Особенности работы с педагогически запущенными учащимися.
методическая разработка по теме

Чтобы ребёнок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему необходимы правильно организованная среда и присутствие взрослого (родителя), который будет не только рядом, но и вместе с ним. Без этих условий многие его резервы остаются нераскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью. Отсюда вытекает необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Всё больше учителей в поисках решений проблемы детей, испытывающих трудности в обучении, обращаются за помощью к логопедам, психологам. Объединившись, специалисты должны тесно сотрудничать друг с другом. Главная цель работы такого коллектива состоит в создании системы коррекционной помощи данным детям вне специализированных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_faktorov_socializacii.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с педагогически запущенными учащимися.

Из факторов социализации самым важным была и остаётся родительская семья, влияние которой ребёнок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребёнка. Для того чтобы ребёнок мог полноценно развиваться, ему необходима такая среда, которая позволит в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворит потребность в спонтанной деятельности, даст пищу разуму и не скуёт движения.

Так М. Монтессори основывалась на идее детского впитывающего сознания. Она считала, что с самого рождения ребёнок как губка впитывает всё, что его окружает. Сенсомоторика (зрение, слух, осязание, обоняние) служат тем устройством, посредством которого происходит развитие человеческого разума. Таким образом, чтобы ребёнок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему необходимы правильно организованная среда и присутствие взрослого (родителя), который будет не только рядом, но и вместе с ним. Без этих условий многие его резервы остаются нераскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью. В первый класс дети приходят с низким уровнем сформированности познавательной сферы, а также эмоционально – личностная незрелость определяет их своеобразие в период начального обучения в школе. У таких детей отклонения в речевом развитии имеют различные формы и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков, другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушением письма и чтения, третьи – выражаются в недоразвитии всех трёх компонентов речевой системы; фонетики (включая процесс фонемообразования), лексики и грамматики. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.     Нарушения цельности и связности высказываний обусловлены недостаточным познавательным опытом, особенностями мышления и сниженным уровнем мыслительной деятельности данных детей, а также несформированностью языковой связности письменной речи. Отсюда вытекает необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Всё больше учителей в поисках решений проблемы детей, испытывающих трудности в обучении, обращаются за помощью к логопедам, психологам. Объединившись, специалисты должны тесно сотрудничать друг с другом. Главная цель работы такого коллектива состоит в создании системы коррекционной помощи данным детям вне специализированных классов. Вырабатывается стратегия преодоления нарушений речи, письма, счёта, чтения, психического развития, поведения. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов, будь то мышление или речь. Развивать познавательную и речевую деятельность необходимо систематически и целенаправленно. В первую очередь - это становление и развитие произвольности, причём не только в психомоторной сфере, но главным образом, в интеллектуальной. Ребёнок должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять свою мыслительную деятельность поставленной задаче. И только потом, на этой базе начинать работать над коррекцией и развитием речи и познавательных процессов.

При составлении плана работы с детьми учитываются характерные ошибки, подбираются соответствующие задания, в которые включается и текущий учебный материал. Необходимое условие успешной коррекции – предъявление единых требований к школьнику со стороны учителя и специалистов.

Система коррекционного обучения осуществляется:

     1 – на фонематическом уровне. Ведётся работа по развитию звукового анализа слов и фонематического восприятия (дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики);

      2 – на лексическом уровне. Ведётся работа по накоплению словаря (за счёт усвоения новых слов и их значений), его качественному обогащению (путём усвоения смысловых и переносных значений и словосочетаний), очищение словаря от искажённых, жаргонных слов;

      3 – на синтаксическом уровне. Ведётся работа по преодолению и предупреждению ошибочных словосочетаний, осознанному построению предложений, обогащению фразовой речи путём ознакомления с явлением многозначности (синонимы, антонимы, омонимы) синтаксических конструкций.

Нарушения звукопроизношения у детей – это один из основных или ведущих дефектов в структуре речевых нарушений. Методики коррекций недостатков

произношения звуков достаточно полно разработаны. Для увеличения эффективности коррекционных методов и приёмов по исправлению нарушения звукопроизношения помимо обыкновенной артикуляционной гимнастики, постановки звука необходимо применение сопутствующих и развивающих внимание, память, мышление, мелкую моторику игр, упражнений и заданий.

Педагогически запущенные дети имеют значительный объём неосвоенного учебного материала. Основной целью занятий является формирование устойчивых элементарных учебных навыков. По математике – это устный счёт

(сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел, умножение и деление), нахождение закономерностей в числовых последовательностях. По русскому языку – упражнения на основные орфограммы: жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн, звонкие и глухие согласные, проверяемые безударные гласные, словарные гласные, разделительный ъ и ь, падежи имён существительных, склонения, состав слова. Сложность заданий увеличивается постепенно.

Использование учебного и неучебного материала позволяет решать проблему переноса достигнутых результатов в учебную деятельность. Если

логопед и психолог чаще применяют неучебный материал, то учитель работает на учебном материале, постепенно увеличивая степень трудности и используя упражнения из программы, которую ребёнок изучает в данное время в классе. Так происходят закрепление достигнутых результатов на учебном материале, отработка и оформление их в учебные навыки. Комплексное преодоление неуспеваемости предполагает обязательное взаимодействие специалистов, учителя и родителей детей. Они наблюдают ребёнка дома  и в классе, создавая условия для закрепления достигнутых результатов.

 В системе работы по устранению речевых нарушений у педагогически запущенных детей является формирование пространственного восприятия и пространственных представлений, а также временных представлений.

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Имеется в виду смена времени суток, времён года, смена поколений. Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьёзного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно – временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников – на развитии навыка чтения и письма. Для овладения письмом ребёнку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность – графических знаков и временную – звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных (« над », «под»). Младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов « к – у», «в – на» (« к дому – у дома», « в столе – на столе»). Нередко они смешивают предлоги « перед – после – за». Например: « Шкаф стоит после стула « вместо» Шкаф стоит за стулом «. Или « Лето бывает перед весной, а осень после зимы». Дети испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий «, « толстый – тонкий». Они заменяют обозначениями « большой «  или « маленький» ( « широкая река – большая река» ). Часто у них наблюдается запаздывание формирования « схемы тела «. В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определённого количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два – три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом). Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки

(зеркальное написание букв), в норме исчезающие по мере формирования навыка письма. Оказываются у таких детей достаточно стойкими.

Дети с проблемами в усвоении временных представлений испытывают сложности при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста. При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам (« зима – лето», «день – ночь»), ошибок не допускается. Но , если различия не столь ярко выражены (весна – осень», «вечер – утро»), возникают значительные затруднения. Проблемы возникают при различении сходных в понимании детей описаний («птицы прилетают – птицы улетают», «день прибывает – день убывает») Это связано со сложностями выделения в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение. Детям становится не понятно, например, куда полетели птицы. Ясно лишь то, что они перемещаются. У школьников ошибки при определении и соотнесении возраста. Трудности вызывает образование отчества от имени отца.

Недостаточно развитая ориентировка во времени. Это проявляется в ошибках грамматического оформления устной речи, в школе выльется при письме в выраженные аграмматизмы. Сюда относится и различение настоящего, прошедшего и будущего времени глагола, и употребление глагола совершенного и несовершенного вида.

В повседневную работу с педагогически запущенными детьми целесообразно  включать игры и задания для развития общей и мелкой моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка.

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А. Сухомлинский).

Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на обучении детей. Занятия проходят в игровой форме, которые создают не только положительный эмоциональный фон, но и длительное их выполнение. При подборе игровых упражнений следует использовать следующие принципы:

игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребёнка строятся на основании доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребёнок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

постепенное усложнение.

(Пример авторской игры смотри в приложении.)

Таким образом, под эффективной системой коррекционной помощи с педагогически запущенными детьми понимается взаимодействие специалистов (логопеда, психолога) с учителем, медиком и родителями. При таком взаимодействии сокращается время коррекционной работы с детьми и достигаются более значительные результаты. Они следующие:

изменяется общее эмоциональное состояние детей. Они становятся активными, уверенными в своих действиях. Начинает преобладать бодрое, весёлое настроение;

появляется познавательный учебный интерес и мотивация достижения, пропадает мотив «избегание неудачи»;

«прорыв « в одном предмете чаще всего, способствует продвижениям в других.

Необходимо также выделить и положительные стороны в работе с педагогически запущенными детьми при взаимодействии со специалистами:

снижаются затраты времени, так как не происходит дублирования работы специалистов;

предупреждаются перегрузки и нервное перенапряжение ребёнка, потому что специалисты работают последовательно, а не одновременно;

отслеживается динамика положительных изменений, которые позволяют своевременно закреплять положительные результаты на каждом этапе работы;

возрастает эффективность работы, так как на одну и ту же детскую проблему специалисты воздействуют с разных сторон и подбирают наиболее действенные средства для конкретного ребёнка;

Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: « Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…»

На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе логопеды, психологи, учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности работы с педагогически запущенными подростками"

Презентация к докладу "Особенности работы с педагогически запущенными поростками" - Школа педагогического мастерства....

опыт работы "Особенности работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков"

Обобщение опыта работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков...

Авторская программа «План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями»

План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и   неблагополучными семьями в виде таблицы...

Рекомендации по работе с педагогически запущенными детьми

Содержание.1. Технология работы с педагогически запущенными детьми.2. Методы и методики исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми3. Схема постановки психолого-п...

Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности учащихся

В презентации "Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической  запущенности учащихся" рассмотрены следующие вопросы:стадии социально-педагогической запущенности учащихся;задачи, которые...

Активизация познавательной деятельности педагогически запущенных учащихся на уроках химии в условиях вечерней школы

Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познава...

ПАМЯТКА «Как классному руководителю работать с педагогически запущенными детьми»

ПАМЯТКА«Как классному руководителю работать с педагогически запущенными детьми»...