Дубровина Р.Ж. Урок СБО в 9 классе "Сервировка праздничного стола"
методическая разработка (9 класс) на тему

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию открытого урока СБО в 9 классе на тему: "Сервировка праздничного стола". Образовательный ресурс призван решить проблему практической направленности обучения учащихся с ОВЗ.Презентация содержит достаточный наглядный, теоретический и практический  материал, который способствует формированию интереса к теме урока,  развитию психических процессов и решению основных задач урока. С уважением Раиса Жолдыбековна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Открытый урок по социально – бытовой ориентировке в 9 классе

Урок разработан учителем СБО  Дубровиной  Ы.Ж.

Дата проведения: 08.11.2012г.

Тема «Сервировка праздничного стола»

Цели:

1. Познакомить с понятием сервировка стола, с правилами сервировки, предметами сервировки и историей их появления.

Учить применять на практике полученные знания по сервировке стола, воспитывать аккуратность и эстетичность в оформлении праздничного стола.

2.  Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие, воображение в процессе сервировки  стола.  Развивать  умение  отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

3. Воспитывать аккуратность в работе, потребность соблюдать правила этикета.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактические материалы урока:

  1. Скатерть, полотняные и бумажные салфетки; набор посуды для сервировки стола; столовые приборы;
  2. презентация «Сервировка праздничного стола».

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: русский язык, история.

Ход урока

1

Организация начала урока.

Контроль осанки. Неправильная посадка за партой приводит к нарушению осанки, вытянитесь как струнки, а что бы мозг насыщался кислородом, сделайте по 3 наклона  головы к левому и правому плечу.

Слайд 2-6. Разгадайте кроссворд и найдите ключевое слово.

1

5↓

2→

3→

4

1  -  Фрукт к чаю.

2 – Предмет личной гигиены.  Используется во время еды (например, промокнуть губы).

3 -  Предмет сервировки стола. Содержит в себе одну из специй.

4 -  Так называют и готовую пищу, и большую плоскую тарелку.

5 -  Список блюд к завтраку, обеду и ужину.

3-4 мин

Коррекция и развитие мышления и памяти.

На столе учителя стоят предметы-ассоциации к словам кроссворда.

Ключевое слово-меню.

2

Слайд 2-5  Проверка домашнего задания  (Составить меню праздничного стола)

Слайд 7. Что значит меню? 

Что должно включать в себя праздничное меню?

Слайд 8. Большое место на праздничном столе отводится разнообразным холодным закускам (нарезки мясные и рыбные, салаты, бутерброды, соленья и копчёности).

Слайд 9. Главным следует считать жареное или тушеное блюдо из мяса или птицы.

Слайд 10. Завершают стол десертные блюда.

Приятным добавлением к еде после некоторого перерыва послужит чашка кофе или чая.

Что в вашей семье готовят к празднику? (обсуждение)

- А как вы украшаете блюда?

Чтение праздничного меню, обсуждение с учащимися.

Слайд 11. Сообщение темы урока и целей.  Познакомить с правилами сервировки, предметами сервировки и историей их появления. Научить приемам расстановки посуды и складывания салфеток. Прививать эстетический вкус.

Запись в тетрадь темы урока.

3

Изучение нового материала.

Праздничный стол – это приятное событие, но требует много усилий, времени, специальных умений и знаний. Для подготовки праздничного стола требуются деньги. Поэтому предварительно необходимо составить меню и посчитать расходы, так как нельзя забывать, что мы можем тратить столько,  сколько позволит семейный бюджет.

Слайд 11. Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приёма пищи.

Как вы думаете, для чего нужно красиво сервировать стол?

Блюда должны вызывать аппетит.

Слайд 12. Предметы сервировки стола.

  1. Скатерть
  2. Столовая посуда
  3. Столовые приборы
  4. Посуда для напитков
  5. Салфетки
  6. Приборы для специй
  7. Цветы

Слайд 13.

