Путь к волшебному миру восприятия
статья на тему

 

Ключевой задачей учителя  - дефектолога реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными  возможностями является охрана психического  и физического здоровья детей с нарушениями в развитии, подготовка данной категории  дошкольного возраста к школе (образовательной или коррекционной), подготовка к самостоятельной жизни.
Для реализации этих непростых задач необходимы дифференцированные пути коррекции и компенсации дефектов развития у детей с ограниченными возможностями, максимально возможное приближение всего психического развития ребёнка индивида к нормальному состоянию. Одним из условий успешности коррекционной работы является её раннее начало. Дети с нарушением в развитии нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_k_volshebnomu_miru_vospriyati1.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Путь к волшебному миру восприятия»

Ключевой задачей учителя  - дефектолога реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными  возможностями является охрана психического  и физического здоровья детей с нарушениями в развитии, подготовка данной категории  дошкольного возраста к школе (образовательной или коррекционной), подготовка к самостоятельной жизни.

Для реализации этих непростых задач необходимы дифференцированные пути коррекции и компенсации дефектов развития у детей с ограниченными возможностями, максимально возможное приближение всего психического развития ребёнка индивида к нормальному состоянию. Одним из условий успешности коррекционной работы является её раннее начало. Дети с нарушением в развитии нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения опыта у них не происходит, так как отмечается патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности, отсутствие интереса к окружающему миру, ограниченность круга общения, связанная с недугом. В процессе обучения и воспитания мы стремимся использовать такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений. Основной идеей (можно назвать «девизом»)  нашей работы с детьми с нарушениями в развитии являются слова М. Монтессори: « Ребёнок должен перестать быть для нас безликим существом, неким пустым сосудом… Мы должны помогать ребёнку, как слуги помогают своему хозяину. И тогда мы станем свидетелями развития человеческой души, свидетелями рождения Нового Человека»… На протяжении всей работы с детьми – инвалидами, общения с ними, мы делаем всё, чтобы у них сформировался дифференцированный взгляд на себя, чтобы они сами видели свои недостатки и достоинства. Если мы видим, что ребёнок постоянно увлечён каким – либо делом, поддерживаем и хвалим его, чтобы он чувствовал успех в своём деле, даём ему возможность проявить себя. Важным направлением психофизической коррекции является сенсорное развитие и воспитание. Сенсорное развитие означает : развитие у ребёнка процесса восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. В норме ребёнок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, но это только предпосылки для восприятия окружающего мира. В рамках сенсорного развития идёт усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов. Чтобы добиться полноценного сенсорного развития, детям необходимы мерки, с которыми можно сравнивать то, что они в настоящее время воспринимают.  Хорошо также известно, чтобы сенсорное обучение шло полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание (следует научить ребёнка рассматриванию,  ощупыванию, выслушиванию и т.п.).  У детей с ограниченными возможностями сенсорное развитие значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Это связано  с трудностями овладения способами ориентирования в задании; столкнувшись с новым, незнакомым заданием, дети переходят к хаотичным действиям, так как не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием. Уже на первом году жизни у «наших» детей проявляется отсутствие интереса к игрушкам, не формируется активное хватание, нет эмоционального общения со взрослыми. В 3-4 года эти дети безразличны к окружающему, у них отсутствует практическая ориентировка на свойства предметов. У детей с нарушением в развитии скудный запас представлений, которые часто очень бедны, фрагментарны, обесцвечены, что объективно связано с их физическим состоянием, его кругом общения, который ограничен квартирой и событиями за окном.  Для детей – инвалидов, в частности, детей с ДЦП характерны замедленная восприимчивость, суженный объём зрительного восприятия, ощущения, недостаточная их активность. Такие дети малознательны, у них слабая ориентировка, снижены или нарушены процессы анализа и синтеза, слабо сформированы моторные и сенсорные функции, идёт замедленное развитие познавательной деятельности, через которую, в свою очередь, идёт формирование основных признаков предмета, от чего в конечном итоге, зависит уровень чувственного познания, развитие восприятия у детей. Анализ результатов диагностирования детей с нарушениями в развитии показывает, что очень частым дефектом является неустойчивость, неровность поведения, отсутствия интереса к окружающему миру. Звуки доходят до ушей и проносятся мимо; образы мелькают перед глазами и ускользают, не фиксируясь. Одни дети вялы, апатичны, другие – чрезмерно деятельны, постоянно находятся в рече - двигательном возбуждении,  смена настроения [1](радость – слёзы, бодрость – скука, оживление – усталость), ни одна игра не может привлечь их внимание на длительное время; третьи – рассеяны, невнимательны, замкнуты, не способны сосредоточиться на том или ином виде деятельности, у них отсутствует импульс общительности, они предпочитают играть с самим собой. Если говорить о тактильных ощущениях, то у детей данной «категории» часто отмечается патология органов чувств (обоняние, осязание, зрение, слух); отсутствует желание активно действовать с предметами, игрушками, так как опыт действия значительно обеднён, не зафиксирован, не обобщён; дети не могут выделять свойства и признаки предметов, для понимания им требуется гораздо больше повторений, не умеют действовать по подражанию, образцу, отмечается нарушение мелкой моторики, зрительно – двигательной координации, движения рук неловкие, не согласованные, они не в состоянии одновременно двумя руками совершать действия; зрительные образы существуют отдельно, а слово – вне связи со зрительным образом. Инактивность зрительного восприятия приводит к тому, что ребёнок меньше замечает, меньше видит, плохо усваивает связи и отношения между объектами, плохо различает сходные предметы, не различает выражения лиц.

Всё выше сказанное говорит о необходимости сенсорного воспитания внутри содержательных видов деятельности: манипуляции с предметами, бытовой, трудовой, конструктивной, музыкальной, игровой деятельности. Сенсорное воспитание, избранное нами как средство педагогической коррекции и социальной реабилитации, включает в себя:

. развитие слухового и зрительного внимания;

.  развитие восприятия цвета, формы, величины;

. развитие тактильных ощущений;

. развитие пространственных отношений.

Как известно, восприятие включает в себя несколько форм: зрительное восприятие, слуховое, вкусовое, осязательное, кинестетическое, обонятельное, восприятие времени и пространства. На этапе знакомства и диагностирования уровня развития ребёнка, мы определяем степень развития зрительного восприятия. У детей с ограниченными возможностями отмечается замедленность зрительного восприятия, это объясняется особенностями движения взора. Осматривая какую – либо картинку, эти дети меньше замечают, меньше видят то, что здоровые дети видят сразу. Выраженной особенностью зрительного восприятия у детей с нарушениями в развитии является генактивность этого психического процесса. Глядя на какой – нибудь предмет, они не обнаруживают стремления рассмотреть его в деталях, разобраться во всех его свойствах, довольствуются общим узнаванием предметов, не умеют всматриваться, искать и находить нужные объекты. Формируя у детей представления о цвете, форме, величине, стремимся закрепить данные символы в слове – номинации, учим пользоваться представлениями о цвете, форме, величине в повседневной жизни, оперировать ими не только в реальных действиях, но и осмысленно. Через игровую деятельность дети выполняют конкретные виды работ; задания носят практический и познавательный характер. Знакомство с остальными свойствами и отношениями, развитие тактильных ощущений, пространственной ориентировки осуществляется путём использования «жизненной» обстановки в целом:  помещение, различные предметы, изображения, игрушки. В организации деятельности объединяем  работу с абстрактным и конкретным жизненным материалом для развития готовности сенсорного аппарата и способности активного управления им, свободного словесного владения сенсорным материалом и предметами развития наблюдательности. С целью развития этих способностей в педагогической коррекции, нами построена система использования  дидактических игр и материалов, игровых приёмов.  В работе по познанию сенсорных эталонов важную роль играют дидактические игры, направленные на эмоциональный контакт со взрослыми.  Совместные игры ( настольные, конструктивные) направлены на развитие устойчивости внимания и мелкой моторики. Играя вместе с педагогом, мамой, ребёнок накапливает слуховые, двигательные, осязательные образы. Планирование и моделирование занятий по развитию сенсорных эталонов, общей и мелкой моторики носит индивидуально – дифференцированный характер и находится в прямой зависимости от возможностей ребёнка, задач его реабилитации.                                                                                                                                                  1.Так сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)изучаются на занятиях поэтапно:

. различение цвета, формы, величины,;

. зрительное соотнесение цвета, формы, величины;

. запоминание, связанное с представлением о цвете, форме, величине.

2. В разработанную систему игр входят:

. « Выбирай, что нравится»; «Цветные кубики»; «Спрячь мышку от кошки; «Что где нарисовано»; «Какого цвета нет?»; «Светофор»; и т.п.

В лекотеке активно используются сюжетно – ролевые игры: «Почта»; «Магазин»; «Парикмахерская» и прочие игры, с помощью которых мы знакомим детей с правилами поведения в общественных местах, с назначением этих объектов общественной жизни.

Чтобы занятия проходили более интересно, чтобы у ребёнка была мотивация к игре,  активно используем нетрадиционные методы коррекции; проводим игры типа: «Аквариум» из методики Е.Е.Шулешко, « Мокрый карандаш», фрагменты из «Системного оператора»; информационные (компьютерные) технологии, вводим в ход занятия элементы программ, игр: «Цвет и форма», « Мир вокруг нас», «Занимательная логика», «Домашний логопед», «Адалин», «Состав чисел», «Начальная школа». Главным условием успешности коррекционной работы являются добрые педагогические отношения, контактность, доброжелательность, уважение к личности ребёнка,  без которых не возможно создать эмоционально положительную  обстановку познавательного поиска, сформировать положительную мотивацию обучения, создавать такие психологические ситуации, которые бы стимулировали самовоспитание и самообразование ребёнка.

Комплексный подход, реализуемый нами в сенсорном воспитании, помогает детям с ограниченными возможностями овладеть способностью различать, узнавать самые разные предметы, адекватно соотносить их свойства со словесным обозначением.   Более успешно правильное сенсорное воспитание ребёнка с нарушениями в развитии осуществляется, если не только педагоги , но родители правильно понимают его проблемы, в этом случае  родители становятся активными помощниками педагогу и прежде всего своему ребёнку.


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...

Беседа "Немного о волшебном мире кино"

В классной беседе  познакомить учащихся с волшебным искусством -кино. Продолжить работу по развитию зрительской  активности,художественного  вкуса,по формированию навыков восприятия кин...

Программа развития эмоционально - волевой и коммуникативной сферы в сенсорной комнате у детей младшего школьного возраста «В волшебном мире»

Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка.В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

Игра-соревнование "В волшебном мире слов"

Игра- соревнование «В волшебном мире слов» является внеклассным мероприятием, рассчитана на 2 часа. Возраст – учащиеся 6-7 класса.Цель игры – повторение и обобщение знаний по одному из интереснейших р...

"В волшебном мире литературы"

Внеклассное мероприятие, посвященное Году литературы для учащихся 5-8 классов...

В волшебном мире фортепиано

Погружение в волшебный мир фортепиано. Знакомство с клавиатурой, нотами, длительностями, ладами в музыке, с волшебной  страной под названием ИНТЕРВАЛИЯ. Слушание музыки, игра Угадай ка. Пение, со...


 

Комментарии

Ткач Галина Васильевна

Светлана Ильинична,хорошо освещена проблема развития мелкой моторики, тактильных ощущений, слухового и зрительного восприятия, их пути реализации у детей с ограниченными возможностями.