Консультация для воспитателей ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗУ-ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТА
методическая разработка на тему

Григорьева Наталия Владимировна

Консультация для аоспитателей по развитию связной речи дошкольников "Обучение рассказу-описанию предмета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_rasskazu-opisaniyu_predmetov.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗУ-ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ»

Составила и провела:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Григорьева Н.В.

2012г.

   Описание—особый вид монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного  образа объекта, признаки и свойства которого  раскрываются в определенной последовательности.

  При обучении детей с речевой патологией  оставлению  описания предметов решаются следующие задачи:

-развитие  умения выделять существенные признаки и основные части( детали) предметов;

-формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;

- овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

   С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; обучение развернутому описанию предметов.

    При проведении подготовительных упражнений  основное внимание уделяется развитию у детей  сенсорного восприятия, навыков  элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формированию установки  на употреблении ими фразовой речи при ответе ими на вопросы педагога. Рекомендуются упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнению предметов по основным признакам,  упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом  зрительного и тактильного восприятия предметов.

        При проведении упражнений на сравнение предметов  предварительно уточняются понятия формы,  цвета и других отличительных признаков.  Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком( пирамидки разного цвета, но одной формы и величины), затем сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе. (овощи, фрукты). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака.

             

                   После серии таких занятий дети переходят  к более развернутому описанию предметов  по предваряющему плану- схеме. Вначале определяется объект описания, затем идет перечисление признаков в указанной последовательности. Завершается описание указанием  на принадлежность предмета к определенной  группе, на его назначение, приносимую пользу.

Например:

1Что это?      ПОМИДОР

2.Отличительные признаки: форма( круглый), цвет( красный),  размер( большой), вкус( сочный), место произрастания( в огороде, на грядке, на кустах).

3. Назначение предмета, отнесение к соответствующей группе, приносимая польза( это овощ, его употребляют в пищу, в нем много витаминов).

      Эффективным при обучении детей с речевыми патологиями является прием ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОПИСАНИЯ педагогом и ребенком двух однотипных предметов. Педагог, а вслед за ним и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Такой прием рекомендуется  как в начале обучения, так и в дальнейшем, если у детей возникают трудности в усвоении последовательного плана-схемы.

Пример такого описания.

 ПЕДАГОГ:                                   РЕБЕНОК:

Это кошка.                                   У меня тоже кошка.

У меня кошка серая,                    У меня кошка вся черная.

С черными полосками

Лапки у нее беленькие.               Лапки беленькие.

Шерсть у кошки мягкая,         Шерсть у кошки пушистая.

Пушистая.

Ушки маленькие, острые.      Ушки острые.

Глаза у нее зеленые..                  Глаза зеленые, как огоньки.        

У кошки длинные усы.             У нее большие усы.

     

 

  По мере усвоения непосредственно воспринимаемого материала рекомендуется вводить в обучение новые виды работ: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.