Программа факультатива "Я и компьютер"
рабочая программа (5 класс) по теме

Программа расчитана для работы с детьми коррекционной школы VIII вида 5 - 9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_informatike.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснокамское муниципальное образование

Управление системой образования

Муниципальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с отклонениями в развитии

«Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат №9 VIIIвида»

Рассмотрено на методсовете

«____»________________2011г.

Протокол № _______

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_________Л.В.Иванова

«____»_____________2011г.

«Я и компьютер»

срок реализации: 5 лет

для учащихся 5 – 9 классов

Автор-составитель:

Синяева Елена Александровна,

учитель начальных классов

II квалификационной категории

Краснокамск 2011

Содержание.

Пояснительная записка …………………………………………………………………3

     Календарное планирование:

5 класс. Подготовительный курс……………………………………………………….6

6  класс. Ознакомительный курс……………………………………………………... 10

7 класс. Начальная подготовка……………………………………………………….. 14

8 класс. Основной курс………………………………………………...………………18

9 класс. Основной курс………………………………………...………………………21

Методическое обеспечение программы………………………………………………26

Виды и формы контроля……………………………………………………………….29

Карта диагностики воспитанников по программе «Я и компьютер»……………….31

Список литературы……………………………………………………………………..32

Приложение. Гимнастика для глаз…………………………………………………….34

Пояснительная записка

Программа курса “Я и компьютер” в специальной (коррекционной) школе VIII вида рассчитана на учащихся 5-9х классов. Появилась возможность в условиях класса обеспечить каждому ребенку адекватный лично для него темп  и способы усвоения знаний, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной работе. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.

Цель изучения курса в специальной (коррекционной) школе VIII вида:

формирование элементов информационной культуры и получение практических умений и навыков работы на компьютере, необходимых  в дальнейшей учебной деятельности, расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, выработка у учащихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Цель предусматривает решение следующих задач:

Обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации.

Развивать у детей умение планировать последовательность выполняемых действий.

Развивать творческие способности учащихся.

Расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой.

В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно - развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.). Курс “Я и компьютер” следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный  интерес к изучаемому курсу.

В курсе с учетом возрастных особенностей учащихся выделяется четыре ступени обучения:

- подготовительная – 5 класс.

- ознакомительная – 6  класс.

- начальная подготовка – 7   класс.

- основная -  8 - 9 кл.

        Программа рассчитана на 34 внеурочных часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

В основу занятий положены следующие принципы:

развивающего обучения

индивидуального обучения

дифференцированного обучения.

наглядности

доступности подачи информации.

последовательности – от простого к сложному.

игровой принцип.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Использование проверочных тестов для закрепления пройденного материала.

Проведение творческих работ, стимулирующих интерес и активность ребят.

Применение наглядных пособий, развивающих игр и книг.

Включение игровых и конкурсных элементов в ходе занятия.

Ожидаемые результаты

Должны знать:

правила техники безопасности при работе на ПК;

названия и функциональное назначение, основные характеристики устройств компьютера (для чего необходимы устройства ПК, как ими лучше пользоваться);

основные типы носителей информации в компьютере, их основные характеристики (на какие носители лучше производить запись, знать объем записи на СД- диск, ДВД- диск, флеш- карту или дискету);

состав и назначение программного обеспечения ПК (для чего необходимы программы текстового, графического, табличного редактора);

Должны уметь:

пользоваться текстовым редактором (не только набирать текст в нем, но и использовать все функции, например изменение шрифтов, вставка символов, рисунков, рамок, изменение форматов листа и т.д.);

пользоваться шаблонами приложений (использовать такие шаблоны приложений, как буклеты, визитки, публикации,  резюме, письма и т.д. уже имеющиеся в базе ПК);

уметь выполнять обмен файлами (как в сети, так и в программных средствах).

5 класс

Подготовительный курс.

