Игра-соревнование "В волшебном мире слов"
материал по русскому языку (6, 7 класс) на тему

Войницкая Татьяна Алексеевна

Игра- соревнование «В волшебном мире слов» является внеклассным мероприятием, рассчитана на 2 часа. Возраст – учащиеся 6-7 класса.

Цель игры – повторение и обобщение знаний по одному из интереснейших разделов русского языка – лексике с привлечением знаний из этимологии.

Задачи:

·         прививать интерес к изучению русского языка;

·         формировать внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний;

·         обучать умению работать в команде;

·         культивировать свойственную человеку жажду познания нового.

Приведенная игра учитывает также и межпредметные связи (с историей и географией). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc396 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-соревнование

"В волшебном мире слов"

(Войницкая Т.А., учитель русского языка и литературы высшей категории, МОУ Школа № 162 Кировского района г.о. Самара)

Цель игры: развитие интереса учащихся к предмету, обобщение знаний по теме «Лексика», воспитание чувства коллективизма, обучение культуре работы в группе.

Ход игры

I. Вступительное слово учителя:

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

К.Паустовский

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. В процессе сегодняшней игры, я думаю, мы в этом не раз убедимся.

Цель нашей игры, которая называется «В волшебном мире слов» - повторить и обобщить знания по одному из интереснейших разделов русского языка — «Лексике».

Ведущий: 

«В урочный день,

В урочный час

Мы снова рады видеть вас —

Веселых и находчивых друзей  

Берите в руки карандаш,

Мы начинаем вечер наш,

Садитесь поскорей.

Пусть кому-то повезет,

А кому-то нет...

И не нравится вопрос,

И не сходится ответ,

Но все ж....

Берите в руки карандаш,

Мы начинаем вечер наш».

Здравствуйте, дорогие друзья! В нашем состязании принимают участие 2 команды. Итак, скрестим шпаги находчивости, знаний и умений. Пусть победит сильнейший. Команды, прошу вас выйти и поприветствовать друг друга.

1-я команда:         «Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть».

2-я команда:         «Мы отвечаем дружно

И здесь сомнений нет

Сегодня будет дружба

Владычицей побед».

1-я команда:         «И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания».

2-я команда:         «И соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней,

И наша дружба крепче с ней».

Обе команды поют песню о КВНе (на мотив песни "Улыбка" В. Шаинского):

«Любит КВН наш дружный класс

И объявит заседание сейчас.

Вот болельщики, а вот жюри.

Путь к победе труден, что ни говори».

Припев:

«Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты богат, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить».

Команды приветствуют жюри и вручают им эмблемы с надписью:

«Вам и слава, и почет!

Все мы любим точный счет!»

Болельщики:

«За команду мы «болели»!

И помочь друзьям сумели!»

II. Представление команд («Виктория», «Знайки», «Дружба»)

А) приветствие;

Б) газеты; (газета «В волшебном мире слов»)

В) эмблемы.

III. Игра

1. Разминка: эпиграф зашифрован, в нем видны только половинки букв. Попробуйте прочитать зашифрованную здесь русскую народную пословицу, она станет сегодня девизом нашей игры. (Приложение №1)

(смекалка в каждом деле поможет) - 1 балл

После угадывания: «Итак, знания, смекалка и немного удачи - вот ваши главные помощники в сегодняшней игре».

2. Конкурс «Следствие ведут знатоки»

(Каждой команде я задаю по 2 вопроса. За каждый правильный ответ - 1 балл)

1) Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся греческими научными терминами, многие из нас носят греческие имена: Алексей – защитник, Макар – счастливый. Иной раз на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его, это испытать настоящее удовольствие, даже счастье. Назовите это блюдо. (Макароны)

2) Слово «полигон» по-гречески означает многоугольник. Изобразите как выглядит в плане здание американского Пентагона.

3) В «Руслане и Людмиле» читаем:

                                Но между тем, какой позор

                                Являет Киев осажденный

Не слишком ли суров А.С. Пушкин? Ведь речь идет о несчастье – почему же позор? (Зрелище)

4) Князя Олега прозвали Вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем? (От слова «кость»)

5) Испания… Яркое солнце, бой быков… Как далеко это все от нас. Однако, входя в свою квартиру, каждый из нас непременно проходит через такое место, которое могло бы напомнить ему об Испании и ее экзотических традициях. Что это за место? (Коридор)

6. В узбекском языке глагол куру означает «сохнуть». Какое существительное, образованное от него, заимствовано из узбекского языка русским и как приблизительно его можно перевести. (Курага – сушеные абрикосы без косточек)

3. Фразы — перевертыши  (Приложение №2)

-Попробуйте каждое слово заменить антонимом, можно контекстуальным, и прочитать загаданные фразы. (Ответы: солнечный круг, небо вокруг; сильнее кошки зверя нет; с песней весело шагать по просторам)

4. «Художник понял все буквально»

Мы попросили художников организовать небольшую выставку картин. Наши художники постарались и выполнили заказ к сроку. Но то ли волнения, то ли от незнания кое-что напутали.

- Скажи, что художники изобразили на картинах? (фразеологизмы)

- Что такое фразеологизмы?

- Как художники поняли и изобразили фразеологизмы? (буквально, в прямом смысле)

- Замените фразеологические обороты синонимическими выражениями (по 2 выражения команде):

солдат стоял на часах – находился в карауле, охранял;

ее посадили под замок – заперли закрыли;

у нее на сердце лежал камень – испытывала тяжелое чувство;

с головой ушел в книги – целиком, полностью погрузился в чтение;

сидел на шее у отца – был на иждивении, обременял;

сел в калошу – попал в неловкое положение.

5. «Переводчик»

а) Замените все слова в предложениях, кроме служебных, синонимами. (Приложение №3)

б) Переведите ст./славянские по происхождению слова на современный русский язык. (Приложение №4)

6. Домашнее задание

Сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию в музей слов и названий.

1) Почему мы так говорим? (на этот вопрос ответит история)

  • долгий ящик
  • затрапезный вид
  • ходить козырем
  • казанские сироты
  • концы в воду
  • труса праздновать

2) Откуда эти названия? (вы начали изучать географию. Знаете теперь названия всех частей света. А каково происхождение этих названий?)

  • Азия (это слово возникло от финикийского асу (восход), так назывались все страны к востоку от Средиземного моря). Впервые название Азия встречается в поэмах Гомера.
  • Европа (от греческого Erebus (закат, мрак), страна, где заходит солнце).
  • Африка (название это появилось у римлян, которые воспроизводили его от племени афри, жившего вокруг древнего Карфагена).
  • Австралия (от латинского terra australis – южная земля. Исследователь Флиндерс после своего путешествия в 1800-1803 гг. предложил название Австралия, и оно закрепилось за этим материком, который ранее назывался Новой Голландией).
  • Америка (называется так по имени Америго Веспуччи, который первым из европейцев вступил на землю вновь открытого материка в 1499 г. И позже описал подробно  Новый Свет. Колумб, которому приписывается открытие Америки, на самом материке не был, он открыл по существу только Антильские острова, находящиеся у берегов Америки).
  • Антарктида (шестой по счету материк, открыт русскими мореплавателями Лазаревым и Беллинсгаузеном в начале 19 века. Антарктида расположена в области Южного полюса. Название означает буквально «земля, противоположная Арктике». Арктикой же называется область Северного полюса (от лат. arktos – север, ночь).

Слушаем выступления команд. За домашнее задание - 3 балла.

