Работа над усвоением правописания словарных слов на логопедических занятиях
методическая разработка по теме

Патершук Марина Николаевна

В данной статье описывается система работы по усвоению правописания словарных слов на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_slovarnymi_slovami.doc980.5 КБ

Предварительный просмотр:

Язык и стар, и вечно нов -

И это так прекрасно!

В огромном море - море слов –

Купайся ежечасно!

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы.  Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...

 Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости.  Но эта методика не рассчитана на детей, которые имеют речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Для школьного логопеда работа над усвоением написания словарных слов учащимися с нарушениями чтения и письма не является дополнительным звеном, предваряющим или завершающим поэтапную логопедическую работу. Изучение словарных слов осуществляется в системе всего коррекционного воздействия, направленного на преодоление нарушений письма у младших школьников.

Практика логопедии свидетельствует о том, что работа со словарными словами обычно системно не проводится. Однако, все мы хорошо знаем, что для полноценного овладения письменной речью ребенок должен прочно усвоить три основных принципа русской орфографии: фонетический, морфологический и традиционный. Фонетический принцип — это письмо без правил, «как слышу, так и пишу». Морфологический принцип отражает письмо по правилам: «Пиши безударные гласные так же, как и под ударением, а звонкие и глухие согласные так, как в позиции перед гласными» и т. д. Традиционный принцип базируется на отражении старых норм письма. С ним ребенок чаще всего сталкивается при написании словарных слов.

Усвоению детьми традиционного принципа письма уделяет большое значение Л.Г. Парамонова, справедливо замечая, что словарные слова «... широко распространены в современном русском языке и встречаются ребенку буквально на каждом шагу».

Искусственным образом избежать этих слов нельзя, поэтому работа над словарными словами должна включаться и включается в содержание коррекционных занятий как неотъемлемая составляющая успешного формирования навыка письма, позволяющего ученику овладеть функциональной грамотностью. Но работать с этими словами на логопедических занятиях нужно иначе чем в классе. Дети не должны «просто» (механически) запоминать слова, поскольку из-за плохой слухоречевой памяти им обычно это не удается. Не помогает и многократное прописывание словарных слов. Школьники с нарушениями речи, как правило, не могут зрительно запомнить написание слов, в результате чего словарное слово каждый следующий раз может воспроизводиться по-новому. Что же делать? Хороших результатов в усвоении правописания словарных слов позволяет добиться методика работы, в основу которой положен метод целостного образного запоминания словарных слов. За ее содержание взяты словарные слова для учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ, представленные в учебных программах различных авторов (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшина; Т.Г. Рамзаева; Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова).

В соответствии с предлагаемой методикой работы на логопедические занятия   включаются любые словарные слова, которые содержат звук, соответствующий теме проводимого занятия. Например, при изучении темы «Звуки к, к' и буква К» среди картинок кот, сумка, башмак, кофта, майка может оказаться и словарно слово корова. Это слово, как и все остальные, отрабатывается логопедом обычным образом: в нем определяется наличие звука, место звука в слове. Но перед тем, как записать слово вместе с другими в тетрадь , его написание предлагается запомнить глядя на картинку.    Картинка с изображением коровы будет отличаться от остальных тем, что на ней запечатлено слово-образ, которое легко запоминается. Именно с этим образом ученик будет работать в дальнейшем. Такое слово-образ создается чаще всего путем вписывания в него конкретного изображения предмета по форме похожего на букву, правописание которой нужно знать.

Это легко объяснить на следующем примере. Очень часто слово корзина дети пишут с буквой а (карзина), заменяя гласную букву о на а. А если на месте этой трудно запоминаемой буквы о нарисовать корзину, верхний ободок которой и будет той самой буквой о, то при написании этого слова ребенок будет воспроизводить по памяти не безликий порядок букв или звуков, а вспомнит красочный рисунок, находящийся на месте буквы о. (Образцы слов-образов смотри в приложении).

Успешному усвоению словарных слов помогают и словарные статьи из "Этимологического словарика". Например:

ГОРОД - крупный населенный пункт, место большого поселения людей.

В старину, чтобы защитить это место от врагов, захватчиков, люди обносили его высоким забором, частоколом, стеной (деревянной или каменной). Такое огороженное и укрепленное стеной место, крепость и стали называть городом.

Город - городить ="огороженное, укрепленное место".

ДЕРЕВНЯ - небольшое поселение людей. В старину, чтобы основать такой поселок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дергали с корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.

Деревня-дерево = "место, очищенное от деревьев".

ДОРОГА - узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди.

Чтобы положить дорогу, нужно расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дерна. Видимо, поэтому слово "дорога" образовалось от дорг, дерготь-"продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес".Интересно, что исторически слово "дорога" оказывается родственным словом деревня, дерево.

Дорога-дорг, дергать = "продранное в лесу пространство"., и др.

Проконтролировать усвоение правописания словарных слов учащимися-логопатами успешно позволяет компьютерная программа "Фраза". В ней содержатся все словарные слова, изучаемые ребенком в начальной школе. Как же работает данная программа? После запуска программы на компьютере, учитель-логопед вводит имя ребенка, выбирает класс и тему проверки, в данном случае "Непроверяемые написания (словарные слова)". На экране появляются слова с пропущенными буквами. Ребенок должен выбрать пропущенную букву из ряда предложенных и вставить её в слово. В случае ошибки, "карандашик" над словом не передвигается на следующее слово, и ребёнку приходится исправлять свою ошибку, прежде чем перейти к следующему слову. В ходе выполнения задания все ошибки фиксируются компьютером и, в конце, ребенку выставляется оценка. Дети очень любят выполнять задания в данной программе, не только по теме "Словарные слова", но и по всем другим темам (а данная программа  содержит 4000 заданий по всем темам, которые проходят школьники с 1-го по 9-ый классы).  Ведь получив неудовлетворительную оценку, ребенок может выполнить задание на компьютере ещё раз и исправить её, а заодно и закрепить правописание словарных слов.

Таким образом, только систематическая и системная работа, направленная на усвоение правописания слов с непроверяемыми написаниями, проводимая, как учителем в классе, так и логопедом, позволяет добиться положительных результатов и помогает детям успешно  усвоить их написание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по профилактике дизорфографии для учащихся 6 класса по теме: "Словарные слова"

При проведении данного занятия учащиеся, выполняя логопедические задания на развитие навыка языкового анализа, синтеза, отрабатывают 14 словарных слов, изучаемых в 6 классе, и записывают их в кле...

Учебно-исследовательская работа " Эффективные способы запоминания словарных слов"

Цель: Изучить эффективные способы и приемы для запоминания   слов с непроверяемыми орфограммами.В работе были использованы различные методы исследования:  сбор и обработка информации, а...

Логопедическое занятие в 5 классе на тему: "Правописание словарных слов"

. В работе над формированием орфографических навыков у школьников необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности дете...

Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...

Этимология слова и правописание словарных слов

В статье описана взаимосвязь правописания словарных слов с их происходением, истрическим лексическим значением, содержащимся в этимологическом корне. Приводятся примеры, в занимательно-развлекательной...

Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению – реальный путь повышения качества обучения (из опыта работы)

   Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков име...

Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.

Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников....