внеурочная деятельность
рабочая программа по теме
применение технологии музейной педагогики во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа в отличие от урока менее регламентирована и более индивидуальна. Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями. Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учебе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д. Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления.
1.Направления внеурочной деятельности.
- духовно-нравственное,- социальное,- общеинтеллектуальное,
- общекультурное,- спортивно – оздоровительное.
2.Виды внеурочной деятельности.
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно – ценностное общение
- Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)
- Художественное творчество
- Трудовая (производственная) деятельность
3.Формы внеурочной деятельности: кружок .игра , экскурсия, практика .
Приведу пример использования во внеурочной деятельности такой педагогической технологии как музейная педагогика. Каждый педагог коррекционной школы 1-2 видов должен осознавать, что любая внеурочная деятельность должна быть направлена на развитие речи и слухового восприятия воспитанников . Программа кружка « Юные музееведы» построена именно с учётом того, что она должна служить средством развития речи глухих и слабослышащих детей, а через нее и формирования нравственно-патриотических компетенций. У глухих и слабослышащих детей нравственные чувства развиты недостаточно, а в силу речевого недоразвития они недостаточно осмыслены. Программа способствует работе по развитию памяти, мыслительных процессов, устной речи, слухового восприятия. Идея программы - развитие речи и слухового восприятия посредством музейной педагогики. Цель программы – теоретическая, методическая и практическая подготовка юных музееведов к поисковой и музейно – краеведческой деятельности.
Задачи программы:
- заинтересовать ребят работой в музее;
- обогатить устную речь глухих и слабослышащих школьников необходимой для работы в музее терминологией;
- формировать умения и навыки вести поисковую, оформительскую, экскурсоводческую деятельность;
-организация практической деятельности по сбору материалов для написания летописи истории школы и подготовке фондов музея к празднованию Дня Победы.
Структура программы:
Программа реализуется в течение 2-х лет и охватывает обучающихся 13-17 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия индивидуальные и групповые.
В первый год приоритеты отданы изучению терминологии, необходимой для музейной работы, знакомству с основными фондами музея.
Идет процесс изучения экспозиции школьного музея плюс практическая деятельность по созданию экспозиции к 70-летию Победы и сбору материалов к написанию летописи истории школы к 80-летнему юбилею.
В течение второго года обучения ребята получают навыки поисково-исследовательской работы; учатся готовить и практически проводить экскурсии в школьном музее.
Реализация программы предполагает следующие виды деятельности:
- изучение музейной терминологии;
- изучение материалов основных экспозиций школьного музея;
- работа по исследованию материалов летописи истории школы;
- применение на практике памяток с целью поисково-исследовательской деятельности;
- практическая работа по подготовке и проведению экскурсий;
- оформительская работа по подготовке экспозиций;
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся будут знать и уметь :
- основные термины, необходимые для музейной работы;
-ориентироваться в фондах музея;
-знать название и содержание экспозиций музея;
- уметь подбирать материалы к летописи школьного музея;
-оказывать помощь в техническом оформлении экспозиций.
К концу второго года обучения учащиеся будут знать и уметь:
- знать и уметь применять на практике памятки:
а) памятка исследователя;
б) памятка « как проводить работу с информатором»
в) памятка « как записать воспоминания»
г) памятка «как оформить экспозицию»
д) памятка экскурсовода.
- готовить и проводить экскурсии по экспозициям школьного музея.
Деятельность Совета музея и реализация рабочей программы дополнительного образования по музейной педагогике в 2009-2011 годы позволила сформировать ряд компетенций:
-Личностная (нравственная) компетенция определяется развитыми нравственными, эмоциональными, эстетическими установками и качествами, готовность, способностью жить по традиционным нравственным законам. (Осуществлялась через работу Совета музея, мероприятия самоуправленческой деятельности (организация экскурсий, исследование проблемы), участие в социальнозначимых проектах и акциях (опека ветеранов, поздравление их, пополнение экспозиций);
-Социальная компетенция - это присущие личности гражданские, демократические и патриотические убеждения, освоенные социальные практики, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. (Огонёк «Ветеран пришёл к нам в гости», день самоуправления в музее, совместная работа с ветеранами по исследованию фотодокументов );
-Общекультурная компетенция предполагает освоение основ отечественной и мировой культуры (участие в творческих конкурсах, проведение мероприятий по культуре речи, культуре общения, экскурсии, посещения музеев);
-Интеллектуальная компетенция проявляется в развитых интеллектуальных качествах личности; способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации (получение навыков исследовательской работы с различными источниками информации: фотодокументами, архивным документами, использование ресурсов интернета; мультимедийные презентации);
-Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них (кружковые занятия, мероприятия, в ходе которых создаются различные творческие работы, проекты, презентации и т.д.)
-Коммуникативная компетенция предполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. (Все формы диалога; экскурсионная деятельность; исследования и проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.; вовлечение учащихся в работу кружков ).
Одним из методов, позволяющим развивать ключевые компетенции, является метод обучения через деятельность - это явственно продемонстрировала внеурочная деятельность Совета музея «Рославльской специальной (коррекционной) школы-интерната 1-2 видов». Музейная педагогика создаёт огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с глухими и слабослышащими учащимися во внеурочное время и служит средством развития мотивации деятельности, устной речи и гражданско – патриотических компетенций учащихся 1-2 видов.
-Районный конкурс: « О войне я знаю из книг» - благодарственное письмо Дворову С., учащемуся 6-б класса слабослышащих-2008г.;
-Районный конкурс: «Через тернии - к звёздам», представлена проектно- исследовательская работа ученицы 10 кл. Фоминой Н.: « История комсомола Рославльской школы-интерната для глухих детей»-2010г.;
-Областной фестиваль художественно-поэтического творчества детей «Золотая осень»2011-2012г.г., дипломы лауреатов СеливёрстовА., КирееваВ., Тарасов А.;
-Областной конкурс: «Лучший воспитанник 2011г.» -диплом финалиста Селивёрстова Артёма;
-Областной конкурс «Киномай» - сочинение ученицы 9-б класса слабослышащих Киреевой В.: « Хочу стать режиссёром»-2012г. (См. приложение - грамоты).
Учебный год | Название конкурса | Участники, результаты |
2007год 2008год 2010год 2011год 2011-2012годы 2012год | Областной конкурс рисунков воспитанников школ-интернатов и детских домов «Моя малая Родина». Районный творческий конкурс «Что я знаю о войне» . Всероссийская выставка художественного и прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья. Всероссийский конкурс творческих проектов для детей и подростков с нарушенным слухом «Доступная среда». Областной конкурс рисунков «Космические фантазии»; Областной конкурс «Лучший воспитанник-2011» учреждений для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей. 10-11 областные фестивали художественно-поэтического творчества детей «Золотая осень». Областной литературный праздник «Знай классическую детскую литературу»; Областной конкурс «Детский Киномай» | Дворов С. диплом 3степени; КирееваВ.-диплом 1 степени; Ильенков А.-свидетельство участника; ДворовС.-благодарственное письмо; Дворов С.-грамота за работу «Ёжик»,ЛевинаЕ.-грамота за работу «Чучело»; СеливёрстовА.-грамота участника; СеливёрстовА.-диплом лауреата; СеливёрстовА.-диплом финалиста; КирееваВ.,СеливёрстовА.-дипломы лауреатов за 2011г.,ТарасовА.-диплом лауреата за 2012год. СеливёрстовА.-грамота: КирееваВ.-представлено слчинение. |
Горжусь тем, что воспитала ребят, которые смогли влиться в наше сложное, многообразное общество! Наглядно это продемонстрировало итоговое занятие по теме: « Рославль в период оккупации», проведённое в 2012г.(см. приложение - внеклассное занятие: «Рославль в период оккупации» , презентацию на диске).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-248453-1371749269.jpg)
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-567068-1421574654.jpg)
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-496789-1413115104.jpg)
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649247-1436977106.jpg)
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/05/picture-800939-1467709235.jpg)
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/21/picture-807125-1471793499.jpg)
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...