействия музыки на человека. Музыка: Укрепляет иммунную систему Улучшает обмен веществ Активизирует восстано- вительные процессы

    Слайд 15

    Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях у детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Слайд 16

    Звукотерапия Комплекс психосоматической регуляции свойств человеческого организма , основанный на использовании звука в лечебных целях Звуки: Успокаивают нервную систему Гармонизируют жизнь Оказывают общее исцеляющее действие на организм

    Слайд 18

    Звукотерапия Звук [и] заставляет вибрировать носоглотку и гортань, благотворно влияет на работу почек, лечит глаза, стимулирует гипофиз, щитовидную железу, улучшает настроение, усиливает творческие возможности. Звук [а] стимулирует верхнюю часть легких, снимает напряжение Звук [у] укрепляет горло и голосовые связки, способствует вентиляции легких , дает прилив сил и энергии, усиливает динамику жизни Звук [о] благотворно влияет на весь организм Звук [э] очищает организм от негативных эмоций Сочетания звуков и [о] и [ и ] полезно для сердца Сочетание звуков [и] ,[э] воздействует на железы внутренней секреции и мозг

    Слайд 19

    Чистоговорки как пример звукотерапии А-а-а, а-а-а, а-а-а – светит на небе луна А-а-а, а-а-а, а-а-а – моей дочке спать пора А-а-а, а-а-а, а-а-а – засыпай, моя краса А-а-а, а-а-а, а-а-а – спи спокойно до утра Уа-уа – наша Сонечка мала Уа, уа –любит петь она с утра уа, уа – подпеваю ей сама

    Слайд 20

    Кинезиотерапия (логоритмика) Логоритмика - ритмические речевые упражнения с целью развития и коррекции речи (фонематического слуха, развития артикуляционного аппарата, правильного интонирования, совершенствования свободной речи) Логоритмика способствует развитию чувства ритма, снижает общую скованность, напряжение, формирует плавность, пластичность движений

    Слайд 21

    Иммаготерапия ( куклотерапия ) Метод психологической помощи посредством кукол Самая действенная и распространенная форма это кукольный театр Куклотерапия - это праздничная, волшебная психотерапия Вождение кукол даёт нам всем (и детям, и взрослым) следующее: «Мануальный интеллект» (развивает мелкую моторику руки и пластику кисти), развивает способности к образному мышлению, учит концентрировать внимание, развивает очень редкое и обязательное для художника умение: выражать характер малыми средствами!

    Слайд 22

    Игротерапия Разновидность арт-терапии, использующей игру и игрушки в психокоррекционных целях Игры активно используются психологами, дефектологами, логопедами и другими педагогами

    Слайд 23

    Пескотерапия основная цель песочной терапии для детей с различными психофизическими нарушениями — помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения

    Слайд 24

    Библиотерапия (сказкотерапия) Наиболее приемлемой методикой для работы с детьми дошкольного возраста является один из видов библиотерапии — сказкотерапия

    Слайд 25

    Сказки для сказкотерапии

    Слайд 26

    Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми

    Слайд 27

    В работе с детьми я применяю метод логосказки, использующий элементы сказкотерапии, поскольку данный метод обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребёнка.

    Слайд 28

    От простого к сложному: Этапы работы со сказкой Работа с детьми по сказкам строится по следующему алгоритму: Прослушивание знакомой сказки с последующим анализом детей. Групповое и индивидуальное рассказывание сказок Групповое и индивидуальное придумывание сказок: Рассказывание известной сказки с придумыванием к ней продолжения Рассказывание сказки от имени персонажей сказки Рассказывание сказки наизнанку … Придумывание «своей» сказки.

    Слайд 30

    Итоги работы показали, что сказки имеют значительный потенциал для развития познавательного интереса у детей, литературной речи, творческого воображения, логического мышления, психических процессов. Сказка позволяет органично использовать различные виды арт-терапевтической педагогики : куклотерапию , театрализацию, изотерапию , логоритмику , психогимнастику , игротерапию .

    Слайд 31

    Проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются разные виды арт-терапевтической педагогики наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается речь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.

    Слайд 32

    Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребенка, главное – чтобы ребенок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны взрослых (воспитателей и родителей), научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной!

    Слайд 33

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция речевых нарушений у дошкольников.

    Этот материал идет как приложение к программе спортивного оздоравливания детей с нарушением речи....

    Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.

    Памятка для воспитателей по приминению Су-Джок терапии в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук....

    Использование метода Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений

    Теория и опыт использования метода Су-Джок терапии...

    Использование сказкотерапии и песочной терапии в коррекции речевых нарушений детей с умственной отсталостью - обобщение опыта

    Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка. Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень рас...

    "Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"

    МАтериал будет полезен специалистам, воспитателям, родителям...

    Использование Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей

    Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок тера...

    Буклет «Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей»

    Хочу познакомить вас с приемом который использую в работе с детьми это - Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она обеспечивает развитие познавательной,...