Формы работы с родителями
статья по теме

Ткач Галина Васильевна

 В статье  приведены  формы консультативно-просветительской работы с родителями с учетом специфики учреждения, в котором проходит реабилитация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные и нетрадиционные методы

и формы работы с родителями

  Осознанное включение родителей в  единый совместный с логопедом процесс коррекции и развития ребенка, уход от практики дистанцирования родителей от коррекционно - развивающего процесса, позволяет значительно повысить его эффективность. Для качественной работы  необходимы ежедневные дополнительные занятия с близкими  ребенку людьми: родителями, бабушками и дедушками, которые помогут полученные результаты работы сделать стабильными и  необратимыми. Таким образом, коррекционная работа должна быть комплексной с участием родителей.


Традиционные и нетрадиционные методы и формы работы с родителями


Диагностика будущих речевых нарушений


Диагностика  уровня речевого развития ребенка

Индивидуальная, профилактическая, коррекционно - развивающая программа

Демонстрация наглядно – иллюстративного и речевого материала

Консультативная работа.

Присутствие родителей на комплексных диагностико - развивающих  занятиях. Проведение занятий.

Демонстрация достижений других детей

Анкетирование

Диагностика

Ребенок родился, и его крик уже свидетельствует о сохранности центральной нервной системы. Анамнестические сведения о ребенке – это и будет диагностика будущих речевых нарушений, если на  пришла мамочка с маленьким  ребенком. Она получает памятку. «Что должны знать родители?», в которой прописана программа коррекции  и литература, которая вооружит родителей знаниями.

Памятка для родителей

Что важно знать родителям?

Диагностика будущих речевых нарушений.

Коррекционно – развивающая

программа.

1.Первый крик ребенка слабый,  монотонный немодулированный




2.Ранний отказ от грудного вскармливания, ослаблены мышцы принимающие участие в сосательном акте.


Захлебывание пищей, подтекание молока, отрыжка.


Неврологическая

симптоматика: парез губ, асимметрия рта, сглаженность носогубных складок.

 

3.Спастичность ( напряженность верхних) конечностей,











4.Слабость глазодвигательных нервов, что проявляется в неумении следить за яркой движущейся игрушкой






5.Задержка гуления, отсутствие интонированности,

запаздывание фазы лепета






6.Словарь накапливается медленно, и первые слова могут появиться к 2-3 годам. Фраза появляется еще позже. Она характеризуется невнятностью, скомканностью, смазанностью. Речь ребенка неразборчивая, говорит, «будто каша во рту», страдают многие элементы просодической стороны речи.

1.Это должно насторожить взрослых.

Необходимо обратиться за консультацией к специалисту.



2.Массаж круговой мышцы рта, язычка, мягкого неба.












3.Развитие мелкой моторики рук.

Массаж пальцев. Винтообразные движения кончиков пальцев то в одну, то в другую. Массировать каждый пальчик в отдельности.

Искусственная локальная гипотермия – растирание рук снегом. Улучшает кровообращение, нормализирует мышечный тонус.



4.Формирование зрительного и слухового восприятия с привлечением внимания к игрушкам и  речи взрослого. Учить детей понимать и выполнять элементарные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения с взрослым



5.Для появления  гуления необходимо как можно больше «разговаривать» с ребенком. Повторять за ним : «А – а –а ! Агу!» и т.д. Ребенок будет произносить целые монологи лепета.




6.Постоянное общение с ребенком, игры.





Логопедический массаж.

Артикуляционные упражнения.

Занятия со специалистом.








Литература для проведения коррекционно – развивающих занятий.

Буденная Т.В.Логопедическая гимнастика. С-Пб, 2001.

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.

С-Пб, 2004.

Пожиленко А.Е. Артикуляционная гимнастика. С-Пб, 2004.

Новикова Е.В.Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. М.,  

2002.

Дьякова А.Е. Логопедический массаж. М., 2003.

Школьник Ю.К. Развитие речи. Наглядное пособие. М.,2002.

Развивающие игры  для детей от года до трех лет. М., 2003.

Ткаченко Т.А. Физкультминутка для развития пальцевой моторики у      

дошкольников с нарушениями речи. М..2001.

Светлова И.Развиваем мелкую моторику. М. 2005.

Поваляева М.А.Сказка о Веселом Язычке. Ростов –на- Дону.,2003.


Возраст детей




Этапы развития речи


1,5 мес.

Голосовые реакции в виде гуления: а – а –а

2 – 3мес.

Бу- бу, гу- гу, и др.

4 мес.

Свирель: аль- ле-е, агы, а –ы и др

7-8,5 мес.

