Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»
методическая разработка на тему

Заяц Оксана Викторовна

Методическая разработка:

« Профилактика дисграфии и дислексии у детей  в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»

     Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корнями в дошкольный возраст.

Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, т.е. хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно, фиксировать устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется, так как слышится». К сожалению, даже это удается не всем детям, и у многих из них уже впервые месяцы пребывания в школе возникают специфические трудности в освоении письма, которые свидетельствуют о предпосылках возникновения дисграфии.

 Если у ребенка к началу школьного обучения еще не сформировались зрительно-пространственные отношения, зрительный анализ и синтез, то он не сможет полноценно усвоить начертания букв,  и неизбежно будет путать их на письме. Или ребенок, не различающий на слух близкие по звучанию звуки, обязательно будет допускать на письме замены букв.

   В процессе работы с детьми, страдающими ТНР (ОНР), я столкнулась с тем, что дети испытывают  значительные трудности в  различении на слух близких по произношению звуков, трудности звукового и слогового анализа и синтеза,  в их речи часто встречаются аграмматизмы.

  Для решения данной проблемы мною были определены следующие пути решения, которые повысят результативность логопедической работы. Несколько изменив форму и содержание обучающих занятий, я стала использовать в работе комплексно-игровой метод организации подгрупповых занятий. Мною разработаны конспекты совместной деятельности логопеда с детьми по всем лексическим темам, и игры и упражнения к ним в которые включены  элементы грамоты.

Пособия, используемые в совместной деятельности детей и логопеда, позволяют не только расширить словарь  и  грамматический строй речи, но и способствует развитию языкового анализа и синтеза, что помогает успешно подготовить ребенка к школьному обучению и минимизировать риск возникновения дисграфии и дислексии в младшем школьном возрасте.

 Подбор игр и развивающих упражнений в рамках одной лексической темы, повышает качество обучения т.к.  одновременно формирует речевую и познавательную активность воспитанников.

 

Описание игр и игровых пособий по профилактике дисграфии и дислексии в рамках одной лексической темы: «Транспорт»

  1. Игры с использованием различных круп

Цель:

  • развитие мелкой моторики и точности движений пальцев ведущей руки.
  • совершенствование слогового анализа и синтеза

Материал: картон на пластилиновой основе с контурным изображением букв, крупы – рис и греча.

Описание: дети выкладывают из крупы буквы по контуру на пластилиновую основу. Читают слоги и составляют из них слова.

  1. Игра: «Слоговой поезд»

Цель: Закрепить умение делить умение делить на слоги.

Материал:

  • пособие «Слоговой поезд»
  • Карточки со словами по теме: «Транспорт»

Описание:  Ребенок читает слово, делит на слоги, кладет в нужный вагончик в соответствии с количеством слогов.

  1. Игра: «Слова рассыпались»

Цель: Совершенствование навыков слогового синтеза

Материал:

  • Пособие «Клоун»
  • Карточки со слогами по теме «Транспорт»

Описание: Ребенок из перепутанных слогов составляет слова

  1. Игра: «Он, она, они»

Цель: совершенствовать навык употребления в речи родовых окончаний существительных

Материал:

  • фланелеграф, картинки –символы с местоимениями ОН, ОНА, ОНИ.
  • слова на картинках по лексической теме «Транспорт»

Описание: ребенок читает слово и прикрепляет его под соответствующим символом

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_oksana_-_kopiya.docx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия логопеда для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Зима и птицы»

Коррекционно-образовательные цели:1.Уточнить и активизировать словарь детей по теме.2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.3. Учить отвечать на вопросы логопеда полными...

Методическая разработка. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Старшего дошкольного возраста. Тема: «Наша одежда. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка»».

Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей: потребность в одежде присуща только людям. Учить дифференцировать одежду по сезонам. Дать понятие о национальное одежде и привести примеры....

Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда и детей старшего дошкольного возраста "В стране Читалии"

Цель  совместной деятельности: формирование устойчивого интереса к книге, к детской художественной литературе. Воспитывать читателя, проявляющего устойчивый интерес к процессу чтения и слушания....

Методическая разработка совместной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий

Методическая разработка совместной деятельности учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий по лексической теме:" Осень. Дере...

Сценарий музыкально -спортивного развлечения совместно с родителями для детей старшего дошкольного возраста

Много лет мы проводим музыкально - спортивные праздники посвященные Дню защитника Отечества, с построениями, с играми, презентациями и эстафетами....