Рабочая программа"Коррекция НВ ОНР и ОНР III уровня у учащихся 1 класса"
план-конспект урока на тему

Кузьминых Анна Николаевна

Программа "Коррекция НВ ОНР и ОНР III уровня у учащихся 1 класса" расчитана на детей, занимающихся на школьном логопункте общеобразовательной школы. Так же может быть использована при работе логопеда с детьми , обучающимися по программе С(к)О VII вида. Программа расчитана на 90 часов в  год. Занятия проводятся 3 раза в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1_klass_onr.docx41.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №  33

г. ЧЕЛЯБИНСК

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«КОРРЕКЦИЯ  ОБЩЕГО   НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III ур. и  НВ ОНР   »

для учащихся   1  С(К)   класса    

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                         Автор-составитель:

                                                                                                                                    Учитель - логопед

                                                                                                                                                                первой категории  Кузьминых А.Н.

                                                                                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии  с  Положением « О механизме  создания  рабочих программах  по   предмету  учителя  МОУ №33» разработана  рабочая программа

«Коррекция нарушений    письма и чтения, обусловленных ОНР III  ур. и НВ ОНР»    у  учащихся  1 С(К) класса 

Рабочая программа осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования  Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

1.Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20    июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.).

2.Инструктивное письмо Мин. общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20- 58-07 ин/20-4 « Об учителях – логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»

  1. Письмо МОРФ от 14.12.2000 № 2 « Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  2. Письмо МОРФ от 04.09.1997 № 48 « О специфики деятельности специальных (коррекционных) образовательных  учреждений   I – VIII видов»
  3. Приказ ГУО администрации Челябинской области от 08.12.2000г. № 487 « Об утверждении примерных положений о  логопунктах общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждениях
  4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.1997г.
  5. Положение о логопедическом пункте МОУ №33
  6. Положение о рабочей программе по курсу, учебному предмету(модулю) МОУ № 33

                                           

                                                         ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ СТАЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О:

  1. Классификации речевых нарушений ( М.Е.Хватцев, Ф.А.Рау,О.В.Правдина, С.С. Ляпидевский, Р.Е.Левина и др.)
  2. Коррекции нарушений речи (Ф.А.Рау, С.С. Ляпидевский, М.Ф. Фомичёва,Т Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В. Чиркина и др.)
  3. Возрастных особенностях формирования речевой функции (Л.С. Выготский, Л.О.Бадалян, Гвоздева )
  4. Формировании фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих н/в общее недоразвитие речи(А.В.Ястребова, Л.Н.Ефименкова)
  5. Принципах анализа речевых нарушений( Э.А Александрян, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.)

Рабочая программа «Коррекция нарушений письма и чтения, обусловленных ОНРIII ур. И НВ ОНР»   для   учащихся 1 класса     составлена в соответствии с методическими рекомендациями по организации, планированию и содержанию логопедических занятий с основным контингентом учащихся общеобразовательной школы и отражает базовые направления коррекционного обучения учащихся, имеющих различные нарушения  в развитии устной и письменной речи. (Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе)

Дети, имеющие общее недоразвитие речи принадлежат к той категории учащихся, которые в первую очередь нуждаются в логопедической помощи. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определённой мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.

                                                               Характеристика группы

Результаты диагностики, проведённой на логопункте МОУ № 33, свидетельствуют о том, что дети данной группы  имеются пробелы в развитии фонетической стороны речи( причём у 3 учащихся выявлена стёртая форма дизартрии), учащиеся  имеют дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков).   Недостаточная  сформированность фонематических процессов. Кроме того, дети не владеют навыками звукового анализа и синтеза. Так же наблюдается недоразвитие лексико–грамматической стороны речи: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Все учащиеся данной группы имеют рекомендации ПМПК Металлургического района: обучение по общеобразовательным программам в соответствии с    учебным планом С(К)ОУ VII вида и занятия на школьном логопункте.

У детей  с задержкой психического развития наряду с нарушениями психических функций оказываются несформированными различные компоненты речи и оперирование элементами речи на практическом уровне, что в свою очередь ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Речь у детей данной группы хаотична, фрагментарна, высказывания разорваны, пересказ детализирован, примитивен, с привнесением прямой речи и неумении самостоятельно выделить основную мысль. Поэтому  дети коррекционного классов  принадлежат к той категории учащихся, которые в первую очередь нуждаются в постоянной логопедической помощи. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию познавательной и мыслительной деятельности, лучшему усвоению школьной программы и социальной адаптации.

 Коррекционная работа данной программы в первую очередь направлена на восполнение пробелов звуковой стороны речи и реализует первый этап программы.

Учебный материал данной коррекционной программы был разработан в соответствии с письмом МОРФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»  и спецификой  речевых нарушений у детей данной групп (ОНР Шур. и н/в ОНР у учащихся 1С(К) класса), из расчёта  90 часов в год (три академических часа в неделю на протяжении учебного года).

                            

Цель логопеда в общеобразовательной школе – оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, т.е. профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи.

Цель данной рабочей программы: 

коррекция нарушений устной речи у учащихся первого  С(К) класса общеобразовательной школы, обусловленные

ОНР III ур и НВ ОНР

Задачи программы:

  1. Устранение дефектов произношения
  2. Развитие фонематического анализа и синтеза
  3. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста
  4. Формирование и развитие грамматически правильной речи
  5. Формирование и развитие выразительной связной речи
  6. Обогащение словарного запаса
  7. Развитие фонематического восприятия
  8. Уточнение слухопроизносительных дифференцировок  фонем
  9. Развитие и уточнение пространственно – временных ориентиров
  10. Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического
  11. Развитие познавательных процессов: зрительного внимания, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления

Помимо специфических, существует ряд общих задач,

решение, которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  1. Активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков
  2. Формирование просодической стороны речи
  3. Активизация внимания, памяти, мышления
  4. Развитие мелкой пальцевой моторики
  5. Развитие языковой интуиции
  6. Индивидуализация коррекционного обучения

     

             Параллельно осуществляется работа по развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению:

  1. Развивать устойчивость внимания
  2. Наблюдательность, особенно к языковым явлениям
  3. Способность к запоминанию, переключению
  4. Познавательную активность

               Навыки и приёмы самоконтроля

                                                                           СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Система коррекционного обучения  по профилактике нарушений письменной речи соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.

 Программа состоит из трёх этапов коррекционно – развивающей работы; этапы в свою очередь разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение следующих задач:

  1. Развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным)
  2. Развитие фонематического восприятия

                       II этап программы «Развитие лексико – грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода:

                            1период. Формирование грамматического строя речи

                             2 период. Уточнение и расширение лексического запаса

               

Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:

  1. Количественный рост словаря ( за счёт усвоения новых слов и значений)
  2. Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний)
  3. Формирование культуры речи (устранение слов –паразитов, искажённых просторечных, жаргонных слов)
  4. Развитие слогового анализа и синтеза
  5. Наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов

       III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

       Формирование полноценной самостоятельной речи.

 Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа:

  1. Усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений
  2. Обогащение фразовой речи учеников

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

В связи с тем, что у детей с ОНР  обусловленным задержкой психического развития,  ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Т.о. ставятся такие задачи как:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
  2. развитие зрительной памяти и внимания;
  3. развитие пространственных представлений и ориентации;
  4. развитие представлений о времени;
  5. развитие слухового внимания и памяти;

Развитие  различных видов мышления:

  1. развитие наглядно-образного мышления;
  2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Коррекционная работа  строится в соответствии с основными принципами:

  1. Принцип комплексности (охват всего комплекса речевых нарушений: устной речи, чтения и письма)
  2. Патогенетический принцип (учёт механизмов нарушения  устной речи, чтения и письма)
  3. Принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений
  4. Принцип опоры на сохранное звено психической функции, анализаторы, на их взаимодействие.
  5. Принцип поэтапного формирования умственных действий
  6. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»
  7. Принцип системности
  8. Онтогенетический принцип (учёт той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе)
  9. Общедидактические  (наглядность, доступность, индивидуальный подход)

Методы логопедического воздействия.

В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. К ним относятся различные виды упражнений

- конструктивные (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую) – во время работы по уточнению оптико-пространственных ориентировок

- творческие – во время работы по формированию звукобуквенного анализа и синтеза

Несмотря на поэтапное планирование, работа строится, интегрировано, охватывая все тапы одновременно, но отдавая ведущую роль решению задач текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи первого этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирование связной речи.

                       Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идёт одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе допустимо групповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

                       Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса. Лексические темы планируются в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.  Работа ведётся без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Учебников и учебных пособий не предусматривается, на занятиях используется раздаточный материал. Оценка результатов деятельности детей на коррекционных занятиях не осуществляется. Ведётся мониторинг развития устной и письменной речи.

                         РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ МЕТОДИЧЕСКИМИ ПОСОБИЯМИ:

Ястребова А.В., Бессонова Т.П «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе».

Методическое пособие для работы логопеда в коррекционных классах (Р.И.Лалаева).

Логопедические альбомы (Ткаченко Т.А)

               Конспекты занятий и рабочие тетради Е.В.Мазановой,  програмно-методические  разработки и рабочие тетради Л М Козыревой, Л.Н. Ефименковой

                     

                                                                         КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

                                                                                             Для диагностики и проведения мониторинга используется

  1. «Тестовая методика диагностики устной и письменной речи» Т.А.Фотековой,
  2. Сборник материалов для диагностики письма и чтения у младших школьников (составители: Н.В.Струнина,  Яцук Т. А. МОУ №14  Челябинск 2010г)

                                                                                    СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

                                           Программа по коррекции ОНР Шур  у учащихся С(К) класса  рассчитана на 3  года обучения.

                                          Занятия проводятся  с группами учащихся  три раза в неделю, с 15 сентября по 15 мая.

Первый год обучения – реализация 1 этапа коррекционной программы – предусматривает 87-90 часов, что соответствует учебному графику МОУ на 2011-2012 учебный год и особенностям организации работы логопункта.

Оценка результатов деятельности детей на коррекционных занятиях не осуществляется. Ведётся мониторинг развития устной и письменной речи.

Итоги коррекционной работы 

первого года обучения по программе «Коррекция  ОНР III ур. И НВ ОНР у учащихся   1 С(К)  класса» на логопедических занятиях.

Учащиеся должны знать:

  1. Строение артикуляционного аппарата
  2. Акустико-артикуляционные различия и сходства звуков
  3. О значении правильного дыхания
  4. Основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Учащиеся должны уметь:

  1. Чётко произносить все звуки русского языка в речевом потоке
  2. Называть отличия гласных и согласных звуков
  3. Правильно обозначать звуки буквами
  4. Производить звуко-слоговой анализ и синтез слов
  5. Дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме
  6. Определять место ударения в слове
  7. Правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство

                                                                     Календарно-тематическое планирование

Дата

План/    

        Факт

Кол-во часов

Темы

Звуковой анализ

Содержание работы.

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых процессов

1

1

Звук. Слово. Предложение.

Знакомство с органами речи. Представление о речи. Выделение предложения  в потоке речи. Схематическая запись предложений . Точка.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый

2

1

Слова – предметы.

Слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Расширение словаря. Главные слова в предложении.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Игра «Что это?»

3

1

Слова – действия.

Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? Глагол. Выделение из речи слов, обозначающих действия предметов. Составление схемы предложения. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые

Отработка понятий «правый» и «левый

4

1

Слова – признаки.

Слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Уточнение и активизация словаря. Описание предметов по величине, цвету, форме, вкусу и т. д. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые

5

1

Слова – предметы, действия, признаки.

Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые. Составление схемы предложения.

6

1

Звук и буква А

Выделение звука из слова

«Фрукты».  Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Составление простых предложений по вопросам.

7

1

Звук и буква О

Выделение звука из слова

«Овощи» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Составление простых предложений по вопросам.

8

1

Звук и буква У

Выделение звука из слова

«Фрукты» — овощи».  Предлоги  НА, В, ПОД.

« Огород»

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек»

9

1

Звуки и буквы А, О. У

Анализ и синтез ряда гласных

«Деревья». Предлоги  ПО, ЗА, НА.  Наречия  ВЫСОКО, НИЗКО, ВВЕРХУ.

10

1

Звук и буква Э

Выделение  первого ударного звука в слове

« Цветы» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

11

1

Звук и буква  Ы

Выделение звука из слова

«Птицы».   Именительный падеж, множественное число существительных.

Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

12

1

Звук и буква И

Выделение  первого ударного звука в слове

«Птицы».   Именительный падеж, множественное число существительных.

Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

13

1

Звуки

И-Ы

Буквы И-Ы

Анализ и синтез ряда гласных

« Осень». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными  в роде.

14

2

Гласные  звуки и буквы

Выделение звука из слова.

Выделение  ударного звука в слове.

« Осень».  Согласование глаголов прошедшего времени с существительными  в роде.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка

15

2

Звуки

 М-М*

Буква М

Начало, середина , конец, слова.

Анализ обратного слога типа  АМ

« Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными  в роде.

16

2

Звуки  

Н-Н*,

Буква Н

Начало, середина , конец, слова.

Анализ

прямого слога типа  НА

« Лес».   Предлоги  К, ОТ, С, СО, ИЗ.   Составление простых предложений по демонстрируемым действиям.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур

17

2

Звуки

П-П*  Буква П

Начало, середина , конец, слова.

Анализ

слога  ПИ

«Грибы».  Предлоги  К, ОТ, С, СО, ИЗ.  Составление простых предложений по демонстрируемым действиям.

18

2

Звуки

Т-Т*

Буква Т

Анализ

 слова типа  ТОМ

« Инструменты». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений.

19

2

Звуки  

К-К*

 Буква  К 

Анализ

слова типа   КОТ

«Транспорт» . Употребление глаголов ,образованных посредством приставок ( выехал-подъехал-съехал).

20

2

Звуки

 Х-Х*

Буква Х

Анализ

слова типа

МУХА

«Продукты».  Образование относительных прилагательных.

21

2

Звуки  

С-С*

Буква С

Анализ

слова типа

СТОП, СТУК

«Обувь».  Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

22

2

Звуки

  З-З*

Буква З

Анализ

слова  типа

ЗАМОК, ТАЗИК

«Одежда». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений.

1

Звуки  

С-З (С*-З*)

Анализ

слова  типа

СТОП, ЗАМОК,

«Обувь».  «Одежда».  Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений.

23

2

Звуки  

Б-Б*

Буква Б

Анализ

слова  типа

СОБАКА

«Домашние животные».   Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.

24

1

Звуки

П –Б

 Буквы

П- Б

Анализ

слова  типа

СОБАКА

«Домашние животные».   Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания

25

2

Звуки Л-Л*

Буква Л

Анализ

слова  типа

ЛАМПА, ПЛИТА

КАТАЛА

«Дикие животные» .  Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.

26

2

Звук Ш буква  Ш

Анализ

слова  типа

 КОШКА, УШЛА

«Школьные принадлежности».  Существительные в винительном, дательном, творительном падежах

27

2

Звук  Ж буква Ж

Анализ

слова  типа

ЖАСМИН

«Животные жарких стран».  Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.  Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

28

1

Звуки

 Ш-Ж

 Буквы

Ш -Ж

Анализ

слова  типа

КОШКА, ЖАСМИН

«Животные жарких стран».  Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.  Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

29

2

Звуки  

В-В*

Буква В

Анализ

слова  типа

ВОЛК,СОВУШКА

« Посуда».  Существительные в винительном, дательном, творительном падежах.

Составление простых предложений по картинке.

30

2

Звуки  

Ф-Ф*

Буква Ф

Анализ

слова  типа

ФЛАКОН, КОФТА, ФАНТИК

« Мебель».   Согласование числительных с существительными.   Составление простых предложений по картинке.

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания

31

1

Звуки  

В - Ф

Анализ

слова  типа

ФЛАКОН, СОВУШКА

« Мебель».   Согласование числительных с существительными.   Составление простых предложений по картинке.

32

2

Звуки

  Д-Д*

Буква Д

Анализ и синтез

слова  типа

ПОДУШКА

«Рыбы». Согласование числительных с существительными.  Составление простых предложений по картинке.

Упражнения для развития мышления

33

1

Звуки

 Т - Д

Буквы

Т - Д

Анализ и синтез

слова  типа

ПОДУШКА,

ПЛИТА

Рыбы». Согласование числительных с существительными.  Составление простых предложений по картинке.

Упражнения для развития мышления

34

2

Звуки Г-Г*

Буква Г

Анализ

слова  типа

ПИРОГИ, КНИГА

« Времена   года» . Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке.

35

1

Звуки  К-Г

Анализ

слова  типа

ПИРОГИ, КАПУСТА

« Времена   года» . Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке.

Упражнения для развития мышления

36

2

Звуки  

Р-Р*

Буква Р

Анализ

слова  типа

СТРАНА, ПИРОГИ

« Праздники».  Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке.

37

1

Звуки  

Р- Л

Анализ

слова  типа

СТРАНА,

РИСОВАЛА

« Праздники».  Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке

Упражнения на осознанное восприятие

38

2

Звук  Й

Буква Й

Анализ

слова  типа

КРАСНЫЙ, ЗМЕЙ

«Наш город». Усвоение наиболее  доступных  антонимических отношение между словами (высокий - низкий).

39

2

Буква Я

Анализ

слова  типа

ЯМА

«Домашние животные».   «Дикие животные». Употребление  притяжательных прилагательных ( волчий, лисий).

Упражнения на осознанное восприятие

40

2

Буква Ю

Анализ

слова  типа

ЮЛА

« Профессии». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

41

2

Буква Е

Анализ

слова  типа ЕЖИ

«Птицы».   Согласование числительных с существительными.   Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

Упражнения на осознанное восприятие

42

2

Буква Ё

Анализ

слова  типа

ЁРШ

« Времена   года».  Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке.

43

2

Гласные буквы Я, Ю. Е, Е, И.

Анализ

слова  типа

Нина, Лена,Аня

Уточнение роли гласных букв Я , Е. Ю. Е, И в обозначении мягкости согласных звуков на письме.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления

44

2

Буква Ь

Анализ слова  типа

СЕМЬЯ

«Насекомые». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными  в роде.

45

2

Буква Ъ

Анализ слова  типа

ПОДЪЁМ

«Сад- огород».  Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.  Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления

46

2

Звук  Ц

Буква Ц

Анализ и синтез

слова  типа

ЦАПЛИ

«Деревья». « Цветы» .  Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.   Составление простых предложений по картинке.

47

1

Звуки

С -  Ц

Буквы

С - Ц

Анализ и синтез

слова  типа

ЦАПЛИ,

КАПУСТА

«Деревья». « Цветы» .  Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.   Составление простых предложений по картинке.

48

2

Буква Щ Звук  Щ

Анализ

слова  типа

ЩЕНОК

« Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными  в роде.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

49

2

Звук   Ч

Буква  Ч

Анализ

слова  типа

ЧАЙКА

« Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными  в роде.

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.

50

1

Звуки Ч-Щ  

Буквы  

Ч-Щ

Анализ слов разного звуко-слогового состава

«Насекомые». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными  в роде.

51

1

Звуки Ч-Ц  

Буквы  Ч-Ц

Анализ слов разного звуко-слогового состава

 « Лето». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

Формирование приемов самоконтроля.

52

1

Звуки

 Ч - Т*  

Буквы Ч -Т

Анализ слов разного звуко-слогового состава

 « Лето». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

53

6

Повторение

Итого 90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Коррекция нарушения письма у учащихся 2 – 4 классов»

Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно – тематическое планирование направлены на коррекцию нарушения письма у учащихся 2 - 4 классов общеобр...

Рабочая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников 4 класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4-й КЛАСС и программно-методических материалов ...

Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов»

Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни обще­ства и каждого человека, являясь важнейшим средством обще­ния людей, п...

Рабочая программа "Коррекция поведения" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Коррекция поведения" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Коррекция поведени" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Коррекция поведени" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа коррекции устной и письменной речи для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи предназначена для логопедической работы с учащимися ОВЗ начальной школы. В ней представлены 3 раздела:целевой, в котором дана характеристика реч...

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития....