Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество»
элективный курс по технологии (5 класс) по теме

Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (бисероплетение,  тестоластика, извонить).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_kursa_dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo.zip27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№4»

Муниципального образования «Мирнинский район»

Республики Саха (Якутия)

Программа элективного курса

«Декоративно-прикладное творчество»


Пояснительная записка

В проекте Федерального  компоненте государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблеме развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего ещё не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точки зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения специального курса.

Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (бисероплетение,  тестоластика, извонить).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника, скульптора. Учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной  профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения о выполнении той или иной работы, развивают художественный вкус. Курс «Декоративно-прикладное творчество» развивает творческие способности, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе,  приобщает детей к продуктивной творческой жизни.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду.

Цель программы:

  • Формирование художественной культуры школьников как части культуры   духовной, приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта.

Задачи программы:

  • Развивать творческие возможности учащихся.
  • Изготовление поделок из бисера, соленого теста и в технике изонить.
  • Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, эстетический вкус, гордость за свой выполненный труд.
  • Учить выполнять работу коллективно.
  • Развивать проектные способности школьников.

Содержание программы

Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления изделий, доступных для школьников.

Содержание программы  представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бисером, работа с соленым тестом, работа с картоном и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей школьного возраста 10-13 лет, на 2 года обучения: 34 часа в год, 1 час в неделю.

Содержание разделено по видам обрабатываемых материалов.

В процессе реализации программы используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, практическая работа творческого характера, методы взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра.

Программа курса «Декоративно-прикладное творчество».

Первый год обучения (34 часа)

Тематическое планирование по курсу. 5 класс.

дата

Тема урока

Бисероплетение.

1

Инструменты и материалы. Приемы бисероплетения. Техника безопасности.

2

Изготовление схем листьев и лепестков различных форм и размеров.

3

Выполнение отдельных элементов цветов.

4

Выполнение отдельных элементов цветов.

5

Выполнение отдельных элементов цветов.

6

Выполнение отдельных элементов цветов.

7

Сборка изделий.

8

Составление цветочных композиций.

9

Оформление цветами из бисера подарков и других элементов.

10

Приемы закрепления цветов в сосудах, на панно и в бутоньерках.

Изделия из соленого теста

11

Правила техники безопасности. Готовим тесто.

12

Цветное тесто. Окрашивание теста

13

Хранение теста. Набор инструментов.

14

Порядок работы. Лепка простых элементов.

15

Создание фактуры поверхности, использование чесноковыжималки.

16

Скрепление деталей между собой

17

Сушка и окрашивание теста

18

Последовательность выполнения круглой игрушки.

19

Изготовление игрушки из соленого теста.

20

Изготовление игрушки из соленого теста.

21

Последовательность выполнения плоских фигур.

22

Изготовление плоских фигур из соленого теста.

23

Изготовление настенного панно

24

Изготовление настенного панно

25

Изготовление настенного панно

Техника изонить.

26

Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

27

Последовательность работы.

28

Заполнение простых фигур. Углы.

29

Практическая работа: «Заполнение углов».

30

Заполнение простых фигур. Окружности.

31

Практическая работа: «Заполнение окружностей»

32

Заполнение сложных фигур.

33

Практическая работа: «Заполнение сложных фигур»,

34

Комбинации из углов и простых фигур.

35

Резервное время

Ожидаемые результаты:

По окончанию первого года обучения учащиеся должны знать:

  • Название и назначение материалов;
  • Название и назначение ручных инструментов;
  • Правила безопасности труда при работе;
  • Технику выполнения работ из бисера, соленого теста, изонити.

По окончанию первого года обучения учащиеся должны уметь:

  • Организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • Соблюдать правила безопасной работы;
  • Под руководством учителя проводить анализ простейших изделий;
  • Планировать последовательность изготовления изделия;
  • Создавать изделия по образцу, схеме, рисунку.

Программа курса «Декоративно-прикладное творчество».

Второй год обучения (34 часов)

Тематическое планирование по курсу. 6 класс.

 

дата

Тема урока

Бисероплетение

1

Понятия «бонсай». Исторический экскурс. Анализ образцов. Техника безопасности

2

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления бонсай: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами.

3

Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов бонсай.

4

Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

5

Выполнение отдельных элементов бонсай.

6

Выполнение отдельных элементов бонсай.

7

Выполнение отдельных элементов бонсай.

8

Выполнение отдельных элементов бонсай.

9

Составление композиций.

10

Составление композиций.

11

Сборка и закрепление бонсай в вазе.

12

Использование бонсай для оформления интерьера.

Изделия из соленого теста.

13

Правила техники безопасности. Готовим тесто

14

Оформление изделий и склейка изделия.

15

Декоративные рамки для фото.

16

Изготовление рамки для фото.

17

Сушка и окрашивание теста

18

Оформление изделия и склейка изделия

19

Изделия для оформления интерьера.

20

Изготовление изделия для оформления интерьера.

21

Изготовление изделия для оформления интерьера.

22

Сушка и окрашивание теста

23

Оформление изделия и склейка изделия

24

Изготовление сувенира.

25

Сушка и окрашивание теста

26

Оформление изделия и склейка изделия

Техника изонить.

27

Вводное занятия. Техника безопасности.

28

Узоры и композиции.

29

Изготовление панно на морскую тематику.

30

Изготовление панно на морскую тематику.

31

Изготовление панно на морскую тематику.

32

Изготовление панно с бабочками и птицами.

33

Изготовление панно с бабочками и птицами.

34

Изготовление панно с бабочками и птицами.

35

Резервное время.

Ожидаемы результаты:

По окончанию второго года обучения учащиеся должны знать:

  • Правила планирования и организации труда;
  • Знать основы цветоведения;
  • Технику выполнения изделий из бисера, соленого теста и изделия в технике изонить.

По окончанию второго года обучения учащиеся должны уметь:

  • Выполнять работу самостоятельно с опорой на схему, описание, чертеж;
  • Соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами;
  • Устанавливать последовательность выполнения технологических операций;
  • Проявлять элементы творчества на всех этапах;
  • Эстетично оформлять изделия.

Список используемой литературы:

  1. Арлин Бейкер «Цветы из бисера».
  2. Ю. Лындина «Фигурки из бисера».
  3. Ингрид  Морас «Зверята из бисера».
  4. Н. Лиско «Бисер».
  5. И. Хананова «Соленое тесто».
  6. М. Синеглазова «Удивительное соленое тесто».
  7. Т. Скребцова «Соленое тесто: идеи для интерьера».
  8. Л. Бурундукова «Волшебная изонить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...

«Основные темы творчества А.А. Ахматовой" программа элективного курса

Программа «Основные темы творчества А. Ахматовой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступител...

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

программа элективного курса "Устное народное творчество"

Данная программа позволит учащимся познакомиться с жанрами устного народного творчества, раскрыть творческий потенциал, создать проект в конце работы по предложенному  курсу....

Рабочая программа курса "Декоративно-прикладное творчество. Декупаж"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса по выбору для обучающихся 7 класса....

Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество и современность»

          Программа межпредметного элективного курса по декоративно-прикладному творчеству  предназначена для учащихся 9 классов. Программа содержит  лекционн...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа курса «Декоративно-прикладное творчество» для 5-7 классов

Важнейшая особенность развития творческого потенциала детей состоит в том, что трудовая и культурно-досуговая деятельность полезна, так как она обеспечивает общее развитие личности, способствует получ...