34 часа (1 раз в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Компьютеры вокруг нас  (12 часов)

1

Техника безопасности в компьютерном классе

1

1

2

Основные компоненты компьютера

1

1

3

Клавиатура. Процессор. Память

1

1

4

Устройства ввода, вывода        

1

1

5

Практическая работа “Клавиатура”

2

6

Клавиатурный тренажер

2

Компьютеры вокруг нас. Знакомство с правилами техники безопасности. Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви, с громоздкими предметами. Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь. Работать разрешается только на том компьютере, который выделен на данное занятие. Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других учеников. Перед началом работы ученик должен убедиться в отсутствии видимых повреждений оборудования на рабочем месте. Напряжение в сети кабинета включается и выключается только преподавателем. Новые профессии. Компьютеры в школе. Основные устройства компьютера (Системный блок, монитор  (вместе с видеокартой монитор образует видеосистему), клавиатура, периферийные устройства). Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Практические работы. Изучение правил техники безопасности. Клавиатурный тренажер. Знакомство с устройством манипулятора типа мышь. Назначение левой и правой кнопки мыши. Приемы работы с мышью. Клавиатурный тренажер. Знакомство с клавиатурой. Назначение клавиш. Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер.


Учащиеся должны знать:    

как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

для чего нужны основные устройства компьютера.

Учащиеся должны уметь:    

пользоваться мышью и клавиатурой;

запускать и завершать компьютерные программы.

Графика. (20 часов)

7

Графический редактор Paint

1

8

Понятие компьютерной графики.

1

9

Окно программы и его активация.

1

6

10

Панель инструментов и приемы работы с инструментами, палитра.

1

6

11

Использование графических примитивов.

1

3

Графика. Paint - простейший графический редактор, предназначенный для создания и редактирования растровых графических изображений в основном формате Windows (BMP) и форматах Интернета (GIF и JPEG). Он приемлем для создания простейших графических иллюстраций, в основном схем, диаграмм и графиков, которые можно встраивать в текстовые документы; в Paint можно создавать рекламу, буклеты, объявления, приглашения, поздравления и др.

Графический редактор Paint ориентирован на процесс “рисования” изображения и комбинирования готовых фрагментов, а не на обработку (“доводку”) готовых изображений, таких как отсканированные фотографии.

Средства и инструменты для “художественного” творчества - палитра цветов, кисть, аэрозольный баллончик, ластики для стирания, “карандаши” для рисования геометрических фигур (линий, прямоугольников, эллипсов, многоугольников). Редактор позволяет вводить тексты, и богатый набор шрифтов из комплекта Windows дает возможность выполнять на картинках эффектные надписи. Имеются и “ножницы” для вырезания фрагментов картинки, - вырезанный элемент можно переместить, скопировать, уменьшить, увеличить, развернуть и т.д.

Основные возможности Paint: 

Проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета.
Использование кистей различной формы, ширины и цвета.
Построение различных фигур - прямоугольников, многоугольников, овалов, эллипсов - закрашенных и не закрашенных.
Помещение текста на рисунок.
Использование преобразований - поворотов, отражений, растяжений и наклона.


Практические работы: Графика. Собрать картинку. Раскрашивание компьютерных рисунков. Освоение режимов работы графического редактора. Конструирование. Создание и редактирование рисунков.

Учащиеся должны знать:    

определение графического редактора

как запустить графический редактор

что такое инструменты в графическом редакторе Pain

как изменить размеры графических примитивов и ластика

как вставить текст на рабочее поле


Учащиеся должны уметь:    

выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

рисовать линию в Paint

вставлять надпись на рабочее поле в Paint

отменять операцию, сделанную последним инструментом

сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

12

Итоговое занятие. Практическая работа.

2

ИТОГО

9

25

ИТОГО

34

К концу года учащиеся должны:

знать основные требования при работе на компьютере;

уметь пользоваться клавиатурой;

набирать простые тексты с образца на клавиатуре;

создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять.

6  класс

Ознакомительный курс

34 часа (1 раз в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Изучение техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе

1

1

Файлы и папки (8 часов)

2

Имя файла.

