Главные вкладки

    Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»
    методическая разработка на тему

    Заяц Оксана Викторовна

    Методическая разработка:

    « Профилактика дисграфии и дислексии у детей  в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»

         Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корнями в дошкольный возраст.

    Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, т.е. хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно, фиксировать устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется, так как слышится». К сожалению, даже это удается не всем детям, и у многих из них уже впервые месяцы пребывания в школе возникают специфические трудности в освоении письма, которые свидетельствуют о предпосылках возникновения дисграфии.

     Если у ребенка к началу школьного обучения еще не сформировались зрительно-пространственные отношения, зрительный анализ и синтез, то он не сможет полноценно усвоить начертания букв,  и неизбежно будет путать их на письме. Или ребенок, не различающий на слух близкие по звучанию звуки, обязательно будет допускать на письме замены букв.

       В процессе работы с детьми, страдающими ТНР (ОНР), я столкнулась с тем, что дети испытывают  значительные трудности в  различении на слух близких по произношению звуков, трудности звукового и слогового анализа и синтеза,  в их речи часто встречаются аграмматизмы.

      Для решения данной проблемы мною были определены следующие пути решения, которые повысят результативность логопедической работы. Несколько изменив форму и содержание обучающих занятий, я стала использовать в работе комплексно-игровой метод организации подгрупповых занятий. Мною разработаны конспекты совместной деятельности логопеда с детьми по всем лексическим темам, и игры и упражнения к ним в которые включены  элементы грамоты.

    Пособия, используемые в совместной деятельности детей и логопеда, позволяют не только расширить словарь  и  грамматический строй речи, но и способствует развитию языкового анализа и синтеза, что помогает успешно подготовить ребенка к школьному обучению и минимизировать риск возникновения дисграфии и дислексии в младшем школьном возрасте.

     Подбор игр и развивающих упражнений в рамках одной лексической темы, повышает качество обучения т.к.  одновременно формирует речевую и познавательную активность воспитанников.

     

    Описание игр и игровых пособий по профилактике дисграфии и дислексии в рамках одной лексической темы: «Транспорт»

    1. Игры с использованием различных круп

    Цель:

    • развитие мелкой моторики и точности движений пальцев ведущей руки.
    • совершенствование слогового анализа и синтеза

    Материал: картон на пластилиновой основе с контурным изображением букв, крупы – рис и греча.

    Описание: дети выкладывают из крупы буквы по контуру на пластилиновую основу. Читают слоги и составляют из них слова.

    1. Игра: «Слоговой поезд»

    Цель: Закрепить умение делить умение делить на слоги.

    Материал:

    • пособие «Слоговой поезд»
    • Карточки со словами по теме: «Транспорт»

    Описание:  Ребенок читает слово, делит на слоги, кладет в нужный вагончик в соответствии с количеством слогов.

    1. Игра: «Слова рассыпались»

    Цель: Совершенствование навыков слогового синтеза

    Материал:

    • Пособие «Клоун»
    • Карточки со слогами по теме «Транспорт»

    Описание: Ребенок из перепутанных слогов составляет слова

    1. Игра: «Он, она, они»

    Цель: совершенствовать навык употребления в речи родовых окончаний существительных

    Материал:

    • фланелеграф, картинки –символы с местоимениями ОН, ОНА, ОНИ.
    • слова на картинках по лексической теме «Транспорт»

    Описание: ребенок читает слово и прикрепляет его под соответствующим символом

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_oksana_-_kopiya.docx2.06 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Старшего дошкольного возраста. Тема: «Наша одежда. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка»».

    Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей: потребность в одежде присуща только людям. Учить дифференцировать одежду по сезонам. Дать понятие о национальное одежде и привести примеры....

    Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда и детей старшего дошкольного возраста "В стране Читалии"

    Цель  совместной деятельности: формирование устойчивого интереса к книге, к детской художественной литературе. Воспитывать читателя, проявляющего устойчивый интерес к процессу чтения и слушания....

    Методическая разработка совместной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий

    Методическая разработка совместной деятельности учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий по лексической теме:" Осень. Дере...

    ПРОЕКТ: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА» (для воспитанников старшего дошкольного возраста, выпускников логопедического пункта)

    Данный проект направлен на приобщение детей к театрализованной деятельности в процессе логопедической работы, что способствует решению задач, которые ставит перед педагогом ФГОС ДО в отношении образов...

    Речевой досуг по развитию речи «Путешествие в страну Вежливости» для воспитанников старшего дошкольного возраста 5-6 лет

    Цель:-Развивать у детей коммуникативные качества с помощью правил хорошего и вежливого поведения.Задачи:Образовательные:-продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями,-составлять рассказы...