7. Конкурс капитанов: разгадайте ребусы (изображение какого-либо слова или предложения при помощи комбинации букв, рисунков, цифр). 0,5 балла за каждый разгаданный ребус. (Приложение №5)

8. "Эрудит"

1) объясните разницу в значении слов, составив словосочетания - Как называются такие слова? (паронимы) (Приложение №6)

за каждую пару слов -1 балл

2) Слова – палиндромы (перевертыши) (Приложение №7)

В данные тексты вместо точек вставьте существующие палиндромы — 3 балла.

10. Корректор

  • Правильно ли истолкованы значения этих слов и сочетаний? Если неправильно, то в чем кроется причина ошибок? (по 0.5 баллов за словосочетание) Слова употреблены здесь в переносном значении, а толкование дано по прямому значению слов.

Прекрасный пол - "паркет"

Дать по шапке - "умело распорядиться дефицитным товаром"

Наложить на себя руки - "исходное положение в гимнастике"

Дать дуба - "выполнить план лесозаготовок"

Не все дома - "время летних отпусков"

Медвежий угол — "место обитания медведя"

  • Найдите лишнее слово. Отредактируйте предложения. (по 1 баллу за правильный ответ)

1)         Мальчик ушиб колено ноги.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Он написал свою автобиографию.

2)         Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Стоя на крыльце, мимо меня проехали сани.

Вернувшись домой, начался дождь.

3)         Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.

Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

Подгоняемая лодка волнами неслась к берегу.

11. Веселый футболист.

Какие буквы и цифры составляют его фигуру? (9 букв и 6 цифр) (Приложение №8)

        Подведение итогов. Вручение призов.


Приложение 1


Приложение №2

Лунный квадрат, земля посередине

Слабее мышки человек есть

Без стихотворения грустно стоять в закутке


Приложение №3

Доктор прописал пациенту

инъекции

Разъяренная вьюга замела

тропинки

Караульный спрятался от ливня под кровлей здания


ланиты

чело

выя

десница

шуйца

персты

пясть

Приложение №4

рамена

риза

тризна

тать

петел

куща

вепрь


Приложение №5


Приложение №5


Приложение №5


Приложение №5


Приложение №5


Приложение №5


Приложение №6

дождевой

дождливый

сытый

сытный

описка

отписка

опечатать

отпечатать

отчетный

отчетливый

адресат

адресант

поступок

проступок


Приложение №7

«Сторожем на колхозном огороде был старый ..., бывший донской .... От дождя он сделал соломенный ..., возле которого на грядках рос .... Сторож пригласил нас к себе на баштан и угостил арбузами.

— Раньше на этом бугре,—рассказывал он,—зерновые сеяли, а новый председатель по-другому дело повёл, решил арбузы и дыни тут садить, и теперь от них немалый ... колхоз имеет.

Послышался ... копыт. Это был председатель верхом на лошади. — Эй, старина,— окликнул он сторожа.— К утру отбери-ка сотни две арбузов получше, шефам своим на завод свезём. Они ведь наш ... на запчасти для машин быстро выполнили, вот мы их и отблагодарим».


 Приложение №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путь к волшебному миру восприятия

Ключевой задачей учителя  - дефектолога реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными  возможностями является охрана психического  и физического здоровья детей с...

Конкурсная творческая работа учащейся 7 класса Скворцовой Полины на тему "Лучше нет родного края" (3 место в республиканском конкурсе "Волшебное русское слово")

Лучше нет родного края!   Родной край – понятие очень широкое, необъятное. Когда начинаешь думать о своих родных местах, то сразу вспоминаешь тот  уголок, где ты родился, где люби...

Разработка погружения 2 к программе «Словесность». Модуль 1. ТЕМА: "Волшебная сила слова. Слово как часть речи. Имя прилагательное".

Методическая разработка одного из погружений авторской программы "Словесность" (Т.В.Гаммершмидт, Ю.А. Зуевой). Интерес к материалу может быть быть вызван в связи с тем, что преподавание предмета ведет...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Волшебная сила слова», 6 класс

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. "Волшебная сила слова»,   6  класс...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....