Методика использования приема моделирования на занятиях по обучению связной речи.
методическая разработка по теме

Куркова Любовь Анатольевна

конспекты занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика использования приема моделирования на занятиях по обучению связной речи.

1 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа- описания домашних животных.

ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказы- описания с помощью моделирования частей животных (собаки, кошки).

ИНСТРУКЦИЯ: ребенку предлагается рассмотреть модели-картинки(полностью животное и его части ). Логопед выставляет на доску картинки в виде схемы. Дети дают описание животных, используя изображения частей животных. Например: собака черная, хвост белый, глаза большие, карие. Аналогично дети описывают кошку, петуха.

2 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа по демонстрируемому действию.

ЦЕЛЬ: учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой; формировать умение составлять рассказ с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними , а также с опорой на схемы предметов.

ИНСТРУКЦИЯ: логопед предлагает детям посмотреть внимательно на то, что произойдет. Действия «артистов» оговорены заранее. Мальчик и девочка играют в больницу. Девочка перевязывает лапу зайцу, а мальчик взял капли и дал собачке. Далее детям задаются вопросы , на которые они должны отвечать полно и точно.

ВОПРОСЫ

- Во что играли дети?

- Кого лечила девочка? Как?

- Что взял мальчик?

- Кого он лечил?

Далее дети рассказывают, что они видели, используя схемы предметов.

3 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа по демонстрируемому действию.

ЦЕЛЬ: формировать умение детей составлять рассказ с наглядной опорой на натуральные объекты и действия с ними , а также на опорные схемы(предметы, которые используют «артисты»).

ИНСТРУКЦИЯ: логопед объясняет, что дети увидят выступление «артистов». Действия их оговорены заранее.  Миша, Коля и Света подошли к столу. Миша взял салфетки раскладывает на столы. Коля кладет ложки рядом с салфетками. Света стала расставлять чашки. После «спектакля» дети отвечают на вопросы.

ВОПРОСЫ

- Что взял Миша?

- Что взял Коля?

- Что взяла Света?

- Куда Миша раскладывал салфетки?

- Рядом с чем положил Коля ложки?

-Куда Света поставила чашки?

С помощью схем дети рассказывают что видели.

4 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Осенняя погода».

ЦЕЛЬ: учить детей рассказывать с опорой на предметные картинки.

ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается составить рассказ на тему: «Осенняя погода».Далее дети отвечают на вопросы.

ВОПРОСЫ

- Какая бывает погода осенью?

- Какое небо?

- Что идет часто осенью?

- Что происходит с деревьями?

Детям предлагаются  модели-схемы, с помощью которых они рассказывают рассказ( логопед прикрепляет схемы на доску), отвечая на вопросы.

5 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа по серии картинок- моделей на тему «Осень в лесу».

ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ по серии картинок-моделей, по представлению.

ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается нарисовать картинку «Осень в лесу». Но рисовать ее не с помощью карандашей, а словами. Нескольким детям дается свой фрагмент картинки «погода», «деревья», «звери».

6 ЗАНЯТИЕ – 7 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказов по серии картинок (на сюжет В.Г. Сутеева «Находа»).

ЦЕЛИ: развивать умение передавать предметное содержание сюжетных картинок; умение устанавливать причинно-следственные связи  изображенных событий; учить детей составлять начало рассказа и продолжения к изображенному действию.

ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается рассмотреть картинки, затем расположить их в нужной последовательности и рассказать , что на них изображено.

8 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа с элементами творчества( на основе предложенного текста и схем).

ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ с элементами творчества; уточнение и закрепление  языковых(лексических и грамматических) представлений; формировать навыки планирования развернутых высказываний с опорой на наглядный схематический план.

ИНСТРУКЦИЯ: сначала детям прочитывается рассказ и показывается картинка. Далее предлагается внимательно посмотреть на рисунки грибов и листьев и раскрасить их. Затем дети составляют окончание  предложенного рассказа с использованием картинок.

9 ЗАНЯТИЕ. «Нарисуй и расскажи»(составление рассказа по собственному рисунку).

ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ по выполненным рисункам; развивать способности точного и полного отображения в собственной рисунке содержания того или иного фрагмента текста; формировать навыки самостоятельного рассказывания по наглядной опоре.

ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается послушать рассказ и нарисовать рисунок , по которому затем нужно будет рассказать свой рассказ.

10 ЗАНЯТИЕ. Составление продолжения рассказа «Утренние лучи».   

ЦЕЛЬ: формировать навыки планирования развернутого высказывания; формировать навыки рассказывания с элементами творчества.

ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается придумать продолжение к рассказу «Утренние лучи», используя наглядную схему(состоит из клеточек-гнезд)и разрезные картинки.

11 ЗАНЯТИЕ. Составление окончания рассказа по данному началу( на основе данного текста и выполненного рисунка).

ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ с элементами творчества, опираясь на собственный рисунок; выявить возможности детей использовать при рассказывании предложенный текстовый материал и наглядный.

ИНСТРУКЦИЯ: детям прочитывается начало рассказа, далее предлагается нарисовать рисунок (представляющий собой конец рассказа). После этого детям прочитывается еще раз начало рассказа и предлагается закончить рассказ , опираясь на свой рисунок.

РАССКАЗ

Борис и Андрей ходили в лес за грибами. Долго они бродили по лесу. Грибов набрали полную корзинку.

Вдруг под кустом…

12 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа из личного опыта на тему «Как ты собираешься в детский сад».

ЦЕЛЬ: учить детей составлению рассказа из личного опыта , с опорой на свой рисунок.

ИНСТРУКЦИЯ: ребенку предлагается составить рассказ на тему «Как ты собираешься в детский сад» и дается план из нескольких вопросов-заданий и опираясь на нарисованный рисунок.

ПЛАН

- Как ты собираешься в детский сад?

- Что ты одеваешь?

- Чем ты чистишь зубы?

- С кем ты делаешь зарядку?

- Что ты еще делаешь?

13 ЗАНЯТИЕ. Составление окончания рассказа по данному началу, с использованием модельного плана.

ЦЕЛЬ: учить детей составлять продолжение рассказа , опираясь на модельный план и данный текстовый материал.

ИНСТРУКЦИЯ: сначала прочитывается текст незавершенного рассказа. После разбирается модельный план по содержанию прочитанного , а затем дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и детям предлагается придумать его продолжении.

14 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа из личного опыта на тему «Как ты встречаешь гостей».

ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ из личного опыта.

ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается ответить на вопросы, затем к каждому вопросу нарисовать рисунок, после этого дети , опираясь на свои рисунки рассказывают рассказ «Как ты встречаешь гостей».

ВОПРОСЫ

- К тебе приходят гости?

- Как ты их встречаешь?

- Чем угощаешь гостей?

- Ты любишь ходить в гости? Почему?

15 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа по предметной картинке «Овощи и фрукты».

ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ по  предметной картинке и  схеме, сравнивая цвет, форму, величину, вкус, место произрастания и употребление в пищу.

ИНСТРУКЦИЯ:  детям предлагается рассмотреть картинку и назвать какие овощи и фрукты они видят в корзинке. Далее по схеме описать каждый овощ и фрукт. Описание овощей и фруктов  смотри в методике Ткаченко Т.А.

16 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа по демонстрируемому действию.

ЦЕЛЬ: формировать умение детей составлять рассказ с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними , а также на опорные схемы (используемые «артистами»).

ИНСТРУКЦИЯ: дети смотрят «спектакль». Катя и Саша вошли в группу. Саша взял стул и съел суп. Катя взяла чашку и выпила компот. Дети поели. Далее дети отвечают на вопросы.

ВОПРОСЫ

- Что взял Саша?

- Куда Саша поставил стул?

- Что съел Саша?

- Что взяла Катя?

- Что выпила Катя?

- Что сделали дети?

Опираясь на схемы дети рассказывают, что видели.

17 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа по демонстрируемому действию.

ЦЕЛЬ: формировать умение детей составлять рассказ с опорой на наглядные объекты и действия с ними , а также с опорой на схемы предметов, используемые «артистами».

ИНСТРУКЦИЯ: после просмотра «спектакля» Дети дежурят. Вова собирает посуду. Маша поливает цветы. Дима кормит рыбок.  Детям предлагается ответить на вопросы.

ВОПРОСЫ

- Что делают дети?

- Что собирает Вова?

- Что поливает Маша?

- Кого кормит Дима?

18 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа- описания «Заяц».

ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ-описание с опорой на свой рисунок; формировать умение использовать для рассказывания модельную схему.

ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается ответить на вопросы.

ВОПРОСЫ

- Где живет заяц?

- Какие у него лапы, уши, хвост?

-Чем питается заяц?

- Кто опасен зайцу?

Затем дети рисуют рисунок к рассказу и придумывают название. Опираясь на модельную схему и на рисунок  дети составляют рассказ.

19 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа из личного опыта на тему «Как  мы ходили в лес».

ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ , опираясь на пережитые впечатления.

ИНСТРУКЦИЯ: после экскурсии дети отвечают на вопросы, составляя схематический план увиденного.Далее , опираясь на модели – картинки дети рассказывают рассказ, о том, что видели.

ВОПРОСЫ

- Куда ходили дети?

- Что увидели дети в лесу?

- Кто скакал с ветки на ветку?

- Что несла белка?

- Куда белка несла грибы?

20 ЗАНЯТИЕ. Составление рассказа из личного опыта на тему «Как я ухаживаю за собакой».

ЦЕЛЬ: учить детей рассказывать о своих впечатлениях ; формировать умение соединять 5-6 предложений в текст.

ИНСТРУКЦИЯ: дети отвечают на вопросы.

ВОПРОСЫ

- Как зовут твою собаку?

- Как ты ухаживаешь за ней?

-Чем ты ее кормишь?

- Что любит делать твоя собака?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе по методике О.С.Гомзяк

Представление опыта работы. Использование ИКТ в коррекционном процессе.Данная презентация подготовленна к занятию по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической групп...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по обучению связной речи

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин с элементами театрализованной деятельности. Обучение пониманию скрытого смысла пословиц. Подбор родственных слов....

Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования

Конспект предназначен для использования в работе логопедов, дифектологов и воспитателей коррекционных учреждений....

Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования

Конспект предназначен для использования в работе логопедов, дифектологов и воспитателей коррекционных учреждений....

Конспект группового занятия по развитию связной речи. Тема «Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы».

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯразвитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов.ЗАДАЧИКоррекционно - образовательные:дать детям представление о людях разных профессий;пополнить и активизировать слов...