1

1

3

Операции над файлами и папками (каталогами)

1

5

Файлы. Папки (каталоги). Основа всех современных операционных систем – файлы. В них содержатся разнообразные документы, изображения, программы, данные и т.д. Даже сама операционная система находится в различных файлах. Сами файлы располагаются в папках (также называемых директориями), чаще всего они объединены по темам. Папки могут находиться одна в другой и образовывать тем самым “древовидную”, иерархическую структуру. Количество файлов в одной директории и количество самих директорий практически не ограничено. Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и каталогов (папок), удаление файлов и каталогов (папок). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

Практические работы: создание папки со своим именем. Сохранение файла в данной папке. Запуск из папки. Запуск после поиска. Запуск с панели. Копирование файла. Перемещение файла из одной папки в другую. Работа с проводником. Удаление папки, файла. Извлечение папки, файла из корзины.

Учащиеся должны знать:    

что такое полное имя файла.

Учащиеся должны уметь:    

создавать папки (каталоги)

удалять файлы и папки (каталоги)

копировать файлы и папки (каталоги)

перемещать файлы и папки (каталоги).

Текстовый редактор. (22 часа)

4

Назначение и основные возможности текстовых редакторов и процессоров.

1

1

5

Структура макета текстового документа.

1

3

6

Окно программы.

1

5

7

Работа в текстовом редакторе.

1

4

8

Навыки набора и редактирования текстового документа.

1

4

Текстовый редактор. Знакомство с программой. Окно редактора Word . Выполнение команд . Основные термины. Создание документа. Набор текста на клавиатуре. Первое сохранение документа. Проверка правописания .

Приемы работы с текстом. Редактирование. Закрытие документа. Открытие сохраненного документа. Форматирование. Предварительный просмотр. Повторное сохранение документа. Печать. Дополнительные возможности. Вставка нестандартных символов. Обрамление и заливка. Создание списков. Форматирование многостраничного документа. Параметры страниц. Нумерация страниц. Создание колонтитулов. Содержание Оформление титульного листа. Создание оглавления. Объекты. Вставка картинок из коллекции. Панель инструментов рисования. Создание фигурного текста. Оформление текста в виде столбцов. Табуляция. Колонки. Таблица. Автоматизация. Поиск и замена текста. Автозамена. Шаблоны. Мастера. Стили. Некоторые настройки редактора Word. Использование справочной системы. Клавиши быстрого вызова Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Практические работы: Выполнение заданий клавиатурного тренажера. Работа в текстовом редакторе. Освоение приемов создания и редактирования текстовых документов. Основные операции над объектами текстового документа.

Учащиеся должны уметь:    

набирать текст на клавиатуре;

сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и  редактировать их;

копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

подбирать походящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;

составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Учащиеся должны знать:

назначение и основные возможности текстовых редакторов и процессоров;

5

Итоговое занятие. Практическая работа.

2

ИТОГО:

8

26

ИТОГО:

34

Учащиеся должны знать:

 правила техники безопасности при работе в компьютерном классе;

 принцип расположения символьных клавиш на клавиатуре.

Учащиеся должны уметь:

 работать с символьными клавишами клавиатуры.

   Учащиеся должны:

 иметь понятие о компьютере как информационной машины;

 знать основные блоки персонального компьютера и назначение

его основных устройств.

   

7 класс

Начальная подготовка

34 часа (1 раз в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Основные требования при работе в компьютерном классе.

1

1

Алгоритмы (10 часов)

2

Понятие алгоритма

1

3

Способы записей алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схема).

1

2

4

Составление простейших алгоритмов

1

1

5

Алгоритмы в окружающем мире.

1

3

Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. подготовка   базы   для   работы   с   новым; материалом , актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма,       формирование   нового   навыка.   Учащиеся   должны   быть  подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма.  Время,  отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности  учащихся. Последовательность состояний в природе, последовательность действий. Составление последовательности действий. Поиск и исправление ошибок в последовательности действий. Понятие “алгоритм”. Линейные алгоритмы. Формы записи алгоритмов (словесная, с помощью геометрических фигур, рисунков).  Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Вложенные алгоритмы.  Алгоритмы с параметрами.  Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров). 

Практические работы: Составление алгоритмов из художественных произведений.        

Составление алгоритмов из кулинарных рецептов. Составление алгоритмов из школьной жизни. Составление алгоритмов из окружающего мира.

Учащиеся должны знать:

понятие исполнителя, среды, системы команд.

Учащиеся должны уметь:

выделять алгоритмы из повседневной жизни (режим дня, расписание уроков, кулинарные рецепты и т.д.);

находить алгоритмы в художественных произведениях, песнях, пословицах, из окружающего информационного мира;

исполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями;

использовать алгоритмы при планировании режима дня школьника.

Компьютерное письмо. Печатные публикации. (20 часов)

6

Компьютерное письмо.

1

1

7

Правила клавиатурного письма.

1

2

8

Оформление текста.

3

9

Выравнивание абзацев.

2

10

Виды печатных публикаций.

1

1

11

Иллюстрации в публикациях.

1

2

12

Таблицы в публикациях.

1

3

13

Итоговое занятие. Практическая работа.

2

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений, схемы, отражающие расположение и соединение предметов, схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.

Практические работы: Набор текста и форматирование. Оформление открыток, поздравлений. Конкурс сочинений. Печать текстовой информации.        

Учащиеся должны уметь:    

набирать текст на клавиатуре;

сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и  редактировать их;

копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв;

вставлять изображения в печатную публикацию;

создавать схемы и включать их в печатную публикацию;

создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

подбирать походящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;

составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;

составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

ИТОГО:

11

23

ИТОГО:

34

Учащиеся должны знать:

назначение и основные возможности текстовых редакторов и процессоров.

Учащиеся должны уметь:

работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование, печать);

работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять в текстовом редакторе).

8 класс

Основной курс

34 часа (1 раз в неделю)

Тема  занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Техника безопасности при работе на персональном компьютере.

1

1

Электронные публикации (20 часов)

2

Виды электронных публикаций.

1

2

3

Гиперссылки в публикациях.

1

5

4

Звук, видео и анимация в электронных публикациях.

1

2

5

Практическая работа. Создание собственной электронной публикации.

2

6

Электронные публикации.  Анимация – это то же, что и мультипликация. Компьютерная анимация- это создание движущихся изображений с помощью графических пакетов.  Создание и оформление публикации. Добавление полей для ввода текста. Ввод графических объектов. Разработка и создание структуры буклета. Настройка параметров буклета. Создание структуры Web-сайта. Мастер создания Web-сайта. Вставка фона и звука. Редактирование Web-сайта. Создание таблицы. Создание гиперссылок. Инструменты программы. Сохранение.

Графический  пакет – вид программного обеспечения для создания графики.  В многослойной двумерной анимации объекты перемещаются друг относительно друга и относительно фона.

Анимационный ряд - это последовательность рисунков, создающих эффект движущегося изображения. Каждое изображение называется кадром. Создав необходимое количество рисунков (кадров), можно приступить к анимации.

Практическая работа. Подготовка презентаций.

Учащиеся должны уметь:    

создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать  публикации с использованием гиперссылок

включать в электронную публикацию звуковые, видео и анимационные элементы.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и  анимацию.

Работа с электронными носителями. (10 часов)

7

Виды электронных носителей. Функция автозапуска.

1

1

8

Сжатие существующего диска.

1

1

9

Изменение размера сжатого диска.

1

2

10

Форматирование диска.

1

2

Работа с электронными носителями. Виды электронных носителей. Запуск электронных носителей. Чистка дисков. Создание нового сжатого диска. Копирование информации на электронный носитель. Копирование информации с электронного носителя. Общий порядок использования. Полное, быстрое  форматирование. Дополнительные возможности.

Практические работы. Запись информации на электронный носитель. Сжатие информации на данном электронном носителе.

Учащиеся будут уметь:    

Запускать электронный носитель;

Копировать информацию с электронного носителя и на него.

11

Итоговое занятие. Практическая работа.

2

ИТОГО:

10

24

ИТОГО:

34

Учащиеся должны знать:

  состав и назначение основных устройств современных компьютеров;

  назначение и функции операционной системы.

Учащиеся должны уметь:

  загружать операционную систему;

 выполнять основные операции управления файлами;

выполнять основные операции в текстовом редакторе;

создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать  публикации с использованием гиперссылок;

включать в электронную публикацию звуковые, видео и анимационные элементы.

                                 

9 класс

Основной курс

34 часа (1 раз в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Техника безопасности при работе на персональном компьютере.

1

1

Повторение изученного (6 часов)

2

Файлы и папки.

1

1

3

Текстовый редактор.

1

1

4

Электронные публикации.

1

1

Повторение изученного.  Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и каталогов (папок), удаление файлов и каталогов (папок). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).  Приемы работы с текстом. Редактирование. Закрытие документа. Открытие сохраненного документа. Форматирование. Предварительный просмотр. Повторное сохранение документа. Печать. Дополнительные возможности. Вставка нестандартных символов. Обрамление и заливка. Создание списков. Форматирование многостраничного документа. Параметры страниц. Нумерация страниц. Создание колонтитулов. Содержание Оформление титульного листа. Создание оглавления. Объекты. Вставка картинок из коллекции.  Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации.


Учащиеся должны знать:    

что такое полное имя файла.

Учащиеся должны уметь:    

создавать папки (каталоги)

удалять файлы и папки (каталоги)

копировать файлы и папки (каталоги)

перемещать файлы и папки (каталоги).

набирать текст на клавиатуре;

сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и  редактировать их;

копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

Табличные вычисления на компьютере.

(16 часов)

5

Электронная таблица

1

1

6

Заполнение и оформление таблицы в Excel

1

4

7

Графическая обработка данных.

1

4

8

Математическое моделирование и решение задач в Excel.

1

3

Табличные вычисления на компьютере. Табличные расчеты и электронные таблицы. Принципы работы с электронными таблицами. Моделирование и решение задач в электронных таблицах. Заполнение рабочей таблицы информацией, форматы представления данных, вычисления в таблице (формулы и простейшие блочные функции). Использование абсолютной адресации. Построение диаграмм. Статистическая обработка данных (заполнение таблицы исходными данными, статистические расчеты). Поиск информации в таблице (меню Правка). Построение диаграмм. Вставка таблиц и диаграмм Excel в документ Word. Работа со списками (сортировка данных, использование фильтров, подведение итогов, создание сводной таблицы).


Практические работы: Создание таблицы. Задание формулы подсчета среднего арифметического. Создание электронного школьного дневника.

Учащиеся должны знать:

что такое электронная таблица и табличный процессор;

основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

 гафические возможности табличного процессора;

Учащиеся должны уметь:

 использовать табличный процессор Excel для решения несложных задач;

заполнять таблицу данными и формулами;

редактировать и форматировать ячейки таблицы;

выполнять операции с фрагментами ЭТ;

получать диаграммы средствами табличного процессора.

"Internet Explorer"  (8 часов)

9

Internet: первое знакомство

1

1

10

«Internet Explorer – WEB страницы»

3

11

Услуги Internet через электронную почту.

1

2

"Internet Explorer"  Передача информации в компьютерных сетях. Электронная почта. Глобальная сеть Интернет. Гипертексты, переход по гиперссылкам. Адресация в Интернет. Локальные и глобальные компьютерные сети. Что такое Интернет.Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.


Практические работы: «Internet Explorer – WEB страницы»(фронтальная лабораторная работа).  Набор адреса в адресной строке. Копирование документа на жесткий диск. Нахождение нужной информации в сети. Отправление текстового и графического документа по электронной почте.

Учащиеся должны  знать:

возможности компьютерных сетей;

понятия «электронное письмо», «электронная почта», «гиперссылка»;

правила работы с браузером Internet Explorer;

Учащиеся должны уметь:

находить нужные странички в Интернете по заданному адресу;

выполнять переходы по гиперссылкам;

пользоваться электронным почтовым ящиком в Интернете для передачи текстовых файлов и писем с вложениями (графическими файлами).