Лепет. Произносит слоги: ба- ба, да-да.

8,5- 9,5 мес.

Модулированный лепет. Повторяют слоги с разными интонациями

1год 6 мес.-

1 год 8 мес.

Все существительные употребляются в единственном числе, именительном падеже. Появляются попытки связать два слова в фразу: Мама, дай!» Усваивается повелительное наклонение глаголов, так как оно выражает желание ребенка, и имеет для него важное значение

1год 8 мес.-

1 год 10 мес.

Появляются формы множественного числа, так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна

1 год 10 мес.-

2 года.

Словарь увеличивается до 300 слов. Имена существительные – 63%,глаголы – 23%,другие части речи – 14%, союзы отсутствуют. Преобладание первого вопроса:  что это?

3-й год.

Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться по отношению к предметам и пространству (падежи) и во времени (времена глаголов). Сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный.

Полное овладение падежными формами происходят значительно позже. Появляются многословные фразы, придаточные предложения, к концу года – соединительные союзы и местоимения.

4- 5 лет.

 Длинные фразы, монологи. Заключительная фаза в развитии языка.

. Основная задача диагностики выяснить индивидуальные особенности ребенка, проблемы, уровень интеллектуальных и речевых возможностей. Большинство родителей, имеющих детей  с общим недоразвитием речи,  не осознают всей тяжести речевого нарушения, отмечая, как правило, только нарушение звукопроизношения. Редко,  кого из них волнует лексико-грамматическое недоразвитие речи и несовершенство связной речи. Диагностика и последующая беседа дает возможность  родителям коренным образом изменить представление о речевом развитии их детей, работе логопеда и их участии в этом, скажем, нелегком труде.

Результаты диагностики позволяют  сделать родителей помощниками логопеда.

Индивидуальная коррекционно – развивающая программа

 После обследования детей составляется индивидуальная коррекционно – развивающая  программа. Программа записывается в логопедическую карту после записи результатов его обследования и заключения логопеда. Основные направления работы с детьми, поступающими на реабилитацию.

Развитие фонематических процессов.

Развитие артикуляционного аппарата.

Коррекция звукопроизношения.

Развитие речевого  дыхания.

Развитие навыков  словообразования и словоизменения.

Работа над развитием связной речи.

.

«Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора! Буду все время постоянно следить за собой…. Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путем я разучусь говорить неправильно». К. Станиславский.  Из этого следует, каждый родитель должен стать своему ребенку домашним логопедом. Знакомлю с литературой такого плана: «Сам себе логопед». «Домашний логопед».

Что должны знать родители?


Коррекционно – развивающая программа


Рекомендуемая литература


Развитие артикуляционного аппарата

Буденная Т.В.Логопедическая гимнастика. С-Пб, 2001.

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.

С-Пб, 2004.

Пожиленко А. Е. Артикуляционная гимнастика. С-Пб, 2004.

Новикова Е.В.Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. М.,  2002.

Дьякова А.Е. Логопедический массаж. М., 2003.

Школьник Ю.К. Развитие речи. Наглядное пособие. М.,2002.

Поваляева М.А.Сказка о Веселом Язычке. Ростов - на- Дону,2003.



Развитие речевого дыхания

Белякова Л.И.Гончарова Н.Н.Шишкова Т.Г.Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.М.,2004

Постановка звуков.

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.

Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем.С-Пб.,2000.

Автоматизация звуков

Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. М.,1976.

Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи. Ярославль,1999.

Развитие фонематических процессов. Звуко – буквенный анализ и синтез

Дурова Н.В. Фонематика. М., 2002


Глинка Г.А. Буду говорить, читать и писать правильно. С-Пб, 1996


Развитие лексико – грамматических средств языка.

Формирование навыков словообразования и словоизменения

Школьник Ю.К. Развитие речи. Наглядное пособие. М.,2002.

Косинова Е.М.Моя первая книга знаний. М.,2006

Работа над развитием связной речи


ФиличеваТ.Г., Соболева А.В.

Развитие речи дошкольника. Екатеринбург,2000

Тонкая моторика

Ткаченко Т.А. Физкультминутка для развития пальцевой моторики у  дошкольников с нарушениями речи. М.,2001.

Светлова И. Развиваем мелкую моторику. М.,2005.

Поваляева М.А.Сказка о Веселом Язычке. Ростов –на- Дону.,2003

 Наличие программы  определяет  отбор методов, приемов, технологий логопедического воздействия. Решается вопрос об отборе  технологий коррекционно - развивающего обучения. В частности решается вопрос об использовании цифровых технологий или компьютерных.

Происходит демонстрация наглядно – иллюстративного и речевого материала. Например, демонстрируются:  макеты, диски, иллюстрации, литература. Знакомство с технологиями, приемами позволяют родителям продолжить работу, начатую логопедом. Следовательно, присутствие на занятиях – одно из основных требований логопеда. На них происходит усвоение методов и приемов коррекции и развития. Родители под руководством логопеда сами проводят фрагменты занятий или целое занятие. Логопед учит делать артикуляционную гимнастику, дифференцированный массаж автоматизировать звуки, слышать и исправлять дефектные звуки. Нельзя прерывать ни на один день работу над своей речью.  «Стоит перестать грести,и течение сразу же относит назад».

Консультативная работа.

Присутствие на занятиях требует выполнения домашних заданий, продолжения работы.  Для этого разработаны следующие памятки:

Диагностика речевых нарушений в раннем возрасте.

Ранняя стимуляция речевого развития при дцп.

Массаж мышц языка руками.

Массаж язычной мускулатуры.

Воспитание слухового внимания.

Развитие фонематического слуха.

Логопедическая гимнастика.

Массаж мышц предплечья руками.

Развитие дыхания и коррекция его нарушений.

Родители при необходимости и при наличии возможностей могут посещать занятия для других детей. Чтобы вызвать у родителей желание решать проблемы рассказываю об успехах детей, которые занимались у логопеда и обучаются в массовых школах, детских садах.

Анкетирование

В ходе реабилитации проводится анкетирование, чтобы не терялась связь с родителями.

Анкета для родителей

 Цель: Выяснить представления родителей о содержании коррекционно -развивающего процесса.

 Вопросы:

 Получили ли Вы полную информацию о развитии ребенка, его проблемах?

-Да                                                                                                        

-Частично.

- Нет.

 Согласны ли Вы с индивидуальной программой коррекции?

-Да.

- Частично.

- Нет.

 Как вы думаете, созданы ли условия для выполнения индивидуальной коррекционно - развивающей программы?

-Да.

-Частично.

- Нет.

 Как вы думаете, квалифицирована ли помощь логопеда, является ли она своевременной и действительной?

-Да.

-Частично.

- Нет.

 

 Согласны ли Вы, что для преодоления проблем  ребенка необходимо активное участие родителей?

-Да.

-Частично.

- Нет.

 Согласны ли Вы, что преодоление  речевых проблем предполагает довольно длительный срок работы?

-Да.

-Частично.

 - Нет.

 Сможете ли Вы продолжить работу, начатую с Вашим ребенком, в домашних условиях, и достаточно ли Вы получаете логопедических знаний для этого?

-Да.

 -Частично.

 - Нет.

Ваши пожелания в организации  коррекционно - развивающего процесса?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вывод. Родители -  основные участники коррекционно-педагогического процесса. Присутствие на диагностико – развивающих занятиях помогает родителям понять проблемы ребенка, научиться подбирать наглядно - иллюстративный и речевой материал, усвоить основные приемы обучения. По основным направлениям коррекционной работы составлены памятки, которые предлагаются родителям в процессе  реабилитации. Систематические консультации также способствуют повышению логопедической грамотности родителей. По завершению реабилитационного  курса ответ на вопрос: « Сможете ли вы стать домашним логопедом для своего ребенка?» -  в большинстве случаев звучит положительно.

Литература

  1. Парамонова Л. Логопедия для всех. Питер, 2002.
  2. Гусейнова А. А. Основные направления и содержания коррекционно -  педагогической работы с  дошкольниками с тяжелыми двигательными нарушениями. Московский государственный педагогический университет, 2004.
  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. М., 2001.
  4. Поваляева М.А. Справочник логопеда.  Ростов- на- Дону, 2002.
  5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Под редакцией Т.В. Волосовец. М., 2002.
  6. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников.С-Пб, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы работы с родителями"

"Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью". "Без семьи - мы , я имею ввиду школу - были бы бессильны"  В.А.Сухомлинский.Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной вос...

Презентация "Формы работы с родителями"

В презентации показаны разные формы работы с родителями. Этот материал используется на заседании МО классных руководителей....

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

«Формы работы с родителями обучающихся 6 -7классов за первое полугодие 2014-2015 учебного года» /из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны, классного руководителя 6-7 классов/

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школ...

«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей

Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...

Из опыта работы: эффективные формы работы с родителями

Одним из важных направлений  работы  классного руководителя является работа с семьёй в которой растет и воспитывается ребенок,  где и   формируется его личность, характер и мо...