ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РИТМИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
статья по теме

Антонова Лариса Юльевна

Статья об опыте работы в коррекционной школе по решению личностно-ориентированному обучению учащихся на уроках ритмики, музыки и пения. Важную роль играют: уровневая дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, конкретные, доступные для выполнения задачи.  Поскольку основная деятельность на уроках ритмики двигательная, вопрос здоровьесбережения очень актуален.  представлены здоровьесберегающие технологии, используемые на уроках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dsc01193.zip1.59 МБ
Файл individualnyy_podhod_na_urokah_ritmiki_dlya_konferencii.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РИТМИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Антонова Л.Ю.

Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №15  
г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края, E-mail:
strelec1812@bk.ru

Преподавание ритмики в коррекционной школе VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Цель занятий – коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышение функциональных возможностей организма.

Основная задача музыкально-ритмических занятий  – обогащение практической деятельности, а так же задачи, которые ставит перед собой каждый учитель.

Развитие любого общественного явления подразумевает и развитие взгляда на это явление. Ритмика – это живой, постоянно движущийся процесс, поэтому что-то должно уходить, уступая место новым формам, что-то видоизменяться и открываться. Уникальная возможность соединять и постоянно создавать внутри себя ситуацию смежности со многими другими дисциплинами делает ритмику столь значительной. Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с психофизическим недоразвитием, приобрела новую содержательную структуру, новые формы. Большим подспорьем стали ритмо-речевые фонематические упражнения (логоритмика), ритмопластика, психогимнастика, коммуникативные игры и танцы, коррекционные подвижные и пальчиковые игры, пластико-ритмо-речевой театр, пантомима, импровизация, элементы музицирования, одним словом синтез движения – речи - музыки. Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции, стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой. Новые направления в ритмике дают детям возможность накопления впечатлений и двигательных навыков, а учителю простор в индивидуальных формах обучения.

 Ребенок не механичен, а органичен. Строить процесс познания нужно не через навязывание шаблонов и копирование образов, а через выбор, который ребенок делает сам, из множества предлагаемых и знакомых вариантов, при этом он переживает радость эстетического познания себя и мира.

Важную роль играют: уровневая дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, конкретные, доступные для выполнения задачи. Во всех упражнения важно правильно и конкретно ставить перед ребенком задачу и добиваться ее выполнения, не доставляя ему излишнего нервного напряжения. Используя новые формы и направления в ритмике, можно разнообразить и структуру каждого урока, выбирая основные линии, не уходить от основных задач и этапов.

Общеразвивающие упражнения легко заменит ритмопластика или корригирующая игра, ориентироваться в пространстве можно посредством эвритмии, элементарным музицированием станет логоритмика, а программные танцы и хороводы заменят яркие танцевальные композиции.

Важным этапом в музыкально-ритмической деятельности является диагностика двигательных навыков детей, их речи, внимания, активности. Условное деление класса на уровневые подгруппы определяет методы и приемы работы с каждой из них. Для каждой подгруппы ставятся и задачи разной сложности.

Корригирующие игры дают возможность проводить индивидуальную работу в игровой форме, не навязывая детям штампов, но корректируя их движения. В этом направлении не обойтись и без психогимнастики под музыку.

Поскольку основная деятельность на уроках ритмики двигательная, вопрос здоровьесбережения очень актуален.  Здоровьесберегающие технологии не только благотворно влияют на здоровье учащихся с аномалиями в развитии, формируют правильную осанку, повышают работоспособность и двигательную активность, создают ощущение физического комфорта во время занятий, но и повышают уровень обучаемости детей, улучшают их нервно-психическое состояние и эмоциональный настрой, приучают к порядку, способствуют социальной адаптации детей в коллективе.

Помните, что Вы не просто учитель, а наставник, друг, старший товарищ, к которому ребенок  может обратиться с любой проблемой и радостью. Наша задача, сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал, что все доступно и осуществимо, нужно только верить в свои собственные силы, а учитель всегда поможет и поддержит в любом начинании.

Заявка на участие в Региональной научно-практической конференции

«Инновационные ресурсы современной школы»

Фамилия, имя, отчество автора

Антонова Лариса Юльевна

Название доклада

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках ритмики в коррекционной школе VIII вида.

Ученая степень, ученое звание, почетное звание

Город

Славянск-на-Кубани

Представляемая организация

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная  школа №15 г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский край, Россия.

Должность

Учитель ритмики, музыки и пения

Категория

Высшая квалификационная

Почтовый адрес (по этому адресу будет выслан сборник) с указанием индекса.

353560, Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Пионерская, дом 104.

Телефон (домашний) с указанием кода города

8-918-128-36-34

Телефон (служебный) с указанием кода города

8-861-46-2-35-56

Е-mail

strelec1812@bк.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида

Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...

Проект урока в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Действия с десятичными дробями" 8 класс

Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, оценен на кусхах повышения квалификации в ПАПО г.Москва 2010 год...

презентация у уроку ОБЖ в коррекционной школе VIII вида в 4-5 классе по теме:"Безопасность на транспорте"

В современном мире опасность подстерегает в любом виде транспорта.Презентация рассказывает о видах опасных ситуаций и учит правилам безопасного поведения....

урок биологии в коррекционной школе VIII вида

Целью урока является формирование знаний о строении семян двудольных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учиты...

Методика преподавания ритмики в коррекционной школе VIII вида.

Контрольная работа.  Методика преподавания ритмики в коррекционной школе....

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...