Открытое занятие по теме" Зима. Приметы зимы".
методическая разработка (6 класс) на тему

Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkr_urok.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия:

Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о зиме и её приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме зима, (снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, сугроб, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, выпадать, сыпать, скользкий, ледяной, ).

 учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия. Совершенствовать грамматический строй  речи,  учить образовывать качественные прилагательные, существительные с  уменьшительно-ласктельными  суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций. Обозначение мягкости согласных.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением. Воспитывать самоконтроль за речью.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: картинки с изображением зимы, зимних месяцев, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да!)

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)

2. Беседа о времени года 

Логопед: Назовите зимние месяцы?.

Какой сейчас месяц?

Какие изменения происходят в природе зимой?  

Какой день зимой?

Какая ночь?

Что можно сказать о снеге?

Какой бывает лед?

В какие игры можно играть зимой на улице?

Как мы одеваемся зимой?

(Беседа по теме, показ слайдов).

3. Упражнение на логическое мышление. Посмотрите на карточку с заданием и скажите, какого предмета не хватает?

Снежинка

Санки

Снеговик

Санки

Снеговик

Снежинка

Снеговик

Снежинка

?

4. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Снежинки»

1- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они? - Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

2- Руки у вас замерзли? Давайте погреем. (дети дуют тёплой струёй на руки)

- А губы у вас замёрзли?Подуйте на губы так:тпру-тпру.

- Язычоу увас шевелится? Пощёлкаете язычком..

(Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке).

5. «Что бывает зимой?» (показ слайдов).

- Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

- Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

- Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Физ. минутка для глаз.  «Птицы»

Упражнение для коррекции зрения.

Мы снежинку увидали, -
Со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)

Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.)

Дети сморят вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,
(Закрыть ладошками глаза.)

Глазки отдыхают.
(Дети складывают снежинки и садятся на стулья.)

Мы бабу снежную лепили,
(Изображают в воздухе последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее.
(Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали,
(Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали
(Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали.
(Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером.
(Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело.
(Приседают.)

А третьим – голова была
(Показывают на голову.)

И участи своей ждала.
(Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой,
(На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз.
(Показывают на глаза.)

Прорисовали ротик ловко,
(Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас.
(Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели,
(Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером.
(Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка.
(Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором!
(Скрещивают пальцы рук в замок.)

7. Игра «Назови ласково» Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок                 Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец            Дерево- деревце

Ветер- ветерок            Горка – горочка

Лёд- ледок                    Холод- холодок

Зима- зимушка             Санки- саночки

8. Составление предложений о зиме по картине

Логопед помещает на наборное полотно картину.

- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

- Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

- Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети. ( Наступила зима. Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.)
Логопед помогает детям,  если они затрудняются говорить полными предложениями.

- Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,                                          Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.                                          Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили,                                         «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,                                  «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,                                  Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.                                  Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли.                               Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                                 «Едят ложкой» суп

Логопед: Я предлагаю вам отправиться в путешествие, а куда – узнаете, отгадав загадку:

Стоит летом в шубу одетый,
А зимой – раздетый.
(Лес)

Показ слайда, звучит музыка Чайковского П. И. “Январь”

10. Вот мы с вами на лесной полянке, здесь живут дикие животные.

Ребята, как называются дикие животные одним словом? (Звери)А если один? (Зверь) . Посмотрите внимательно, здесь спрятались животные. Найдите их. (Выделение мягких согласных из слов: рысь, олень, конь, медведь)

11. Работа по слайдам «Следы в лесу». «Жизнь зверей зимой».

 Скажите, что остается на снегу, когда по нему пробежит зверь или птица? (Следы)

Поищем их следы.

Чьи это следы? Скажите предложением. (Это- птичьи следы. Это- заячьи следы. Это- волчьи следы.)

12.  И вдруг поднялся сильный ветер, началась метель. Все звери побежали к своим домам. (На доске выставлены карточки)

У медведя                                      нора

У волка                                          берлога

У лисы                                            логово.

(Дети меняют карточки местами, составляют предложения.

Молодцы, теперь животным метель не страшна.)

13. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

- Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

   Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий,     искристый,

                                 хрустящий, блестящий,…).

   День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

   Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

    Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

    Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

б) О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).

14. Итог занятия

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали на занятии?

- Что понравилось?

-Оценка работы детей.

Снег-                                                           Сосулька –

Мороз-                                                          Дерево-

Ветер-                                                        Горка –

Лёд-                                                              Холод-

Зима-                                                          Санки-

У медведя

нора

У волка                                          берлога

У лисы                                            логовО

У медведя

нора

У волка                                          берлога

У лисы                                            логово

Снег-      снежок                 Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец            Дерево- деревце

Ветер- ветерок            Горка – горочка

Лёд- ледок                    Холод- холодок

Зима- зимушка             Санки- саночки

Зима какая?-

                                               

    Снег какой? -

                                                     

   День какой? -

                                                         

   Ночь какая? -

                                                       

    Лед  какой? -

   

    Сосулька какая? -                                                

Морозный что? —                                        

Холодная что? —                                    

Снежное что? —                                      

Ледяные что? —                                         

Снежинка

Санки

Снеговик

Санки

Снеговик

Снежинка

Снеговик

Снежинка

?

Снежинка

Санки

Снеговик

Санки

Снеговик

Снежинка

Снеговик

Снежинка

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие "Зима. Приметы зимы".

Занятие, направленное на закрепление  знаний о приметах зимы с использованием пиктограмм и мнемотехники для детей с тяжёлой умственной отсталостью....

конспект открытого занятия "Зима в лесу"

Конспект открытого занятия "Зима в лесу" с презентацией...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

Открытое занятие "Зимующие птицы"

Объемня поделка из цветной бумаги....

Конспект открытого занятия «Из зимы в лето» (Цветокоррекция)

Цветовая коррекция фотографии, с дальнейшим созданием из нее изображений различных времен года (зима, весна, лето, осень) и фантастического пейзажа в растровом графическом редакторе GIMP.Обучающиеся з...

Зимние забавы. Приметы зимы – Телень налксемат. Телень тешкстнэ

Конспект урока по эрзянскому языку "Зимние забавы. Приметы зимы – Телень налксемат. Телень тешкстнэ"...

Открытое занятие "Мы подружимся с зимой"

Цель –  закрепить  знания детей о зиме.Задачи:-Учить- Развивать речь, через  полные ответы на поставленные вопросы , активизировать словарь детей.-Развивать  процесс ана...