12

Итоговое занятие. Практическая работа.

2

ИТОГО:

10

24

ИТОГО:

34

Учащиеся должны знать:

правила техники безопасности при работе на компьютере;

названия и назначения основных устройств компьютера;

назначение и функции операционной системы;

название и возможности программного обеспечения текстового редактора.

Учащиеся должны уметь:

загружать операционную систему;

выполнять основные операции управления файлами;

выполнять основные операции в текстовом редакторе.

Методическое обеспечение программы

Основная форма работы по программе – занятия с группой  учащихся с использованием традиционных форм и методов образовательного процесса, позволяющих эффективно использовать компьютеры в образовании.

В процессе обучения и при оценке знаний используются  различные формы и методы работы (конкурсы работ учащихся, выставки, конференции, презентации и т.д.). Теоретические знания оцениваются через творческие и зачетные работы после изучения каждого раздела и в конце учебного года  (уроки-игры, выставки работ учащихся, тестирование).

При работе используются задания и упражнения на 20-30 мин. Если работа большая, то она делится на части, а в перерывах проводятся разминки для глаз, физкультурные минутки. Упражнения чередуются с объяснением, обсуждением, работой в тетрадях, просмотром работ.

     Программа «Я и компьютер» предполагает включение в учебный процесс игровых моментов, смену видов деятельности (практической и теоретической), проведение развивающих игр, повышенное внимание к детям с отклонениями в развитии, помогает планировать индивидуальную работу с учащимися разной подготовки.

Наличие программно-методического обеспечения, объектно-ориентированных программных систем (текстовые, графические, музыкальные редакторы) позволяют организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Программа позволяет использовать и нетрадиционные формы работы. На  уроках большую роль играет демонстрационный материал, который представлен в виде презентаций. Наглядный материал в виде презентаций готовят и сами учащиеся 4-го и 5-го года обучения. Это позволяет развивать у учащихся творческие способности, умение работать коллективно, умение работать с разными источниками информации, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, защищая свои проекты. Изменение устоявшихся традиционных форм и методов учебной деятельности, направленное на совершенствование образовательного процесса, вовлекает в свою сферу как отдельного учащегося, так и всю группу, что способствует лучшему освоению программы.

Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку. В качестве базового стандарта программного обеспечения рассматриваются: текстовый редактор WORD; графический редактор PAINT; POWER POINT; электронные таблицы EXCEL

Программа «Я и компьютер» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся коррекционной школы  и  рассчитана на работу в учебном  компьютерном классе, в котором должно быть 6 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.

     Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу,  во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Перед каждым занятием проводится сквозное проветривание и влажная уборка компьютерного класса. Учащиеся должны быть во второй обуви.

 Состав групп постоянный, количество учащихся - 6 человек, так как каждому для успешной деятельности необходимо работать на отдельной машине, сохраняя на ней все свои работы: пробные и творческие. В группы принимаются дети 5 – 9 классов без какой-либо специальной подготовки, так как программа предполагает первоначальное знакомство с компьютером.

Технические средства обучения.

Компьютер

Проектор

Принтер

Модем ASDL

Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.

Сканер.

Локальная вычислительная сеть.

Виды и формы контроля

Виды контроля

Содержание

Методы

Сроки контроля

Вводный

Уровень первоначальных знаний по компьютерным технологиям

Тестирование, анкетирование, наблюдение

1-й и 2-й годы обучения

Сформированность общеучебных умений

анкетирование,

наблюдение


1-й и 2-й годы обучения

Текущий

Освоение учебного материала по темам раздела:

Устройство ПК

Практические работы, тестирование


3-й и 4-й годы обучения

Работа с информацией

Клавиатура

Paint

Word

Power Point

Excel

Компьютерные коммуникации

Программное обеспечение

Оценка самостоятельности, возможностей, умения спланировать работу, способность к самоконтролю.

Наблюдение

1-й и 2-й годы обучения

Коррекционный

Коррекция знаний

Повторные тесты, дополнительные упражнения


1-й - 5-й годы обучения

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Зачетные, контрольные работы, творческие проекты,

тестирование

Для оценки знаний учащихся по пройденным темам используется пакет практических  работ по каждому разделу. Компьютерное тестирование.

При работе на компьютере каждый ученик может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо. Происходит мгновенный анализ ответа, что даёт возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введённый ответ, либо обратиться за помощью учителю. Таким образом, компьютер позволяет качественно изменить контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Первоначальное знакомство школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажёрах, обучающих контролирующих программ, поддерживающих традиционное обучение. В процессе работы с такими программными средствами учащийся с одной стороны, отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы, а с другой стороны повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.

Карта диагностики воспитанников по программе

«Я и компьютер»

I – III годы обучения

ФИО ребенка

Первоначальное представление о компьютере

Умение работать с информацией

Знание основ графики в PAINT

  Умение работать с текстом

Знание основ работы с программой «WORD»

Самостоятельность при работе с ПК

Умение работать в коллективе

Участие в творческих конкурсах

«Желтый»- низкий уровень

«Зеленый»-средний  уровень

«Красный»-высокий уровень



                  Карта диагностики воспитанников по программе

        «Я и компьютер»        

IV – V  годы обучения

ФИО ребенка

Знание общих понятий о компьютере, программном обеспечении компьютера

Умение работать с информацией

Навыки графической работы: PAINT

  Умение работать с текстовым редактором

Умение выполнять презентации в Power Point

Знание основ Интернета

Умение работать с электронными таблицами Excel

Знание компьютерных коммуникаций

Умение выступать перед аудиторией и защищать  творческий мини-проект

«Желтый»- низкий уровень

«Зеленый»-средний  уровень

«Красный»-высокий уровень



Список литературы для педагога

Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.

БосоваЛ.Л.,. Босова А.Ю.  Занимательные задачи по информатике.- 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Дьячков В.П.   Компьютер в быту. - Смоленск : Русич. 1998

Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: -М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2005 г.

Зарецкий  А. В. Домашняя школа . Издательство “Ассоциация XXI”, 1995.

Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс\Под редакцией

Макарова Н. В.  - СПб.:Питер,2001

Макарова. Н.В. Практикум по информационным технологиям. СПб.: Питер, 2005.

Программно-методические материалы: Информатика. 1-11 кл./сост. Л. Е.

Самовольнова. -М.: Дрофа, 1998

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001.

Угринович Н.Д. и др. “Практикум по информатике и информационным технологиям. 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Л.А.Обуховой.- М.: За знания, 2005.

Список литературы для детей

БосоваЛ.Л.  Волшебные координаты. Методические рекомендации для проведения занятий по информатике в 5-6 классе. // Информатика и образование. 1997. №№1,4,7,8.

Жигарев А.Н., Макарова Н.В. Основы компьютерной грамоты. СПб.: Питер, 2005.

«Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.

Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий

Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить: Книга для учащихся: Ч. 1. М.: Просвещение, 1993.

Электронные пособия:

Увлекательная информатика.

Не серьезные уроки

Дракоша и занимательная информатика

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендуемое упражнение для глаз

(Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз).

1.  Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2.  Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3.  Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4.  Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4 - 5 раз.

Так же при работе необходимо.

•     дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;

•     держать в расслабленном состоянии плечи и руки - в руках не будет напряжения, если плечи опущены;

•     чаще моргать и смотреть в даль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.

При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 сек. и на выдохе расслабеть, затем можно повторить.

При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).

Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.

Желательно, чтобы каждый урок заканчивался этими упражнениями. Выполнять их нужно вместе с учащимися — этим вы покажите действенный пример и сохраните свое и их здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Программа факультатива Математика на компьютере

Задача предлагаемого здесь факультатива «Математика на компьютере» – научить учащихся самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой проблеме,  развивать механизм совершения открытий. Другие...

Программа факультатива "Мой друг - компьютер"

Программа рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 2 класса....

Адаптированная программа факультатива «Настольный теннис» по программе СК(О)У VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией ...