Комплексное занятие : "Моё настроение."
план-конспект урока по теме

 Гостюнина-Калятьева Галина Павловна

Поможет детям осознавать свои переживания за счёт разбора педагогических ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_nastroenie.docx111.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ -СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

“ВОЗВРАЩЕНИЕ”

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Составила: воспитатель отделения социальной реабилитации №1

Калятьева Г.П.

2013 г.

ЦЕЛЬ: Формирование умения проявлять добродушие, жалость.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
  2. Развивать навыки конструктивного общения.
  3. Осознавать свое переживание за счет разбора ситуаций.
  4. Формировать умение использовать различные приемы проявления чувства.
  5. Расширение словарного запаса за счет подбора антонимов и синонимов к своему настроению.

МАТЕРИАЛЫ к ЗАНЯТИЮ:

г изображение животных в различных ситуациях,

  1. схема головного мозга,
  2. отрывок мультфильма «Винни-Пух и все, все», «День рождение Иа-Иа»,
  3. рисунки изображением настроения,
  4. отрывок из книги Эллен Нийт «Умелый маляр»

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

> рисование людей с различным настроением.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. ОРГМОМЕНТ.

Ребята, Вы любите животных? Есть ли у вас дома животные и какие?
Можете ли Вы узнать, какое настроение у Вашего животного?

Как Вы это определяете?

Вот здесь у меня изображены две кошки. Опишите, какое настроение,

самочувствие у каждой? Как Вы догадались?

Рис. 1.

Кошка

л •        в        добродушном        настроении

Рис. 2.

Кошка,

перепуганная собакой
Рисунки из книги Ч, Дарвина «О
выражении ощущений у человека и
животных» (Санкт-Петербург, 1872), .

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
  1. Настроение человека.

Сегодня мы с вами поговорим о настроении человека, о том, какое оно
бывает, от чего зависит и как определить, какое у человека настроение.

  1. Причины смены настроения человека.

А как вы думаете, от чего зависит настроение человека?

(Дети:        от        здоровья, погоды, какую отметку получил в школе,

характера.)

  1. Разбор настроения по схеме «Мозг».

А откуда оно вообще берется?

Посмотрите на рисунок. На нем изображен мозг человека. Оказывается, наша жизнь целиком зависит от деятельности отдельных его участков. За зрение отвечают одни участки, за движения - другие. А вот за наше настроение, чувства вот эти (см. рис. 3).

эта область помогает мне чувствовать счастье или печаль

эта область помогает мне говорить

эта область помогает мне думать

эта область помогает мне ощущать предметы при прикосновении

эта область помогает мне стоять, а также помогает контролировать мои движения

с помощью этой области я вижу

с помощью этой области я слышу

эта область управляет движением моего тела

  1. Просмотр мультфильма «День рождение Иа Иа».

А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги А. Милна «Винни-Пух и все- все-все» «День рождения Иа-Иа», а вы внимательно слушайте и подумайте, какое настроение у Иа-Иа, как оно менялось?

  1. Обсуждение мультфильма.

«...Иа-Иа - старый серый ослик - однажды стоял на берегу ручья, и понуро смотрел в воду на свое отражение.

  1. Душераздирающее зрелище, - сказал он наконец.
  2. Вот как это называется: душераздирающее зрелище.

Он повернулся и медленно побрел вдоль берега вниз по течению. Пройдя метров двадцать, он перешел ручей вброд и так же медленно побрел обратно по другому берегу. Напротив того места, где он стоял сначала, Иа остановился и снова посмотрел в воду.

  1. Я так и думал, - вздохнул он. - С этой стороны ничуть не лучше. Но всем наплевать. Никому нет дела. Душераздирающее зрелище - вот как это называется!

Тут сзади него, в ольшанике, раздалвя треск, и появился Винни-Пух.

  1. Доброе утро, Иа! — сказал Пух.
  2. Доброе утро, медвежонок Пух, —уныло ответил Иа.
  3. Если это утро доброе. В чем я лично сомневаюсь.
  4. Почему? Что случилось?
  5. Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного. Все же не могут. А некоторым и не приходится. Тут ничего не попишешь.
  6. Чего все не могут? - переспросил Пух, потерев нос.
  7. Веселиться. Петь, плясать и так далее. Под ореховым кустом...
  8. Поздравляю тебя с днем рождения, - сказал Пятачок, подойдя тем временем поближе.

Иа оторвался от своего занятия и уставился на Пятачка.

  1. Повтори-ка, повтори, - сказал он.
  2. Поздрав...
  3. Минуточку...

С трудом, держась на трех ногах, Иа стал осторожно поднимать четвертую ногу к уху.

  1. Я вчера этому научился, - пояснил он, упав в третий раз. - Это очень просто, а главное, я так лучше слышу. Ну вот, все в порядке. Так как ты сказал, повтори, - произнес он, с помощью копыта наставив ухо вперед.
  2. Поздравляю с днем рождения, - повторил Пятачок. - Это ты меня?
  3. Конечно, Иа-Иа.
  4. С моим, днем рождения?

-Да.

  1. Значит, у меня настоящий день рождения?
  2. Конечно, Иа, и я принес тебе подарок.

Иа-Иа медленно опустил правую ногу и с немалым, трудом поднял левую.

  1. Я хочу послушать еще другим ухом, - пояснил он - Теперь говори.
  2. По-да-рок! - повторил Пятачок очень громко.

-Мне?

-Да.

  1. К дню рождения?
  2. Конечно!
  3. Значит, у меня получается настоящий день рождения?
  4. Конечно! Ия принес тебе воздушный шар...».

Мы с вами поговорим об ослике Иа-Иа. Какой он был в начале, что вы можете сказать о его настроении?

(Дети: грустный, скучный, ему было плохо, к нему не пришли гости, у него был день рождения и к нему никто не пришел и не принес подарки).

  1. А что потом изменилось?

(Деты: к ослику пришли гости, принесли ему подарки — пустой горшок и лопнувший шарик, но он все равно обрадовался).

  1. И каким стал ослик, когда к нему пришли гости?

(Дети: веселым., радостным, довольным).

Скажите, дети, а каким одним словом можно назвать слова: радостный, грустный, довольный, счастливый, веселый?

(Дети: настроение, хорошее настроение).

Правильно, ребята. Мы называем то, что чувствует человек - настроением.

Интересно, а каким может быть настроение? Как вы думаете?

(Дети, веселое, грустное, хорошее, плохое,).

А у ваших друзей бывает хорошее настроение? А как вы узнаете, что у вашего друга хорошее настроение?

(Деты: если человек грустный, у него и настроение грустное; веселый, то и настроение веселое).

  1. Да, ребята, вы правы. А как вы думаете, что такое настроение?

(Дети: это то, как человек может себя чувствовать).

  1. Правильно ребята.
  2. А как вы узнавали, какое настроение у ослика ИА-ИА?

(С помощью речи, тех слов, которые он произносил).

Правильно. А давайте попробуем еще узнать, с помощью чего можно определить настроение человека.

  1. Игра «Угадай настроение».

Мы с вами поиграем в игру «Угадай настроение». Посмотрите на лица человечков, которые у меня здесь изображены.

На каждом рисунке разное настроение.

Как вы думаете: - какой человечек испытывает радость, огорчение, грусть, безразличие, веселье?

А чем отличаются эти изображения? Что происходит с бровями, когда мы сердимся или радуемся?

А что можно сказать о губах? Как выражает рот наши эмоции, наше настроение?

Люди испытывают разные чувства и о них можно дочитать по лицу. Ну, представьте, что вы съели лимон, неужели ваши знакомые не заметят, как скривилось лицо?

Рис. 4. «Угадай настроение»:

  1. - безразличие;
  2. - веселье;
  3. - сильная злость;
  4. - грусть;
  5. - плохое самочувствие;
  6. - бурная радость;
  7. - глубокая печаль.

  1. Мимика.

Для обозначения того, что выражает лицо человека используют слово

МИМИКА. Она рассказывает нам о человеке с помощью
выражения его лица. Мы будем обращать внимание на его
губы, глаза, брови. Зная, каков выражение лица у человека, мы
можем определить его настроение, если только он не лукавит.

МИМИКУ можно обозначить рожицей.

Давайте еще раз посмотрим на изображение кошек.

Как Вы узнали, какая кошка в добродушном на-, строении, а какая в

плохом, агрессивном?

У них разные позы, по-разному, расположен хвост, лапы..

По тому, как движется тело животного, мы можем отгадать
его состояние, а помогла нам в этом ПАНТОМИМИКА.

Ее мы обозначим вот таким человечком.

  1. Интонация.

Действительно, с помощью выражения лица (мимики), позы
(пантомимики) мы можем узнать о состоянии как животного, так и человека.

Но у человека есть еще одно средство, с помощью которого он может
сообщить о своем настроении - это те слова, с помощью которых мы
говорим.

Животные издают звуки, например, когда собака лает, мы можем узнать:
злится она или довольна.

Но только у человека есть речь.

Она отличает нас от животных и помогает общаться с другими людьми,
передавать им свои знания и делиться с ними своими переживаниями.

Речь человека бывает быстрой, медленной, добродушной и злой.

Если внимательно слушать собеседника, то можно узнать не только то, о
чем он рассказывает, но и с каким чувством он это делает.

Как он к этому относится, какое у него настроение в этот момент.

От того, какие чувства испытывает человек в момент своего рассказа или
в момент, когда он познакомился с тем, о чем рассказывает, будет меняться
его голос, его манера говорить.

Эти особенности называются ИНТОНАЦИЕЙ.

Слова, которые произносим, и выражение, с которым мы это делаем, Л
есть интонацию, можно обозначить следующим значком.

Слова + интонация ^

  1. Тренинг «Интонация и настроение».

Интонация - это и повышение-понижение голоса, это быстрота речи, паузы, ритм, акцент.

  1. Когда у нас хорошее настроение, какие слова мы говорим?
  2. Добрые, радостные, веселые.

  1. А когда настроение плохое?
  2. Злые, грубые, неприятные, грустные.
  3. Давайте потренируемся в определении чувства, которое испытывает человек, произнося одну фразу. Я буду, произносить фразу: «Дай мне денег на завтрак в школе» с различными чувствами, с различной интонацией, а вы попытаетесь угадать.
  1. зло (Ты опять забыла дать мне деньги на завтра в школе)',
  2. радостно (Как хорошо, здорово, что ты не забыл дать мне деньги на завтрак в школе);
  3. просяще (Дай мне, пожалуйста, денег на завтрак в школе);
  4. с обидой (Ты, как всегда, забыла дать мне денег на завтрак в школе, и учительница записала мне замечание в дневник).

Что нужно для того, чтобы точнее определить, что чувствует человек, какое у него настроение?

(Дети: нужно смотреть в лицо, нужно быть внимательным, уметь понять выражение лица, смотреть, какая у человека поза, что он говорит, с какой интонацией).

Мы говорили о различных настроениях. Давайте остановимся на плохом и хорошем.

  1. Игра «Изобрази настроение».

А сейчас мне нужней помощник.

(Один из ребят выходит и ему дается задание - изобразить какое - либо настроение, а остальные должны его угадать).

Изобрази хорошее настроение.

Изобрази плохое настроение.

ребята, вы все изображения смогли правильно угадать? По каким признакам вы это делали? (Выражение лица, глаза, брови, поза, интонация).

Как вы думаете, удалось ли нашему участнику правильно изобразить настроение?

Конечно, человек не может все время только радоваться. Настроению свойственно меняться. Оно похоже на изменения в природе: то дождь, то солнце, то снег и ветер.

  1. Обсуждение ситуаций, приведших к смене настроения».

Можно ли сделать так, чтобы настроение зависело от

нас? Можно ли повлиять на свое настроение?

(Дети: если будешь думать о чем-то плохом, и настроение будет плохое; будешь думать о хорошем, и настроение станет хорошим..).

  1. А сейчас вспомните, когда у вас было плохое или хорошее настроение? (Дети рассказывают свою историю, а затем идет обсуждение того с чем

связано хорошее и плохое настроение, как долго они длились, что привело к смене настроения).

На настроение человека влияет цвет. Вспомните, какими красками вы любите рисовать?

  1. Чтение отрывка «Умелый маляр», с последующим обсуждением.

Сейчас я прочитаю вам отрывки из книги Эллен Нийт «Умелый маляр», Ээсти Раамат, Таллин, 1974. А вы подумайте, как цвет, краски влияют на наше настроение.

«Когда-то мир наш был уныл,

Он просто глазу был не мил:

В нем было все бесцветно.

Бывало, люди невзначай Чернила наливали в чай,

А дети клей тянули в рот,

Приняв ошибочно за мед - Ведь было все бесцветно».

И вот пришел маляр, который раскрасил мир в различные краски.

«По капле каждой краски взял И всем собравшимся сказал:

  1. Теперь перемешаю!

И родились на белый свет Лиловый цвет И рыжий цвет,

И многие другие».

«На облачко присел маляр И видит: мир где желт, где ал,

Раскрашен без остатка.

Коричнев, серебрист, лилов,

А уж тонов- полутонов Поболее десятка!».

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Предлагается нарисовать окружающий мир в соответствии с вашим настроением.

Итак, сегодня мы с вами поговорили о настроении человека, и теперь вы знаете, какое может быть настроение, от чего оно зависит, на что надо обращать свое внимание, чтобы определить, какое у человека настроение.

Я надеюсь, что после нашей беседы у вас всегда будет только хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Весеннее настроение"

Открытое занятие, проведенное на городском конкурсе педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"....

занятие психолога "Настроение весны"

Вот так необычно началось занятия психологического кружка «Междунами девочками...», которое подготовила и провела 4 марта 2014 годапедагог-психолог школы Козикова В.А.«Настроение Вес...

Занятие "Мое настроение"

Занятие напрвлено на стимулирование потребности в изобразительной деятельности и интереса к ней; уменьшение эмоциональной напряженности; преодоление сознательного контроля и действия защитных механизм...

Конспект занятия "Смена настроения" для детей 8-9 лет по предмету "театральная деятельность" , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Конспект открытого итогового занятия , тема «СМЕНА НАСТРОЕНИЯ», объединение «Театр Домик». Занятие разработано для детей 8-9 лет по предмету "театральная деятельность" , педагог дополнительного образо...

Конспект развивающего занятия "Мое настроение"

Конспект развивающего занятия с психологическими играми, релаксационными упражнениями...

Конспект занятия "Моё настроение"

Детям среднего и подросткового возраста сложно справляться со своими эмоциями, они часто не умеют выражать свои чувства и не всегда понимают какие переживания их побуждают к тем или иным действиям. В ...

Групповое занятие "Радуга настроений"

Занятие, направленное на развитие коммуникативных навыков...