внеурочная деятельность
рабочая программа по теме

применение технологии музейной педагогики во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа в отличие от урока менее регламентирована и более индивидуальна. Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями.  Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учебе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д. Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления.

1.Направления внеурочной деятельности.

-  духовно-нравственное,- социальное,- общеинтеллектуальное,

- общекультурное,- спортивно – оздоровительное.

2.Виды внеурочной деятельности.

- Игровая деятельность

- Познавательная деятельность

- Проблемно – ценностное общение

- Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)

- Художественное творчество

- Трудовая (производственная) деятельность

 

3.Формы внеурочной деятельности: кружок .игра , экскурсия, практика .

        Приведу пример использования во внеурочной деятельности такой педагогической технологии как музейная педагогика. Каждый педагог коррекционной школы 1-2 видов должен осознавать, что любая внеурочная деятельность должна быть направлена на развитие речи и слухового восприятия воспитанников . Программа кружка « Юные музееведы» построена именно с учётом того, что  она должна служить средством развития речи глухих и слабослышащих детей, а через нее и формирования нравственно-патриотических компетенций. У глухих и слабослышащих детей нравственные чувства развиты недостаточно, а в силу речевого недоразвития они недостаточно осмыслены. Программа способствует работе по развитию памяти, мыслительных процессов, устной речи, слухового восприятия. Идея программы - развитие речи и слухового восприятия посредством музейной педагогики. Цель программы – теоретическая, методическая и практическая подготовка юных музееведов к поисковой и музейно – краеведческой деятельности.

Задачи программы:

- заинтересовать ребят работой в музее;

- обогатить устную речь глухих и слабослышащих школьников необходимой для работы в музее терминологией;

-   формировать умения и навыки вести поисковую, оформительскую, экскурсоводческую деятельность;

-организация практической деятельности по сбору материалов для написания летописи истории школы и подготовке фондов музея к празднованию Дня Победы.

Структура программы:             

     Программа реализуется в течение 2-х лет и охватывает обучающихся 13-17 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия индивидуальные и групповые.

    В первый год приоритеты отданы изучению терминологии, необходимой для музейной работы, знакомству с основными фондами музея.

   Идет процесс изучения экспозиции школьного музея плюс практическая деятельность по созданию экспозиции к 70-летию Победы и сбору материалов к написанию летописи истории школы к 80-летнему юбилею.

  В течение второго года обучения ребята получают  навыки поисково-исследовательской  работы; учатся готовить и практически проводить экскурсии в школьном музее.

Реализация программы предполагает следующие виды деятельности:

- изучение музейной терминологии;

- изучение материалов основных экспозиций школьного музея;

- работа по исследованию материалов летописи истории школы;

- применение на практике памяток с целью поисково-исследовательской деятельности;

- практическая работа по подготовке и проведению экскурсий;

- оформительская работа по подготовке экспозиций;

 Ожидаемые результаты:

   К концу первого года обучения учащиеся будут знать и уметь :

 - основные термины, необходимые для музейной работы;

 -ориентироваться в фондах музея;

 -знать название и содержание экспозиций музея;

 - уметь подбирать материалы к летописи школьного музея;

 -оказывать помощь в техническом оформлении экспозиций.

  К концу второго года обучения учащиеся будут знать и уметь:

  - знать и уметь применять на практике памятки:

  а) памятка исследователя;

  б) памятка « как проводить работу с информатором»

  в) памятка « как записать воспоминания»

  г) памятка «как оформить экспозицию»

  д) памятка экскурсовода.

  - готовить и проводить экскурсии по экспозициям школьного  музея.

   

Деятельность Совета музея и реализация рабочей программы дополнительного образования по музейной педагогике в 2009-2011 годы позволила сформировать ряд компетенций:

-Личностная (нравственная) компетенция определяется развитыми нравственными, эмоциональными, эстетическими установками и качествами, готовность, способностью жить по традиционным нравственным законам. (Осуществлялась через работу Совета музея, мероприятия самоуправленческой деятельности (организация экскурсий, исследование проблемы), участие в социальнозначимых проектах и акциях (опека ветеранов, поздравление их, пополнение экспозиций);

-Социальная компетенция - это присущие личности гражданские, демократические и патриотические убеждения, освоенные социальные практики, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. (Огонёк «Ветеран пришёл к нам в гости», день самоуправления в музее, совместная работа с ветеранами по исследованию фотодокументов );

-Общекультурная компетенция предполагает освоение основ отечественной и мировой культуры (участие в творческих конкурсах, проведение мероприятий по культуре речи, культуре общения,  экскурсии, посещения  музеев);

-Интеллектуальная компетенция проявляется в развитых интеллектуальных качествах личности; способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации (получение навыков исследовательской работы с различными источниками информации: фотодокументами, архивным документами, использование ресурсов интернета; мультимедийные презентации);

-Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них (кружковые занятия, мероприятия, в ходе  которых создаются различные творческие работы, проекты, презентации и т.д.)

-Коммуникативная компетенция предполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. (Все формы диалога; экскурсионная деятельность; исследования и проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;  выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.; вовлечение учащихся в работу кружков ).

     Одним из методов, позволяющим развивать ключевые компетенции, является метод обучения через деятельность - это явственно продемонстрировала внеурочная деятельность  Совета музея  «Рославльской специальной (коррекционной) школы-интерната 1-2 видов». Музейная педагогика создаёт огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с глухими и слабослышащими учащимися во внеурочное время и служит средством развития мотивации деятельности, устной речи и гражданско – патриотических компетенций учащихся 1-2 видов.

-Районный конкурс: « О войне я знаю из книг» - благодарственное письмо Дворову С., учащемуся 6-б класса слабослышащих-2008г.;

-Районный конкурс: «Через тернии - к звёздам», представлена проектно- исследовательская работа ученицы 10 кл. Фоминой Н.: « История комсомола Рославльской школы-интерната для глухих детей»-2010г.;

-Областной фестиваль художественно-поэтического творчества детей «Золотая осень»2011-2012г.г., дипломы лауреатов СеливёрстовА., КирееваВ., Тарасов А.;

-Областной конкурс: «Лучший воспитанник 2011г.» -диплом финалиста Селивёрстова Артёма;

-Областной конкурс «Киномай» - сочинение ученицы 9-б класса слабослышащих Киреевой В.: « Хочу стать режиссёром»-2012г. (См. приложение - грамоты).

Учебный год

Название конкурса

Участники, результаты

2007год

2008год

2010год

2011год

2011-2012годы

2012год

Областной конкурс рисунков воспитанников школ-интернатов и детских домов «Моя малая Родина».

Районный творческий конкурс «Что я знаю о войне» .

Всероссийская выставка художественного и прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья.

Всероссийский конкурс творческих проектов для детей и подростков с нарушенным слухом «Доступная среда».

Областной конкурс рисунков «Космические фантазии»;

Областной конкурс «Лучший воспитанник-2011» учреждений для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.

10-11 областные фестивали художественно-поэтического творчества детей «Золотая осень».

Областной литературный праздник «Знай классическую детскую литературу»;

Областной конкурс «Детский Киномай»

Дворов С. диплом 3степени; КирееваВ.-диплом 1 степени; Ильенков А.-свидетельство участника;

ДворовС.-благодарственное письмо;

Дворов С.-грамота за работу «Ёжик»,ЛевинаЕ.-грамота за работу «Чучело»;

СеливёрстовА.-грамота участника;

СеливёрстовА.-диплом лауреата;

СеливёрстовА.-диплом финалиста;

КирееваВ.,СеливёрстовА.-дипломы лауреатов за 2011г.,ТарасовА.-диплом лауреата за 2012год.

СеливёрстовА.-грамота:

КирееваВ.-представлено слчинение.

           Горжусь тем, что воспитала ребят, которые смогли влиться в наше сложное, многообразное общество! Наглядно это продемонстрировало итоговое занятие по теме: « Рославль в период оккупации», проведённое в 2012г.(см. приложение - внеклассное занятие: «Рославль в период оккупации» , презентацию на диске).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...