Программа мастерской по декоративно-прикладному творчеству "Умелые ручки".
календарно-тематическое планирование (8 класс) по теме

Рогатина Раиса Алексеевна

Программа разработана для детей с особыми образовательными потребностями для 8 класса. Программа работы кружка включает различные направления. План работы расчитан для детей 15-16 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_kruzhkovaya_rabota_7-8_kl.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

                   КОУ "Красноярская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат  VIII  вида"

                                                                           

                                                                           Утверждаю:________

                                                                                  Директор   В.Н. Юрьев

                                             

                                                   

Программа

мастерской по декоративно-прикладному творчеству

                                           «Умелые ручки».

(для детей с особыми образовательными потребностями)

8 класс

                                                                             

  Разработала

                                                                                Рогатина Раиса Алексеевна

                                                                           воспитатель, 2 кв. категория                  

                                       

2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка.

Программа работы кружка включает различные направления: работа с семенами, природным материалом, тканью, бумагой, картоном, бросовым материалом, крупой. План работы кружка рассчитан для детей 15-16 лет. Продолжительность занятий-30 минут, 2 раза в неделю.

Цели: развивать интерес к творчеству; формировать навыки ручного труда; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.                                                 

                                                                   

               

                       Задачи:

                   1.Коррекционно-обучающие:

  1. Развивать умственные способности детей, глазомер;
  2. Знакомить с правилами техники безопасности.  

  *    .

  2. Коррекционно-развивающие:

  1. Коррекция внимания, мышления, памяти, опорно двигательной системы;
  2. Расширение кругозора, творческих способностей, мышления;
  3. Развивать художественный и эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
  4. Развивать умение работать в коллективе

3. Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать художественный вкус, аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие.                                                                          
  2. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки.                      

       Отслеживание результатов реализации  программы проводится через   педагогические наблюдения, оценивание детских работ другими педагогами, выставки детских работ, мониторинги в середине и в конце учебного года.

                                                                         

Методическое обеспечение.

      Программа составлена с учётом возрастных и психофизических           особенностей  развития воспитанников, уровня их знаний, умений и             направлена на развитие познавательных интересов, творческих                         способностей,  самостоятельности в работе.           Центральным звеном в       организации работы является занятие. Занятия направлены на комплексное решение ряда задач. Для решения этих задач программой предусмотрены различные виды предметно-практической деятельности, использование      различных материалов.

     

Основные формы занятий:

  1. Изучение новой темы;
  2. Закрепление знаний;
  3. Практическая работа;
  4. Обобщающее занятие.

       Формы,  методы организации и проведение занятий реализуются через индивидуальный подход в обучении и воспитании.

       Методы обучения (словесное обучение, практические упражнения и др.) определяются целями и задачами программы. Главное, чтобы в процессе обучения учащиеся приобретали практический опыт и навыки работы, а   также  теоретические и исторические знания, необходимые для развития творческой инициативы, патриотического чувства.                                                            

       Формирование умений и навыков происходит от простейших элементов к более сложным.                                                                                                                      

      Ключевым методическим принципом реализации данной программы      является проблемный метод обучения.

      Основной вид проведения итогов усвоения знаний, формирования      практических умений и навыков учащихся - просмотр работ. Просмотры     делятся на текущие (в конце занятия), полугодовые и итоговые.

      В процессе изучения курса учащиеся усваивают необходимые знания, практические умения, навыки  и  постепенно развивают свою                     познавательную деятельность, применяя полученные знания на практике.

     

                           Ожидаемый результат:

        Учащиеся должны не только  воспроизводить то, чему они научены, но и самостоятельно раскрывать новые стороны изученного.

       Последовательность в обучении помогает учащимся понять взаимосвязь новых знаний и умений с уже пройденными темами, анализировать результаты своей работы, изучать новый материал, выделяя в нём главные моменты.

Для успешной реализации программы требуется:

  1. Комната, оборудованная столами и стульями;
  2. Материалы и инструменты для творческой работы учащихся: шерстяные нитки, крючок для вязания, канцелярские товары, краски, природный материал;
  3. Наглядные пособия: иллюстрации, образцы работ в различных техниках;
  4. Общие рекомендации;
  5. План проведения занятия.

Прежде чем начать практическую работу с детьми, проводится познавательная беседа о правилах сбора, заготовки природного материала; о том, какие поделки предстоит сделать, технику и правила их выполнения. Что даёт целостное представление о предстоящей творческой деятельности.  

   Члены кружка:

  1. Бугаёв Дима
  2. Елецкий Дима
  3. Курнышов Ваня
  4. Голиков Паша
  5. Мироненко Вадим
  6. Вольф Сергей
  7. Швачко Саша
  8. Суровцева Женя
  9. Олейникова Лена
  10. Гончарова Юля
  11. Шашков Коля
  12. Костина Света

               

                       Тематическое планирование в 8 классе

(2012 - 2013 учебный год)


  №


                              Тема занятий

   Количество часов

теория

практика

1.

 Введение в предмет. Охрана труда.

1

-

2.

 Правила сбора и засушивания природного материала. Порядок работы над изделием.

2

-

3.

 Подготовка основы к работе, обработка природного материала, изготовление деталей.

1

2

4.

Коллективная работа из природного материала « В гостях у Берендея».

1

2

5.

 Изготовление панно из соломки. Подготовка фона. Покраска.

1

 2

6.

Работа с соломкой. Композиция « Цветы», « Телёнок».

1

3

7.

 Подготовка к конкурсу декоративно-прикладного творчества учащихся

« Снегурочка и Дед Мороз». Изготовление деталей.

1

2

8.

 Изготовление Деда Мороза и Снегурочки (работа с пряжей)

      _

3

9.

 Изготовление цветов к 8 марта (вышивка лентами).

1

3

10.

 Работа из Папье-Маше (разнос).

1

2

11.

Декоративно - прикладное творчество

« Ангелочки возвестили» (ткани, лоскуты, ленты).

1

        1

12

Подведение итогов года. Выставка детских работ.

1

                                                                      Итого: 32 часа

12

20

                             

        

8 класс, 2012 - 2013 учебный год


Тема занятия


Содержание занятия


№1. Введение в предмет.

       Охрана      труда.

Цель: дать детям обобщенное представление о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей.

Методическое оснащение: различные предметы декоративно-прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства. Репродукции картин известных художников. Образцы материалов и инструментов.

Основные понятия: дать детям обобщенное представление о разнообразии предметов ДПИ: картины, вазы, панно, салфетки, игрушки. Дети должны усвоить: всё, что создано руками человека для использования в быту или украшения жилища - называется ДПИ.

Дать общие понятия о материалах и инструментах, используемых в работе и о правилах ТБ.


№2.Сбор природного материала.  Правила сбора и засушивания.

Цель: заготовка природного материала. Напомнить детям правила заготовки природного материала.

Оборудование: пакеты, коробки, корзинки.

Основные понятия: в лесу на каждом шагу груды сокровищ, но не всякий может их заприметить, разглядеть, тут нужно особое видение. Попробуем ему научиться. В нашей работе мы будем использовать следующие природные материалы: плоды, ветки, кору и корни деревьев, древесные грибы.

 Инструктаж по правилам поведения в природе, ТБ №10. 


№3. Подготовка основы к работе, обработка природного материала, изготовление деталей.

Цель: продолжать совершенствовать практические умения работы с различными видами семян и природного материала; воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость; учить работать в коллективе.

 Материалы и инструменты: твёрдая основа, акварель, гуашь, кисти.

 Анализ образцов (приложение №1), работа по плану (приложение №4).

 

№4.Коллективная работа из природного материала:  « В гостях у берендея».

Цель: развивать умственные способности детей, глазомер; научиться производить разметку несложных изделий; овладеть приёмами пользования ручными инструментами.

Задачи: вызвать интерес к работе, доказать значимость и эффективность этой работы; воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение.

Оборудование: твёрдая основа,  ножницы, клей ПВА, кисти, семена дыни, арбуза, тыквы, скорлупки фисташек, гречневая крупа,  пшено, береста.  (Другие материалы в зависимости от творчества детей)

     


№5.Изготовление панно из соломки. Подготовка фона. Покраска.

 Цель: развивать навык творческого экспериментирования с соломкой. 

 Задачи: развивать фантазию, глазомер, умение ориентироваться в задании;

   Воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие, эстетический вкус.

Оборудование: белая бумага,  салфетки,   ножницы, соломка, карандаш, трафарет, гуашь,  планшет.

Основные понятия: усвоить разные приёмы работы с соломкой и применять любой из них по собственному желанию в зависимости от замысла. ТБ, приложение №3.


№6.Работа с соломкой. Композиция « Цветы», « Телёнок».

Цель: формировать навыки ручного труда и навыки работы с соломкой.

Задачи:  развивать самостоятельность, творческое воображение, коррекция общей моторики; воспитывать умение преодолевать трудности, получать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в труде.

Оборудование:  образцы изделий,  клей ПВА, ножницы, лак.

Соблюдать правила ТБ. 


№7. Подготовка к конкурсу декоративно – прикладного творчества учащихся « Снегурочка и Дед Мороз». Изготовление деталей.

Цель: развивать навык самостоятельного выполнения работы.

Задачи:  развивать пространственное мышление, координацию движений, глазомер, внимание.

    Воспитывать интерес творческому заданию, настойчивость и терпение в достижении цели.

Оборудование:   клей ПВА,  акриловые краски, кисти,  и др. необходимый материал, который может понадобиться.


№8.  Изготовление Деда Мороза и Снегурочки (работа с пряжей).

Цель:  продолжать формировать навыки ручного труда, прививать эстетический вкус.

Задачи: учить работать в коллективе, развивать познавательную активность.

 Воспитывать эмоционально-положительное отношение к занятиям, стимулировать радость от полученного результата.  

Оборудование:  ножницы,  клей ПВА, готовый фон, краска - гуашь, кисти, листья, цветы

Основные понятия: ТБ, приложение № 3.

№9. Изготовление цветов к 8 Марта (вышивка лентами).

Цель: учить детей приёмам создания красивых композиций из соломки,  сообща    планировать последовательность выполнения работы. Развивать эстетический вкус, творческое воображение, взаимовыручку. Воспитывать чувство удовлетворения от полученного результата коллективной работы.

Материалы и инструменты: смотри приложение №3.

Основные понятия: ТБ (работа с ножницами,  клеем), в начале работы с каждым обсуждается место его детали в общей композиции.

№10.Работа из Папье-маше (разнос).

Цель: формировать навыки ручного труда и развивать творческие способности детей.

Материалы и инструменты: клей, газеты, ножницы, вода, кисти, ножницы.

Задачи: учить работать в коллективе.

Основные понятия: образцы изделий, ТБ.

Приложение № 4.


№10.Декоративно-прикладное творчество       « Ангелочки возвестили»

(изготовление ангелочков).

Цель: коррекция образной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении полученных знаний и умений, развивать способность самостоятельно раскрывать новые стороны изученного направления.

Материалы и инструменты: каждый готовит себе индивидуально, в зависимости от выбранного направления и темы.

Основные понятия: решать новые задачи с опорой на имеющиеся знания и умения. Приложение №3.


№12. Подведение итогов года. Выставка детских работ.


Цель: поощрять творчество детей.

Приложение №1

АНАЛИЗ МНОГОДЕТАЛЬНОГО ОБРАЗЦА.

1. ЧТО ЭТО?

2. ИЗ КАКИХ МАТЕРИАЛОВ ИЗГОТОВЛЕНА ПОДЕЛКА?

3. ИЗ КАКИХ ДЕТАЛЕЙ СОСТОИТ?

4. КАК СОЕДИНЯЮТСЯ ДЕТАЛИ?

5. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭТА ПОДЕЛКА?

CЛОВЕСНЫЙ ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ.

1. С ЧЕГО НАЧАЛ РАБОТУ?

2. ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫПОЛНИЛ РАЗМЕТКУ?

3. ЧТО У ТЕБЯ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ?

4. ПОЧЕМУ?

Примерные вопросы для анализа образца (фотографии или иллюстрации):

  1. из каких материалов сделано изделие;
  2. где их можно найти;
  3. какой формы и величины детали изделия;
  4. сколько их;
  5. какие способы соединения деталей использованы в изделии;
  6. можно ли заменить те или иные детали другими природными материалами и как тогда изменится технология изготовления и изделие в целом?

Приложение №2

План работы с природным материалом:

  1. подготовка рабочего места, инструментов;
  2. обработка деталей инструментами с учётом свойств материалов;
  3. крепление деталей с учётом свойств материалов;
  4. отделка изделия, подчёркивающая характер образа;
  5. контроль качества изделия по следующим параметрам:

- отбор деталей (все они должны быть из природных материалов);

-прочность соединения;

- выразительность образов;

- устойчивость конструкции

     

 Приложение №3

Тема: Аппликация из соломы.

Потребуются следующие материалы и инструменты:

  1. солома разных видов;
  2. клей ПВА (он не меняет цвет соломы, быстро и прочно приклеивает её к бумаге);
  3. мягкая кисть для клея;
  4. основа (бархатная бумага, картон, фанера или хлопчатобумажная ткань, натянутая на раму или пяльцы);
  5. острые ножницы двух размеров: одни с длиной лезвий до 5 см., вторые - маникюрные с прямыми лезвиями;
  6. линейка (она же - гладилка);
  7. карандаш;
  8. канцелярский ножичек                                                                                            

                                        

               Приложение № 4.

Тема : « Аппликация из семян».

Материалы и инструменты:

  1. семена;
  2. клей ПВА;
  3. гуашь;
  4. картон или ДСП;
  5. лак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество»

Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (бисероплетение,  тестоластика, извонить)....

Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ       Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТ...

Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс

Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...

Программа творческого объединения декоративно – прикладного искусства (профильный отряд) «Народная мастерская»

Образовательная программа «Народная мастерская» разработана на 1 месяц обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 60 минут. Планируемая на занятиях практическая работа не является же...