Методика преподавания ритмики в коррекционной школе VIII вида.
статья по теме

Еремеева Елена Сергеевна

Контрольная работа.  Методика преподавания ритмики в коррекционной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prepodavanie_ritmiki.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа

Тема: Методика преподавания ритмики в         коррекционной школе VIII вида.

Преподавание ритмики, хореографии и танца в коррекционной школе VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития детей с отклонениями в развитии средствами музыкально-ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике и хореографии, способствуют общему развитию школьников, преодолевают отклонения, исправляют недостатки общей и речевой моторики, расширяют кругозор учащихся, их социально-бытовые ориентировки, корригируют познавательные психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), воспитывают положительные качества личности (дружелюбие, коллективизм, дисциплинированность), активизируют творческие способности, способствуют эстетическому воспитанию.

Цель занятий – коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышение функциональных возможностей организма.

Содержанием учебного материала является коррекционная музыкально-ритмическая деятельность учащихся.

Важными задачами музыкально – ритмической деятельности являются:

развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;

развитие и накопление элементарных двигательных навыков;

формирование правильной осанки;

повышение работоспособности, и двигательной активности;

развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;

развитие эстетических чувств;

приобщение детей к музыке и правильному восприятию ее на слух;

развитие творческих способностей;

формирование ведущих положительных качеств личности конструктивного взаимодействия в обществе;

искоренение вредных привычек и отрицательных качеств личности.

Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с психофизическим недоразвитием, приобрела новую содержательную структуру, новые формы такие, как:

 ритмопластика и ритмическая гимнастика,

 логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение),

 психогимнастика под музыку,

 корригирующие игры с пением,

 коррекционные подвижные и пальчиковые игры,

 коммуникативные танцы,

 хореографические этюды с предметами и без предметов,

 элементы музицирования,

 драматизация,

 пластико-речевой театр,

 пантомима,

 импровизация,

 эвритмия,

 ритмический диктант,

 ритмодекламация,

 творческие этюды.

Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.

Новые направления в ритмике дают детям возможность накопления впечатлений и двигательных навыков. Ребенок не механичен, а органичен.

Строить процесс познания нужно не через навязывание шаблонов и копирование образов, а через выбор, который ребенок делает сам, из множества предлагаемых и знакомых вариантов. В этом случае нет опасности, потерять собственную индивидуальность, ведь подражая, ребенок, особенно с нарушениями в развитии обучается и совершенствуется, переживая радость эстетического познания себя и мира. Каждое мгновение урока становится для ребенка интересным, лично-значимым и ценным. Все это помогает повысить интерес детей к занятиям, пробудить фантазию, активизировать творческие струнки каждого ребенка.

Ритмопластика, в рамках общепринятой для коррекционных школ программы, предполагает:

общеразвивающие упражнения: плавные, медленные, быстрые, ритмичные, четкие;

 упражнения на гибкость; всевозможные сочетания движений ног, рук, корпуса; упражнения на выработку осанки;

коррекционные упражнения – разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, корпуса, кистей;

упражнения под музыку с ускорением темпа, резкой сменой темпа;

самостоятельное составление несложных ритмических композиций с предметами и без них, с воображаемыми предметами (мяч, пушинка, перышко, снежинка, кнут );

упражнения на расслабление мышц: мягкие прыжки, полуприседания, легкие махи руками, ногами, имитация ("распускающийся или увядающий цветок").

Широкое распространение получило и такое направление, как логоритмика. Это ритмо-речевые фонематические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом. В отличие от ритмопластики, логоритмика предполагает четкий ритм в речи и движениях. В этом направлении можно широко использовать ритмический диктант, ритмическое «эхо», пальчиковый аккомпанемент, «танцы» рук, хлопки, притопы, удары палочек, карандашей и т.д.

В знакомых и любимых играх можно использовать такой прием, как игра на внимание «Найди ошибку» или «Что я пропустила?», особенно, если наблюдается утомляемость или сильное перевозбуждение у ребят, или необходимо переключить их внимание с одного вида деятельности на другой.

Необходимо отметить, что символов не так уж много, поэтому в разных играх, текстах и танцевальных композициях одни и те же жесты порой имеют различные значения или видоизменяются незначительно. Однако, это ни сколько не смущает детей, а напротив, стимулирует их изображение.

Традиционно педагоги «шлифуют» или «приглаживают» движения детей. Но в работе с детьми с нарушениями интеллекта  это желание постепенно исчезает, так как задача учителя – удовлетворить двигательную потребность ребенка, повысить двигательную активность, тогда и ребенок будет учиться правильно оценивать свои действия, стремиться к совершенству.

В наши дни получила широкое признание система тренировочных музыкально-ритмических упражнений известного швейцарского музыканта-педагога Э.Жака Далькроза, развивающих память, музыкальный слух, внимание, пластичность, ритмичность. Он считал, что эти умения надо развивать как можно раньше в доступной для детей форме. На первое место Далькроз ставил игру, «как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь и меньше всего утомляется, поэтому интерес и внимание в игре держатся дольше, чем в специальных упражнениях». Эту форму и нужно использовать как можно чаще.

Вся система Жака Далькроза стала средством борьбы с аритмией, психозом, нервной неустойчивостью, проблемами с дыхательными путями, в лечебно – профилактических целях у детей, нуждающихся в двигательной и речевой реабилитации. На основе системы Далькроза и возникли корригирующие игры, в которых речь, музыка и движения тесно связаны и дополняют друг друга. Эти три компонента активно укрепляют мышечный аппарат ребенка, формируют правильную осанку, развивают речь и голосовые данные.

Основными приемами являются:

 показ движений учителем или учеником,

 символы-жесты,

 разминка,

 многократные закрепления движений и их  последовательности,

 пальчиковая «азбука»,

 позиционные пальчиковые игры,

 «танцы» рук,

 прослушивание музыки, пропевание мелодии;

 прохлопывание и простукивание ритма, счет,

 слово-напоминание, слово-указание, слово-сигнал;

 объяснение,

 поощрение,

 игры на внимание,

 игры-команды,

 творческий подход,

 тематические беседы (патриотические, эстетические, нравственные и т.д.),

 личный пример,

 просмотры программ выступлений творческой группы, праздничных выступлений,

 элементы соревнований (перепляс),

 релаксация,

 массаж.

В последние годы расширяются, и все больше используются в работе с детьми идеи и методы воспитания Вальдорфской педагогики. Одним из таких направлений стала эвритмия – искусство движения и один из методов гармонического развития ребенка.

Так же, как ритм звучит в речи и в музыке, он может быть выражен в эвритмическом движении непосредственно ногами, руками, пальцами. Постепенно дети учатся все больше и больше проявлять себя в окружающем мире, пробуждаться для всего звучащего. Для учителя важно научить детей соблюдать такт, корректность в совместном исполнении движений.

Хореографические этюды программные и свободные, с задачей ориентирования в пространстве или на заданную тему ("Начало весны", прохладно, солнце пригрело, подул ветер, похолодало; "солнечный луч" и т.д.). Пластические этюды с предметами (шарфы, платки и т.д.), с использованием знакомых жестов – символов; творческий подход к заданию. Все это требует достаточной подготовки учащихся: накопленных двигательных навыков, а так же эмоционального настроя.

В этом направлении не обойтись без психогимнастики под музыку. Именно она способствует развитию адекватных эмоций, правильной мимики, раскрытию игрового или музыкального образа, корригирует нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, способствует своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.

Методы и приемы в этом направлении довольно разнообразны:

мимические этюды,

игры на эмоции,

игры на внимание,

слушание музыки,

этюды на тему,

этюды – диалоги,

упражнения с воображаемыми предметами,

дыхательные упражнения,

релаксация.

В работе с детьми с нарушениями в психофизическом развитии очень эффективны коммуникативные танцы-игры. Это, в основном, танцы с простыми движениями (поклоны, притопы, хлопки), включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет). Их происхождение связано с фольклорами разных народов. Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна, поскольку они доступны и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции, выполняют психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятие или не принятие партнера, как друга.

И, конечно же, современный урок ритмики предполагает применение здоровьесберегающих технологий, таких, как:

 уровневая дифференциация и индивидуализация,

 системность,

 поэтапность,

 релаксация,

 рациональное дыхание,

 массаж,

 конкретные, доступные для выполнения задачи,

 соответствие плотности урока рекомендуемым нормам

 соотношение статического и динамического компонента урока.

 динамизация поз учащихся;

 рациональность использования оптимального времени урока (3-25-я мин.),

 размещение учащихся в зале с учетом их особенностей здоровья (нарушения зрения, осанки, рост).

 активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

 интерес к теме или уроку.

 характер межличностных отношений.

 распределение психической и физической нагрузки,

 изменение темпоритма движений на разных этапах урока,

 облегченная одежда,

 занятия босиком,

 проветривание,

 влажная уборка.

Здоровьесберегающие технологии не только благотворно влияют на здоровье учащихся с аномалиями в развитии, формируют правильную осанку, повышают работоспособность и двигательную активность, создают ощущение физического комфорта во время занятий, но и повышают уровень обучаемости детей, улучшают их нервно-психическое состояние и эмоциональный настрой, приучают к порядку, способствуют социальной адаптации детей в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ритмике (1-4 класс) для специальных (коррекционных) школ VIII вида

Рабочая программа по ритмике для 1-4 класса специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РИТМИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Статья об опыте работы в коррекционной школе по решению личностно-ориентированному обучению учащихся на уроках ритмики, музыки и пения. Важную роль играют: уровневая дифференциация и индивидуализ...

Конспект урока ритмики в 4-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики.

Тема урока: Закрепление последовательности движений танца «Финская полька с хлопками». В данном уроке представлены эдементы ритмопластики, логоритмики, психогимнастики и их использование в ...

Конспект урока ритмики в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики.

Конспект урока ритмики в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих игр и психогимнастики. Тема: Разучивание логоритмической композиции ...

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

      С каждым днем ИТ все глубже проникают в нашу жизнь, а сфера их применения неуклонно расширяется. Не секрет, что уже давно ПК превратился в привычный атрибут нашей повседнев...

Из опыта работы «Особенности преподавания математики в коррекционной школе VIII вида»

Особенности  усвоения  математических  знаний,  умений  и  навыков  учащимися коррекционной  школы  VIII  вида....

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА...