Дисграфия и дислексия. Проблемы грамотности наших детей.
статья на тему

Данная статья рассматривает определения дисграфии и дислексии, способы и методы ее коррекции. Полезна для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_i_disleksiya.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Дислексия и дисграфия.

Почему не каждому даётся    грамота?

Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средства дальнейшего получения знаний учащимися.

В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. В отличии от устной речи, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы складываются в период О.Г. и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, двигательный. (Работа по схеме).

        Ушинский еще в 1867 году составил план действий « Приучить и глаз, и руку, и слух, и внимание дитяти разлагать, складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные». Проще говоря:

        Ухо звук определит

        Язычок проговорит

        Глаз запомнить букву сможет

        И руке писать поможет

 Сбой, расстройство в работе этих 4 анализаторов ведет к стойкому нарушению письма – дисграфии, чтения – дислексии.

Нередко оба вида расстройств встречаются у одного и того же ребенка. У мальчиков чаще в три, четыре раза, чем у девочек. Около 5-8 % школьников страдают дислексией в общеобразовательной школе.

 Рассмотрим причины вызывающие трудности в овладении детьми  письменной речью. 1.Трудности в овладении письменной речью возникают и при органических речевых расстройствах: дизартрия, алалия, афазия.

2.нарушено грубо звукопроизношение.

 Между нарушениями устной и письменной речью существует взаимная связь и взаимообусловленность. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Это не только нарушение внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова, а также недоразвитие устной речи во всех её звеньях (лексика, грамматика).

3. В коре головного мозга есть нервные клетки, которые отвечают за медленный анализ и есть клетки, которые отвечают за быстрое распознавание. Так вот у детей с нарушениями речи нер. клетки, отвечающие за медленный анализ не нарушены, а клетки отвечающие за быстрое распознавание нарушены из-за маленьких размеров.

4. у р-ка 6-7 лет ещё не определилось ведущее полушарие, а это влечет за собой несформированность пространственных представлений и ориентировок. ( Трудности в нахождении исходной точки в пространстве и времени).

Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, т. к. это расстройство наблюдается у нескольких членов семьи.

Все эти выше перечисленные причины ведут к нарушениям в работе анализаторов, что в свою очередь ведет к появлениям   специфических ошибок чтения и письма. Нарушения чтения- дислексия,а  письма- дисграфия, становятся очевидными  ко 2 классу.

Иногда это компенсируется со временем, но в ряде случаев остается в более старшем возрасте и появляется дизорфография (5 класс). Эти специфические ошибки (т.е. не связанные с применением орфографических правил) носят стойкий характер, и их возникновение не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.

Чтобы понять механизм развития дислексии и дисграфии начнем издалека. Известно, что мы обладаем физическим слухом, музыкальным слухом и речевым слухом. Речевой слух позволяет понимать речь, улавливать оттенки сказанного, отличать один звук от другого.

При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь принимается искаженно. Если у ребенка нарушен речевой слух, то ему трудно научиться читать и писать, т.к. он не четко слышит звучащую речь. Овладевать письмом он так же не в состоянии, т.к. не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака – буквы в быстром потоке воспринимаемой им речи. Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: не умением слушать объяснения учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе этих ошибок лежат  

более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Пропуски гласных и согласных букв или слогов; перестановки букв и слогов, и т.п. обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа синтеза слов. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка, на письме смешивают гласные первого и второго ряда, звонкие и глухие, свистящие и шипящие.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы, т.к. оно позволяет запомнить и воспроизвести их очертание.

         Выделяют три группы ошибок:

ошибки на уровне буквы и слога;

ошибки на уровне слова;

ошибки на уровне предложения, словосочетания.

Эти ошибки возникают на фоне нарушенного речевого слуха, а также нарушений конструктивного праксиса, зрительно- пространственного восприятия.

В настоящее время не существует ни одной школы, ни одного класса в школе, в котором не учились бы дети, испытывающие трудности различного характера при усвоении учебных программ по русскому языку, чтению и математике. Наиболее широко распространенными логопедическими диагнозами стали дисграфия, дислексия, дискалькулия.

Дислексия, дисграфия - избирательное нарушение письменной речи, наиболее часто встречающееся расстройство среди учащихся общеобразовательных школ, не только начальных классов, но и учащихся средних и старших классов.

 С 2000 года отмечается резкое изменение контингента общеобразовательной школы. Как отмечают ученые практики, в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей поступающих в школу.

На грани 20-21 века отмечается замедленный темп физического, интеллектуального развития детей.

 По современным данным, у 2/3 детей причиной учебных затруднений является парциальное запаздывание развития одной из ВПФ и лишь у 1/5 учеников низкая успеваемость связана с недостаточным уровнем развития логического мышления.

 Учитель начальных классов, начиная работу с 6-7 летними детьми часто встречаются с дефектами речи это мешает ребенку адаптироваться в классе, активно включаться в общение, свободно и уверенно чувствовать себя в школе, недостатки звукопроизношения к 6-7 годам носят уже стойкий характер. Как правило, страдают такие группы звуков: свистящие, шипящие, соноры. Важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

Речь не является врожденной функцией человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. 

Что включает в себя понятие «речь».

Речь  это многослойная структура, включающая в себя много компонентов. Как ромашка состоит из множества лепестков, так и речь.

Речь – звуки (фонемы)

Речь - фонематический слух (способность слышать и различать близкие по звучанию звуки).

Лексико-грамматическая сторона речи, включающая в себя словарный запас (активный и пассивный) и т.д.  

Речь- это предложения и высказывания.

В целом можно выделить 4 самостоятельные формы речевой деятельности, две относятся к экспрессивной речи(устная и письменная), а две к импрессивной- понимание устной и письменной речи(чтение).        

Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Такие дети нуждаются в специальной помощи. Традиционной формой в условиях общеобразовательной школы всегда был и остается логопедический пункт, где учитель-логопед занимается устранением недостатков устной и письменной речи. На сегодняшний день учитель-логопед занимается не только проблемами речи и моторики руки, но и общим развитием ребенка.