  1. Скатерть – это платье для стола. Подкрахмаленную и хорошо выглаженную скатерть кладут так, чтобы средняя заглаженная складка приходилась на середину стола. Она должна свисать со всех краев одинаково, а углы наполовину прикрывать ножки стола. 
  2. Первое упоминание о скатерти на Руси встречается в «Смоленской грамоте» в 1150г.

Слайд 14 . Каждый предмет при сервировке праздничного стола имеет свое место.

  1. Тарелки расставляют на расстоянии 3-5  сантиметров от края стола.
  2. На стол в зависимости от меню ставят несколько тарелок: это подставная тарелка (большая и плоская), на неё ставят тарелку для закуски и она предохраняет стол от горячего.
  3. Слева пирожковая тарелка или хлебная.

Тарелка появилась в 12-13 веках   в Европе  (до этого вместо тарелок использовали большие куски хлеба).   Глубокая тарелка стала индивидуальной в 17 веке   (до этого несколько человек использовали одну общую тарелку).

Слайд 10. С правой стороны от тарелки кладется нож и ложка столовая, а слева от тарелки соответственно вилка. Если вилок и ножей несколько, то используются приборы по порядку, начиная с тех, которые лежат дальше от тарелки.

Современной вилкой человек пользуется сравнительно недавно: 700-800 лет. Долгое время вилка считалась прихотью богатых людей.  Нож стал столовым прибором в ХV веке.

Слайд 11. Примерная сервировка стола к праздничному обеду на одного человека 

Слайд 12. Подача и расстановка блюд.

Холодные закуски ставят примерно за полчаса до начала торжества. Рыбные, мясные и овощные нарезки чередуют, располагая их змейкой на разных концах стола, так, чтобы каждый мог достать понравившееся ему блюдо.

Хлеб ставят в разные концы стола либо хозяйка просто разносит его гостям.

Горячее кушанье, ставят в центре стола. Рядом кладут общий прибор - лопаточку или щипцы.

Слайд 13. Бумажные салфетки ставят в салфетницах, а полотняные кладут на тарелку.

.

Запись в тетрадь

Схема горизонталь-ной укладки салфетки

4

Физминутка для глаз.

Слайд 13. Как сложить полотняные салфетки. 

Слайд 14. Цветы для украшения ставят в маленькие вазочки в центр стола. Они не должны быть высокие и не должны иметь резких запахов.

Итак, давайте подведём итог, какие предметы сервировки нам сегодня понадобятся.

Слайд 15. Прочитать.

Посмотрите в течение 20 секунд  и запомните, какие  предметы нужны для сервировки стола: скатерть, столовая посуда, столовые приборы, посуда для напитков, салфетки, приборы для специй, цветы.

Практическая работа

Салфетки сложить по образцу.

Коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной)

5

Слайд 21. Практическая работа

Выберите согласно меню необходимые наборы посуды  и столовые приборы.

 Выполните сервировку стола к праздничному ужину.

Предметы сервировки стола

 

6

Подведение итогов урока. Что нового узнали  и чему научились на уроке?

Оценки, результаты.

Литература:

  1. Воронкова В.В., Казанкова С.А. Социально - бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г.
  2. Львова С.А. Практический материал к урокам социально- бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 5 - 9 классы. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением ИКТ по теме" Покупаем продукты для праздничного стола"

Цели и задачи: активизация употребления лексико-грамматического материала по теме, ознакомление с новыми лексическими единицами по теме, обобщение грамматического материала, формирование произно...

Дубровина Р.Ж. Урок СБО в 9 классе "Сервировка праздничного стола", презентация

Дубровина Р.Ж. Урок СБО в 9 классе "Сервировка праздничного стола", презентация...

Разработка урока английского языка в 3 классе по теме: "За праздничным столом"

Разработка урока английского языка в 3 классе по теме: "За праздничным столом"...

Презентация к уроку по СБО "Сервировка праздничного стола" с голосовым помощником

Данный материал будет интересен педагогам как при тематической работе с детьми с ОВЗ, так и нормативного развития в рамках урока СБО или тематического классного часа. Презентация дополнена ссылкой на ...