Программа элективного курса по творчеству М. Цветаевой "Моим стихам настанет свой черёд"
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Соколова Людмила Александровна

Программ поможет обучающимся глубже изучить творчество М. Цветаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_tsvetaeva.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Рыбковская средняя общеобразовательная школа

Сафоновского района Смоленской области

Принято                                                                         Утверждаю

Педагогическим советом школы                               Директор школы
Протокол № __ от___________                           ____В.А.Гуренкова

                                                                                       Приказ №___ от______

Рабочая программа

элективного предмета по литературе
для 11 класса
«Моим стихам настанет свой черёд»
(по творчеству М.И.Цветаевой)

Всего часов на учебный год: 34
Количество часов в неделю: 1        

                                                                         Учитель:
                                                                                       Соколова
                                                                                       Людмила
                                                                                      Александровна

                                                                           Категория: первая

                                                                          Стаж работы: 40 лет

РАССМОТРЕНО                                                             СОГЛАСОВАНО

Школьным методическим объединением      Заместитель директора по УВР

Руководитель ШМО____________                 ________/__________________/

Протокол №___ от ______

2015-2016

Программа элективного курса по творчеству М.И. Цветаевой «Моим стихам…настанет свой черёд»

(11 класс)

Пояснительная записка

В наше время, когда количество уроков литературы в школьной программе резко сокращается, возрастает роль элективных курсов по данному предмету. Эти курсы только начинают появляться. Мы попытались создать такой курс по изучению одного из самых талантливых и неординарных писателей 20 века – Марине Цветаевой. Её творчество изучается сравнительно мало, особенно если учесть величину гения поэта. Тем не менее специалистами в области филологии Цветаева изучается подробно. Кроме того, нельзя не заметить, что и среди читателей Цветаева очень популярна. Сейчас произошёл некоторый всплеск в современной литературе, авторы которой признаются, что их любимыми поэтами являются в основном Цветаева и Маяковский.  

Постоянно издаются и переиздаются её произведения. Интерес исследователей к Цветаевой подогревается тем, что сам поэт стоит особняком в литературе 20-го века и не принадлежит ни к одному из течений («Одна из всех - за всех - противу всех»).

Данный элективный курс разработан для учащихся 11-го класса. В этом возрасте учащиеся уже знакомы с Цветаевой, им известны основные вехи её биографии, помимо этого старшеклассники  уже знают и тех авторов, о которых Цветаева пишет в своих очерках. Кроме того, они уже способны со всей серьёзностью отнестись к столь важной и интересной теме.

Данный элективный курс  может быть приурочен к дате её рождения, а также отдельные уроки курса могут быть использованы как помощь в изучении смежных тем (статьи Цветаевой о современниках).

Курс рассчитан на  15 часов. Удобнее всего распланировать его по два часа в неделю с промежутком в несколько дней между ними - так дети не будут перегружены. Курс заканчивается обобщающим уроком-семинаром, о котором учащиеся должны быть предупреждены заранее. Помимо этого желательно также предупредить их о том, чтобы некоторые объёмные произведения они начали читать заранее («Повесть о Сонечке», например).

Занятия разделены на 3 блока:  

  1. Цветаева – поэт
  2. Цветаева – драматург
  3. Цветаева – эссеист

   Программа элективного курса также ориентирована на решение следующих задач:

•        расширить представление учащихся о жанровом разнообразии творчества М.И. Цветаевой;

•        выявить конкретные  черты жанров, в рамках которых работала великая поэтесса;

•        определить место и роль произведений М.И. Цветаевой в истории русской литературы..

   В качестве методических принципов обучения выступают культурологическая, коммуникативная направленность, преемственность в обучении, осуществление межпредметных связей, формирование умения самостоятельно добывать знания.

   Образовательные  результаты программы -  углубление знаний учащихся о творчестве М.И. Цветаевой; понимание учащимися значения творчества поэтессы для русской литературы; повышение литературоведческих навыков учащихся.

   Основные формы организации учебных занятий: лекция, урок-диспут, урок-конференция, интегрированные уроки.

   Система вопросов и заданий носит репродуктивный, проблемный, сопоставительный и исследовательский характер. Проблемные вопросы используются для того, чтобы направить внимание учащихся на постижение идейной стороны произведения, формирование литературоведческой наблюдательности. Но доминирующими по количеству  являются вопросы исследовательского характера, они служат для выявления учащимися особенностей поэтики М.И. Цветаевой.

Формы и приемы работы учащихся на занятиях разнообразны: составление конспекта на основе лекции учителя, комплексный и аспектный анализ текста, организация коллективной и групповой работы, исследование предложенной проблем, сбор  фактов, их обработка и систематизация, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), подготовка слайдовых презентаций, написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа, на школьной конференции.  

 Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные к уроку сообщения, доклады, слайдовые презентации,  сочинения-миниатюры по предложенной теме. Система заданий творческого характера: сочинение-миниатюра, словесное рисование, художественный пересказ,  самостоятельная работа в рамках проектной темы, создание собственных проектов.

Оценка выставляется с учетом оптимального соотношения научной объективности и личностной оценки, креативности, стилевой оригинальности и правильности речевого оформления.

Тематическое планирование

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Теория литературы историко-литературные сведения

Основные виды деятельности учащихся

Межпредметные и внутрипредметные связи

1й блок – Цветаева - поэт

1

2

Вводное занятие «

Быть нежной, бешеной и шумной,

- Так жаждать жить! -

Очаровательной и умной, -

Прелестной быть!»

Лирика как литературный род, её отличительные особенности, понятие проектной деятельности и проекта, историческая обстановка конца XIX - началаXX вв., понятие неоромантизма

Презентация элективного курса, обозначение целей, задач прохождения курса, методов работы, определение тем для собственных  проектов учащихся        

История

2

2

«Вечерний альбом».

«Волшебный фонарь».

«Из двух книг», «Юношеские стихи»

Дневниковая направленность сборников Цветаевой, понятие символизма, Цветаева и символисты

Анализ текстов, выразительное чтение, чтение наизусть.        

3

2

«Вёрсты».

«Лебединый стан».

«Разлука»

Гражданская лирика Цветаевой, Цветаева и белое движение, любовная лирика

Анализ текстов, выразительное чтение, чтение наизусть.        

История

4

2

«Ремесло».

«Психея. Романтика»

Берлин-Прага-Париж.

Выразительное чтение, доклады учащихся, чтение наизусть.        

История, география

5

2

«После России».

Сборник 1940 г.

Образ Родины в стихах Цветаевой

Анализ текстов, доклады учащихся, диспут.        

История

6

2

«Поэма Горы»  и «Поэма Конца»

Жанр поэмы в творчестве поэтессы, образ горы и океана

Анализ текстов, выразительное чтение, беседа по текстам, диспут.        

2й блок – Цветаева - драматург

7

2

«Метель».

«Фортуна»

Драма как один из родов литературы и её особенности, история глазами поэтессы в пьесе «Фортуна» (Франция XVIIIв.), тема любви в пьесе «Метель»

Беседа по текстам, анализ текстов, чтение с комментированием, словесное рисование.

Театр, история

8

2

«Ариадна».

«Федра»

Жанр трагедии и его особенности, Цветаева и античная традиция

Беседа по текстам, анализ текстов, доклады учащихся, чтение по ролям.        

Театр, история

3й блок – Цветаева - эссеист

9

2

«Пленный дух»

Эссе как эпический жанр и его особенности

Беседа по тексту, анализ текста, доклады учащихся.

10

2

«Световой ливень»

Переписка Цветаевой и Пастернака

Беседа по тексту, доклад ученика по переписке поэтов, диспут.

11

2

«Слово о Бальмонте»

Жанр слова в истории русской литературы

Беседа по тексту, чтение с комментированием, сопоставление с воспоминаниями о Бальмонте других современников.

12

2

«История одного посвящения»

Цветаева и Мандельштам

Беседа по тексту, доклад ученика о поэтических произведениях Цветаевой, посвящённых Мандельштаму, работа с воспоминаниями.        

13

2

«Повесть о Сонечке»

Жанр повести и его особенности

Беседа по произведению, анализ образной системы, постановка в классе, чтение по ролям.

14

2

«Поэты с историей и поэты без истории»

Цветаева и Пастернак

Лекция учителя, беседа по тексту, постановка проблемного вопроса.

15

6

Заключительная конференция по курсу «Моим стихам … настанет свой черёд»        

Цветаева и музыка

(стихи, положенные на музыку)

Чтение лучших сочинений учащихся, представление собственных творческих проектов, созданных в ходе курса        

Музыка

Содержание элективного курса

1й блок – Цветаева - поэт

  1. Вводное занятие

«Быть нежной, бешеной и шумной,

- Так жаждать жить! -

Очаровательной и умной, -

Прелестной быть!»        

Методы: Репродуктивный, эвристический.

Презентация элективного курса, обозначение целей, задач прохождения курса, методов работы, определение тем для собственных  проектов учащихся.        

Лирика как литературный род, её отличительные особенности, понятие проектной деятельности и проекта, историческая обстановка конца XIX - начала XX вв., понятие неоромантизма                

Домашнее задание: Доклады учащихся в соответствии с периодизацией творчества М.И. Цветаевой.

