«Основные темы творчества А.А. Ахматовой" программа элективного курса
элективный курс по литературе (11 класс) по теме
Программа «Основные темы творчества А. Ахматовой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступительному экзамену в вуз. Она имеет практическую направленность и предназначена не столько для формирования знаний учащихся творчества А. Ахматовой, сколько для развития их умений и навыков анализа художественного произведения. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.
Изучение данного курса рекомендуется после темы «Серебряный век русской поэзии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ahmatova_programma_elektivnogo_kursa.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
городского округа – город Камышин
Авторская программа элективного курса
по литературе для 11 класса
«Основные темы творчества
Анны Ахматовой»
Разработчик Шихова Галина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 10.
Содержание.
1.Пояснительная записка.
2.Цели курса.
3.Тематическое планирование.
4.Основное содержание.
5.Требования к умениям и навыкам.
6.Литература.
Пояснительная записка.
Авторская программа элективного курса «Основные темы творчества «Анны Ахматовой» предназначена для учащихся 11 класса.
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Анны Ахматовой» (всего 5 часов). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Анны Ахматовой, однако её произведения представляют собой совершенно уникальное явление русской литературы и необходимы для изучения в школе.
Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтессы.
Данная программа поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы. Программа насыщена историческими, биографическими сведениями, что способствует повышению интереса учащихся к личности Ахматовой, а следовательно, и к её творчеству.
Программа «Основные темы творчества А. Ахматовой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступительному экзамену в вуз. Она имеет практическую направленность и предназначена не столько для формирования знаний учащихся творчества А. Ахматовой, сколько для развития их умений и навыков анализа художественного произведения. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.
Изучение данного курса рекомендуется после темы «Серебряный век русской поэзии».
В качестве основной формы организации учебных занятий предусмотрены лекция и практикум (урок анализа произведения), на которых учащиеся осваивают творчество Анны Ахматовой : читают и анализируют стихи , обобщают информацию о литературном процессе Серебряного века – времени, связанном с основными вехами жизни и творчества Анны Ахматовой.
Место предмета в базисном учебном плане: Авторская программа рассчитана на 12 часов (1 час в неделю).
Цели курса:
- познакомить учащихся с той частью единого литературного процесса, которая до недавнего времени отсутствовала в школьной программе и сегодня представлена крайне скупо;
- сформировать представление об уникальности творчества
А.Ахматовой;
- развить у старшеклассников навыки филологического прочтения отдельных произведений и в целом творчества поэтессы;
- повысить общую культуру учащихся, развить у них художественный вкус, пробудить стремление к вдумчивому чтению.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении для спецкурса «Основные темы творчества Анны Ахматовой» приоритетами являются:
- сравнение, сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста;
- владение диалогической и монологической речью, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Тематическое планирование по элективному курсу
«Основные темы творчества Анны Ахматовой»
№ п/п | Название раздела. Тема занятия. | Форма организации деятельности. | Количество часов. |
1 | ВведениеМесто творчества Анны Ахматовой в литературе Серебряного века. | Лекция с элементами беседы | 1 час 1 час |
2 3 4 5 |
I.Ранняя лирика Анны Ахматовой Поэтический мир юной Ахматовой. Сопоставление стихотворений Ахматовой с другими жанрами. Первые лирические сборники Анны Ахматовой – «Вечер», «Чётки». Особенности цветовой гаммы, мелодики, ритма ранних стихотворений А. Ахматовой. Трагедия любви в лирике А.Ахматовой. | Лекция + сообщения учащихся Лекция + сообщения учащихся Лекция + рефераты Практикум – анализ стихотворений. | 4 часа 1 час 1 час 1 час 1 час |
6 7 8 9 10 11 | II.«Царственное слово» А.Ахматовой» Стихи Ахматовой – уникальное явление русской литературы. Стихотворение А. Ахматовой «Кого когда-то называли люди…» Главные поэтические идеи Ахматовой в сроковые годы. Анна Ахматова и Николай Гумилёв. Поэма Ахматовой «Реквием» - настоящая драма. Многоголосье поэмы: голос поэта, матери, и историка. | Лекция с элементами беседы Практикум – анализ стихотворений. Практикум – анализ стихотворений. Сопоставительный анализ стихов. Аналитическое чтение Аналитическое чтение | 6 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
12 | Заключительное занятие « Узнают голос мой…» | Беседа | 1 час 1 час |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (12 часов).
Введение «Место творчества Анны Ахматовой в литературе Серебряного века» (1 час).
Серебряный век – терминологическое определение эпохи рубежа 19-20 веков. Своеобразие лирики Анны Ахматовой. Акмеизм - литературное направление эпохи Серебряного века. Неповторимость художественной системы Анны Ахматовой.
Оборудование:
фотопортреты Анны Ахматовой разных лет.
Раздел 1. «Ранняя лирика Анны Ахматовой» (4 часа).
Основные вехи жизни Анны Ахматовой. Представление об окружении поэтессы на протяжении всей жизни. Первые поэтические сборники «Вечер», « Чётки». Три периода творчества поэтессы. Автобиография поэтессы.
М. Кузмин, Н. Гумилёв об Ахматовой. Стихотворения «Читая «Гамлета», «Память о солнце в сердце слабеет», «Белой ночью», «Песенка», Вечером», «Я научилась просто, мудро жить», «Помолись, о нищий, о потерянной…».
Оборудование:
фотопортреты разных лет; фото семьи Гумилёвых, 1915г., фото Городецкого;
После изучения раздела 1 «Ранняя лирика Анны Ахматовой» учащиеся должны:
- знать/понимать образную природу словесного искусства Анны Ахматовой, основные факты жизни и творчества Анны Ахматовой, основные закономерности историко-литературного процесса эпохи рубежа веков.
- уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Анны Ахматовой, выявлять авторскую позицию;
- использовать приобретённые знания и умения для участия в диалоге или дискуссии, для самостоятельного знакомства с произведениями Анны Ахматовой и других поэтов Серебряного века.
Раздел 2 «Царственное слово» А.Ахматовой» (6 часов).
Стихи Анны Ахматовой – уникальное явление русской литературы. –поэт своего времени. «Краткая биохроника», составленная М. Баженовым – исследователем жизни Ахматовой. Книга Ахматовой «Нечет». Поэма «Поэма без героя», трагедия «Энума Элиш», «Северные элегии». Цикл стихов «Ветер войны». Сборник «Anno Domini». Поэма «Реквием».
Оборудование: фотографии: А.Ахматовой, 1925 год, Детское Село, квартира И.Рыбакова; Ахматовой и Пунина, 1927 год, Ленинград фото П.Лукницкого; Ахматова, Г.Чулков, М.Петровых, О.Манделыптау 1934 г., Москва; фото для пропуска в Фонтанный Дом, 1939-41гг., Ленинград; 1940 г., Москва, фото В.Виноградова; 1942 г., Ташкент; Ахматова и Пастернак, 1946 г., Москва, фото В.Славинского; А.Ахматова выступает в Большом драматическом театре на вечере памяти А.Блока, 1946, Ленинград.
После изучения раздела 2 «Царственное слово» А.Ахматовой» учащиеся должны:
- знать/понимать особенности поэзии Анны Ахматовой
- уметь выразительно читать изучаемые произведения, аргументированно формулировать своё отношение к творчеству
Анны Ахматовой и поэто в-акмеистов.
- использовать приобретённые знания и умения для определения своего круга чтения по русской литературе рубежа веков, для создания связного текста на необходимую тему с учётом норм русского языка.
В результате изучения курса «Основные темы творчества Анны Ахматовой» учащиеся должны знать/понимать:
- образную природу словесного искусства Анны Ахматовой;
- основные факты жизни и творчества Анны Ахматовой;
- содержание произведений Анны Ахматовой;
- основные теоретико-литературные понятия эпохи Серебряного века;
уметь:
- анализировать и интерпретировать произведения Анны Ахматовой, используя сведения по истории и теории литературы;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать стихотворения Анны Ахматовой, и других поэтов Серебряного века;
- аргументированно формулировать своё отношение к поэзии Анны Ахматовой;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста на необходимую тему;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения по русской литературе.
Литература:
- А.Ахматова. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия./Сост., подготовка текста и примечания В. Жирмуновского. Советский писатель, ЛО, 1977.
- М. Кралин. Времена Ахматовой//А.Ахматова. Собрание и сочинений в 2 томах. Т.1,М.: цитадель,1977.
- К. Чуковский. Анна Ахматова //К. Чуковский. Современники: Портреты и этюды. Минск, Нар. Асвета,1985.
- Б. Филиппов. Анна Ахматова. Слово, 1989,№6.
- Н. Скатов. Книга женской души//Литература в школе,1989, № м3
- Конспекты уроков для учителя литературы. 11 –ый класс. Серебряный век русской поэзии/ Под ред. Л.Г. Максидоновой: В 2ч. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...
разработка занятия по теме "Физика слуха" по програме элективного курса "Физика и медицина"
В разработке представлена методика проведения занятия элективного курса по программе "Физика и медицина",дается обоснование и объяснение влияния звука на здоровье человека.Историчечкие фак...
Основные темы творчества Марины Цветаевой
Большое внимание М.Цветаева в своём творчестве уделяла теме Родины....
Урок по теме "Звезды и созвездия". Авторский элективный курс по астрономии с применением ИКТ
Методика проведения урока «Звезды и созвездия». Авторский элективный курс по астрономии с применением ИКТУрок 14 (из 34)Тип урока: Комбинированный Цели урока:ОбщеобразовательныеСформировать понят...
М.И. Цветаева, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова. Основные темы творчества
Маршрутный лист дистанционного урока...
А.А. Блок. Многообразие поэтических голосов. С.А. Есенин, В.В. Маяковский. Основные темы творчества
Маршрутный лист дистанционного урока...
А.А.Блок. Основные темы творчества. Многообразие поэтических голосов.
маршрутный лист дистанционного урока...