программа элективного курса "Устное народное творчество"
элективный курс по литературе (10 класс) по теме

Данная программа позволит учащимся познакомиться с жанрами устного народного творчества, раскрыть творческий потенциал, создать проект в конце работы по предложенному  курсу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_unt.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Устное народное творчество»

               Шипкова Анна Геннадьевна,          

               учитель МКОУ  СОШ п.Хасан  

               Приморского края

 

Пояснительная записка

«Русский народ создал огромную изустную литературу; мудрые пословицы  и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жить, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов». Так выразил свое отношение к устному народному творчеству русский писатель А.Н Толстой.

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал, Человек не должен быть Иваном, не помнящим родства. А наше родство - это наши предки. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру предшествующих поколении. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества на уроках литературы. Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного творчества. Учитывая это, работу на факультативе «Устное народное творчество» следует проводить со следующими ЦЕЛЯМИ;

1. Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества,

2.Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка,

3.Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.

Программа факультатива рассчитана на учащихся 8-11 классов. Исходя из возрастных особенностей школьников, работа на факультативе учеников 8 класса будет более эмоциональной, учащихся 11 классов - более научной. В связи с этим учитель может поставить, перед собой дополнительную ЗАДАЧУ:

 раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить им показать в полном объеме свои возможности.

На занятиях факультатива учитель может использовать следующие виды работ:

-выразительное чтение текста

-комментирование текста

-сравнительный анализ текста

-фольклорные праздники

-театрализованное представление текста

-  иллюстрирование

-заочные экскурсии и пресс-конференции с фольклорными персонажами

Занятия факультатива следует проводить с привлечением произведений других видов искусства:   музыки, живописи, прикладного искусства, кино.

Итогом работы  по программе  элективного курса может быть  красочно оформленный журнал  творческих произведений учащихся.

Программа будет полезна для будущих филологов, историков, журналистов.

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ.

Введение-1 час

детский фольклор-2 часа

загадки-1 час

 пословицы и поговорки-1 час

народные сказкн-3 часа

фольклорный театр-1 час

былины-4 часа

суеверные рассказы-1 час

предания и легенды-1 час

сказы Бажова-1 час

песенное и обрядовое творчество-8 часов

народные заговоры-1 час

фольклор и русская литература-4 часа

анекдот-1 час

фольклорные праздники-3 часа

итоговое занятие-1 час

           

               ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО НЕДЕЛЯМ,

I         неделя: вводное занятие. Что есть фольклор,

2 неделя: детский фольклор «Баюшки-баю» (колыбельные песни, прибаутки иестушки, потешки» считалки, дразнилки, заклички и приговорки).

З неделя: колыбельная песня в творчестве русских поэтов (Майков «Спи, дитя мое, усни», Л. Мей «Баю-баюшки-баю», В. Брюсов «Спи, мой мальчик», М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный» и др,)

4 неделя: загадки «Загадать ли вам загадку?» (Меткость, выразительность загадок, тематика).

5 неделя: пословицы и поговорки «Старинная пословица не мимо молвится». Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта, В.И. Даль и его книга «Пословицы русского народа».

6 неделя: народные сказки «Что за прелесть эти сказки...» Народные сказители. Волшебные сказки («Еруслан Лазаревич», «Бова Королевич» и др.) Социально-бытовые сказки («Шут Балакирев», «Шемякин суд») Докучные сказки.

7 неделя: персонажи сказок (баба Яга» великан, волк, горе, жар-птица» Змей Горыныч, Иван (богатырь, дурак, царевич) Кощей Бессмертный и др.)

8 неделя: влияние русской сказки на творчество русских авторов (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Ершов, Горький, Платонов и др.)

9 неделя: фольклорный театр. Народная драма, Раек. Балаган. Темы и персонажи народного балагана. Театр Петрушки. Вертепные представления. Медвежья потеха, («Петрушка», «Петрушка в Петербурге», «Барыня и Доктор», «Царь Ирод», Нижегородские ярмарочные райки и др.)

10 неделя: Ярмарка - народное гуляние. (Фольклорный праздник)

11 неделя:   былины       «Русь   богатырская».    Происхождение,    сказители    и собиратели, Художественный мир былин. Старшие богатыри, Волх Всеславович, Святогор.

12 неделя: «Три богатыря». Главные герои русского эпоса Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

13 неделя: социально-  бытовые былины «Соловей Будимирович», « Иван Гостиный Сын», «Ставр Годинович».

14 неделя: былины в живописи (Васнецов, Н. Воробьев, И, Щукин, К. Васильев и др.)

15 неделя: суеверные рассказы (Клады и кладоискатели. Оборотни и

заговорённые. Колдуны в ведьмы. Водяные и русалки. Домашние духи.)

    16 неделя: предание и легенды. Герои преданий и легенд. (Иван Грозный, Ермак, Кудеяр, Петр Первый, Суворов, Кутузов.) «Иван Грозный в Новгороде», «Ермак под Казанью», «Клады Кудеяра и разбойников», «Петр Первый воюет со шведским королём», «Царь-работник» и др.

    17неделя; влияние фольклора на творчество П. Бажова, Сказовая основа «Малахитовой шкатулки». Прославление Мастера. Хозяйка Медной Горы.

    18 неделя: фольклорный праздник «Крещенский вечерок» (Девичьи посиделки).

     19 неделя: песенное творчество русского народа. Артельные трудовые песни и припевки. Календарные песни. Шуточные и плясовые песни,

     20 неделя: бунтарские, разбойничьи и тюремные песни и причитания о рекрутах и солдатах.

     21 неделя: исторические песни. («Кулачный бой братьев  Калашничков с Кострюком», «Авдотья Рязаночка», «Гнев Ивана Грозного на сына», «Дума Степана Разина», «Поход Степана Разина на Яик», «Под славным городом под Полтавой»,« Разорённая путь-дорожка»,)

     22 неделя: лирические любовные и семейные песня («Не во далечем-далече», «По улице мостовой», «Как пойду я молоденька», «Красна девица во садику гуляла», «Ах, кабы на цветы не морозы».)

    23 неделя: лирика русской свадьбы. (Свадебные песни, величания и причитания, образность лирических свадебных песен, Свадебные обращения.)

    24 неделя: частушки, нескладухи, небылицы, страдания. Тематика, своевременность, язык частушек. Своевременные частушки,

     25 неделя: фольклорный праздник «Здравствуй, Масленица»,

     26 неделя:    жестокий    романс    (возникновение,    сюжет,    художественное
своеобразие, романтика жестокого романса, жестокий романс в советское время),

     27 неделя:   народные лирические песни литературного  происхождения (Ф.Мерзляков   «Среди долины ровныя», К.Ф, Рылеев   «Ревела буря», Ф. Глинка «Вот мчится тройка удалая», Д, Давыдов «Славное море, священный Байкал» н др.)

    28 неделя: народные заговоры

    29 неделя: влияние устного народного творчества на поэзию 19 века  

 (первая половина) А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, А.В. Кольцов, А.К, Толстой,

    30 неделя: традиции устного народного творчества поэзии Некрасова,

    31неделя: традиции устного народного творчества в прозе русских писателей (А.К. Толстой «Встреча через триста лет», А. А. Бестужев-Марлинский «Страшное гаданье». А, Погорельский «Лафертовская маковница», М. Загоскин «Вечер на Хопре».)

    32 неделя: традиция и новаторство в изображении фольклорных персонажей в произведениях Гоголя и Булгакова («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мастер и Маргарита».)

    33 неделя: анекдоты (происхождения, тематика, персонажи, злободневность анекдотов,)

    34 неделя: «К мудрости ступенька» (итоговое занятие).

                                           

ЛИТЕРАТУРА

1.           серия: библиотека русского фольклора «Народная проза», «Советская  Россия», Москва 1992 г.

  1. серия: библиотека русского фольклора «Былины», «Советская Россия»,
    Москва 1986 г,
  2. серия: библиотека русского фольклора «Сказки» книга 2.3. «Советская
    Россия», Москва 1989 г.
  3. серия; классическая библиотека «Современника», «Исторические песни,
    баллады», Москва, «Современник», 1986 г,
  4. серия: классическая библиотека «Современника», «Лирические осени»,
    Москва, «Современник», 1990 г.
  1. серия;    классическая    библиотека    «Современника»,    «Фольклорный
    театр»
    , Москва, «Современник», 1988 г.
  2. серия; классическая библиотека «Современника», «Былины»,  Москва,
    «Современник», 1986 г.
  3. серия: классики и современника «Русский фольклор». «Художественная
    литература», Москва 1985 г.

0.        «Русские народные сказители», Москва. «Правда», 1989 г.

10,    В.П. Аникин «К мудрости ступенька», Москва, «Детская литература»,

1988 г., В. Бахтин «От былины до считалки», Ленинград, «Детская

литература», 1982г.

  1. «Сказания   русского   народа,   собранные   И.П.   Сахаровым»,   Москва,
    «Художественная литература», 1990 г .
  2. Ф.С   Капица   «Славянские   традиционные   верования,   праздники   и
    ритуалы» (справочник), Москва, Издательство «Флинта», Издательства
    «Наука», 2000 г.
  3. К. Кашук «Месяцеслов», Владивосток, «Дальневосточное   книжное
    издательство», 1987 г,

ЖИВОПИСЬ

  1. В.М. Васнецов «Баян», «Богатырский скок», «Один в поле воин», «Три
    богатыря», «Царевна Несмеяна», «Сивка  Бурка»,«Ковер-самолет»,
    «Скачка о спящей царевне».
  2. В.М.Врубель «Прощание  царя морского с царевной Волховом»,
    «Богатырь» (декоративное панно), эскиз камина «Микула Селяниновнч и
    Вольга».
  3. Н.К. Рерих «Настасья Микулишна»
  4. II.Я. Билибин «Дружина Вольги», «Вольга оборачивается щукой».
  5. СВ. Малютин «Илья Муромец»
  6.  А.П. Рябушкин. Иллюстрации к былине о Василии Буслаеве
  7. Е.А. Кибрик «Сухман», «Илья и Сокольник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Народные промыслы Владимирской области"

Предлагаемый курс предназначен для  учащихся  9 классов, проявляющих интерес к родному краю, его историко-культурным ценностям. Курс может быть предложен выпускникам основной школы как...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСА«ТЕХНИЧЕСКОЕ  ТВОРЧЕСТВО»...

Образовательная дополнительная программа по русскому народному творчеству "Жили-были"

В данной работе сделана попытка на основе русского народного творчесова создать программу по изобразительному искусству. Программа предназначена для детей 7- 10 летнего возраста (начальная школа) и мо...

Программа по предмету "Народное творчество", 4 класс

Программа является итогом прохождения курса "Народное творчество" на отделении "Народное пение". Программа является авторской, отражает видение автором финального курса предмета с учётом требований ФГ...

Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...

Программа татарское устное народное творчество

Программа татарское устное народное творчество для кружковой работы для школ с этнокультурным (татарским) компонентом...

Программа элективного курса по творчеству М. Цветаевой "Моим стихам настанет свой черёд"

Программ поможет обучающимся глубже изучить творчество М. Цветаевой...