  1.         «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Из двух книг», «Юношеские стихи»        

Методы:Исследовательский, метод творческого чтения, эвристический.

Дневниковая направленность сборников Цветаевой, понятие символизма,  Цветаева и символисты. Цветаева и Максимилиан Волошин. Коктебель. Знакомство с Сергеем Эфроном.

Домашнее задание: Знание тематики сборников, анализ одного из стихотворений.

  1.         «Вёрсты», «Лебединый стан», «Разлука»        

Методы: Исследовательский, эвристический.        

Гражданская лирика Цветаевой, Цветаева и белое движение, любовная лирика. «Посмертный марш» (1922).«Добровольчество – это добрая воля к смерти». Судьба Али и Ирины («Две руки, легко опущенные…» (1920))

Домашнее задание: Чтение наизусть, знание необходимых сборников, знание затекста.

  1.         «Ремесло», «Психея. Романтика»        

Методы: Исследовательский, эвристический, метод творческого чтения.

Берлин-Прага-Париж. Дружба с Андреем Белым. 1922г. – переезд в Прагу, «долгожданный сын» Георгий (Мур). 1925г. – переезд в Париж. Жанр сатиры в русской литературе.  «Крысолов» - лирическая сатира.

Домашнее задание: Чтение наизусть, знание необходимых сборников, подготовка докладов.

  1.         «После России» - сборник 1940 г.        

Методы: Эвристический, исследовательский.

Образ Родины в стихах Цветаевой. «Действительность и история– силы, чуждые, враждебные поэзии». Авангардистская поэтика эмигрантских стихов. 1939г. – возвращение в СССР.

Домашнее задание: Чтение наизусть, знание тематики сборников, знание затекста.        

  1.         «Поэма Горы»  и «Поэма Конца»        

Методы: Исследовательский, метод творческого чтения, эвристический, репродуктивный.

Роман Цветаевой с русским эмигрантом К.Б. Родзевичем: «Мы сошлись характерами. В наших отношениях было много искренности, мы были счастливы».

Жанр поэмы в творчестве поэтессы, образ горы и океана. Мотивы расставания, одиночества, непонятости в творчестве Цветаевой.Трагедия разлуки в «Поэме конца». Образ моста и реки.

Домашнее задание: Знание текстов поэм, подготовка докладов по истории создания поэм.

2й блок - Цветаева - драматург

  1.         «Метель», «Фортуна»        

Методы: Репродуктивный, исследовательский, эвристический.

Драма как один из родов литературы и её особенности. История глазами поэтессы в пьесе «Фортуна» (Франция XVIIIв.). Тема любви в пьесе «Метель».

Домашнее задание: Прочитать пьесы, подготовить выразительное чтение по ролям, создать презентацию «Какими я вижу героев пьесы М.И. Цветаевой «Метель»(«Фортуна»)»(группа из 3х учащихся)

  1.         «Ариадна», «Федра»        

Методы: Репродуктивный, исследовательский, эвристический.

Жанр трагедии и его особенности. Цветаева и античная традиция.

Домашнее задание: Прочитать пьесы, подготовить художественный пересказ от лица одного из героев

3й блок – Цветаева - эссеист

  1.         «Пленный дух»        

Методы: Эвристический, репродуктивный.        

Особенности прозы Цветаевой. Эссе как эпический жанр и его особенности. Знакомство с биографией Андрея Белого.        

Домашнее задание: Прочитать «Пленный дух», ознакомиться с творчеством А. Белого.

  1.         «Световой ливень»        

Методы: Эвристический, исследовательский.                

Дружба Цветаевой и Б.Л. Пастернака. Переписка Цветаевой и Пастернака.

Домашнее задание: Прочитать «Световой ливень», по желанию – переписку Цветаевой с Пастернаком, доклад «Вехи жизни и творчества Б.Л. Пастернака»

  1.         «Слово о Бальмонте»        

Методы: Метод творческого чтения, исследовательский.        

Жанр слова в истории русской литературы. Знакомство с биографией К.Д. Бальмонта.        

Домашнее задание: Прочитать очерк, а также воспоминания о Бальмонте других современников.  

  1.         «История одного посвящения»        

Методы: Репродуктивный, исследовательский, эвристический.

Цветаева и Мандельштам. Знакомство и биографией О.Э. Мандельштама. Произведения Цветаевой, посвящённые Мандельштаму.  

Домашнее задание: Почитать очерк, подготовить выразительное чтение.

  1.         «Повесть о Сонечке»        

Методы: Метод творческого чтения, репродуктивный, эвристический.

Жанр повести и его особенности. Дружба Цветаевой и         молодой актрисы Софьи Голлидэй.

Домашнее задание: Прочитать «Повесть о Сонечке», проанализировать образную систему «Повести», обратить внимание на образ Сонечки.

  1.         «Поэты с историей и поэты без истории»        

Методы: Эвристический, исследовательский.

Цветаева и Пастернак. Разный Пастернак в творчестве Цветаевой. Сравнение со «Световым ливнем».                

Домашнее задание: Прочитать и проанализировать статью. Написать сочинение «Моя Цветаева»

  1.         Заключительная конференция по курсу «Моим стихам … настанет свой черёд»        

Методы: Репродуктивный, исследовательский.        

Чтение лучших сочинений учащихся, представление собственных творческих проектов, созданных в ходе курса.

Цветаева и музыка (стихи, положенные на музыку).

Домашнее задание: Повторить весь материал курса.

Список литературы:

  1. Антокольский П. Книга Марины Цветаевой // Новый мир, 1966.-N 4;        
  2. Антонова Т. «Моим стихам…настанет свой черёд…». Мастерская по творчеству М.И. Цветаевой в 11 классе //Народное образование, 1997, №9, С. 103-104;
  3. Белкина М. И. Скрещение судеб — М.: Книга, 1988. — 464 с.;
  4. Кудрова И. Путь комет. Жизнь Марины Цветаевой — СПб: 2002;
  5. Лосская В. Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников) — М.: Культура и традиции, 1992;
  6. Лосская В.К.. Марина Цветаева в жизни: Воспоминания современников. М.: ПРОЗАиК, 2011. 384 с., ил., 5000 экз.;
  7. Лютова С. Н. Марина Цветаева и Максимилиан Волошин: Эстетика смыслообразования. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2004;
  8. Марина Цветаева. Фотолетопись жизни поэта — М.: 2000;.  
  9. Омри Ронен. Часы ученичества Марины Цветаевой // Марина Цветаева 1892—1992. Под ред. С.Ельницкой и Е.Эткинда. Нортфилд, 1992;
  10.  Полянская М. Брак мой тайный. Марина Цветаева в Берлине — М.: 2001;
  11. Полянская М. Флорентийские ночи в Берлине. Цветаева, лето 1922. Москва. «Голос-Пресс», Берлин «Геликон». 2009;
  12. Саакянц А. А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество — М.: Эллис Лак, 1997. — 816 с.;
  13. Твардовский А. Марина Цветаева. Избранное, в его кн.: О литературе, М., 1973;
  14. Цветаева А. И. Воспоминания. — М., 1971; (2-е изд. — М.: Сов. писатель, 1983. — 767 с.);
  15. Цветаева, М. Мне казалось, я иду по звёздам: воспоминания, письма, дневники. М., Текст, 2004;
  16. Швейцер В.А. Марина Цветаева. – 3-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 591 [1]с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1180);
  17. Эфрон Г. Дневники, тт. 1-2 — М.: 2005;
  18.  Эфрон Г. С. Дневники — М.: Вагриус, 2007. — 560 с.;
  19. Эфрон А. Страницы воспоминаний. // Звезда, 1973. — N 3;
  20. Эфрон А. Страницы былого // Звезда, 1975. — N 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка программы элективных курсов по английскому языку для учащихся 9-ых классов "Улучши свой английский".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа адресована учащимся 9 класса, которые интересуются лингвистикой изучаемого языка. Она особенно будет интересна тем, кто планирует углубить свои знан...

Урок "Моим стихам... настанет свой черёд!"(О жизни и творчестве М. Цветаевой)

   Литература -образовательначдисциплина, которая, как никакая другая, нуждается в использовании на уроках демонстрационного материала, позволяющего создать более полное п...

Программа элективного курса для учащихся 9-го класса. Как найти свой стиль.

Курс  практической  стилистики  русского   языка  «Как  найти  свой  стиль»   даёт  общие   предста...

"Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд..."

Материал посвящён обзору жизненного и творческого пути Марины Цветаевой...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСА«ТЕХНИЧЕСКОЕ  ТВОРЧЕСТВО»...

Программа элективного курса экономической направленности 9 класс "Как защитить свои права покупая товары"

Данная программа создана для расширения знаний учащихся о основах российского законодательства, в частности Закона РФ «О защите прав потребителя»...

Внеклассное мероприятие по литературе «Моим стихам… настанет свой черед», посвященное творчеству Марины Цветаевой

Внеклассное мероприятие по литературе «Моим стихам… настанет свой черед», посвященное творчеству Марины Цветаевой.Цели:познакомить учащихся с фактами биографии русской поэтессы, ее нелегкой судьбой;ра...