Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Дикие животные. Составление рассказа-описания."
план-конспект урока по теме

Ткачева Татьяна Викторовна

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye._sostalenie_rasskaza_opisaniya..doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной

                         речи.

   

Тип занятия:  фронтальное.

Тема занятия: Дикие животные. Обучение составлению рассказа-описания.

Цель занятия: подготовить детей к составлению рассказа-описания на                                              

                        материале лексической темы «Дикие животные».

Задачи: -  (обучающая ) закрепить и уточнить знания детей о диких  животных,

              учить адекватному использованию лексики, обозначающей  животных,

               их внешние признаки, чем питаются, где живут, образовывать      

               притяжательные прилагательные, существительные с помощью

               суффикса – ищ, согласовывать числительные с существительными;

             -  ( развивающая) развивать умение устанавливать

               причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические

                действия речью;

             -  ( воспитательная ) воспитывать культуру коммуникации, умение

                внимательно выслушивать педагога и товарищей;

             - ( коррекционная ) устранение аграниматичного использования слов в

                структуре простой фразы.

Речевой материал: лиса, заяц, медведь, волк, еж, лось, белка, дупло, логово,        

               нора, берлога, дикие животные.

Оборудование: картинки с изображением диких животных, картинки с

                изображением жилища животных, картинный план, панно,

                фишки для оценки детей, мяч, картинки с изображением частей

                 тела животных.        

Ход  занятия

Этапы занятия

Время

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Организационный момент

2 мин.

Ребята, приготовиться к занятию. Сейчас сядет тот, кто назовет животного, изображенного на картинке, которая лежит у вас на столе. За каждый правильный ответ вы получите фишку (демонстрирует детям) кто сегодня на занятии соберет больше всех, тот победил.

Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет животного и садится.

2.Основная часть

20 мин

1. Дидактическая игра «Кто живет в лесу?».

   Логопед загадывает загадки, дети отгадывают и выставляют картинки на панно.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса –

А зовут ее ……..

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Летом ходит без дороги,

Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу.

Ребята, скажите пожалуйста это кто? (показывает на выставленные на панно картинки).

- Где живут эти животные?

- Если эти животные живут в лесу, как они называются?

2. Дидактическая игра «Чье это?»

   Логопед выставляет на панно с правой стороны картинки с изображением частей тела животных.

- Чье это?

Дидактическая пауза

- Ребята, сейчас мы поиграем. Подойдите ко мне, встаньте в круг.

Зайка по лесу скакал,

Руки – перед грудью

Зайка корм себе искал.

Мелкие подскоки сразу на двух ногах

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки, ушки.

Указательным и средним разведенными пальцами изображает ушки.

Шорох тихий раздается,

Кто-то по лесу крадется

Пугливо оглядывается

Заяц путает следы,

Убегает от беды,

Прыгнул в бок и обернулся

Скачет, бежит по кругу и «петляет», затем большой прыжок в сторону.

И под кустиком свернулся,

Словно меленький клубок

Чтоб никто найти не смог.

Свернулся в клубок.

3. Словесная игра «Доскажи словечко».

Ребята, зимой в лесу холодно, а летом жарко. Летом все звери ищут, где бы напиться воды. К водопою спешат звери со своими детенышами. Логопед читает стихотворение, дети договаривая фразы, называют детенышей диких животных. Логопед выставляет картинки детенышей.

За мамой волчицей топал …   кто?

За мамой лисицей крался …  кто?

За мамой ежихой

катился ... кто?

За мамой медведицей шел … кто?

За мамой бельчихой скакал … кто?

За мамой зайчихой прыгал … кто?

За мамой лосихой топал   … кто?

4. Дидактическая игра «Найди свой дом».

- У какого животного есть свое жилище, помогите мне ребята найти дом для каждого животного

- у лисы жилище называется …

- как называется жилище медведя

- белка живет …

- а где живет заяц?

Дидактическая пауза «сосчитай»

(с мячом) «назови ласково»

Ребята, вставай в круг, я буду кидать вам мяч, а вы будете ловить и правильно мне отвечать.

Одна (лиса)

Две

Пять

Один (волк)

Пять (волков)

У волчицы усы

У волчонка …

У волка …

У волчицы нос

У волчонка …

У волка …

Составление рассказа-описания с опорой на наглядные схемы.

Дети отгадайте загадку.

Логопед дает образец рассказа с опорой на наглядные схемы.

У него грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. Высокие, сильные лапы, крепкие острые когти.

Живет он в логове.

Он хищный и питается мясом, добычей его становятся только слабые больные животные. Его называют «санитаром леса». Детенышей его зовут волчата.

- Кто это?

Скажите мне, какой волк?

Лиса. (выставляет картинку на панно).

- это заяц (выставляет картинку на панно).

-это медведь (выставляет картинку на панно).

- это белка ( выставляет картинку на панно).

- это животные.

- эти животные живут в лесу.

- дикие ( За правильный ответ дети получают фишку и садятся на место. Каждый ребенок выходит к панно один раз.)

Дети работают с карточками, ребенок под карточкой животного располагает то, что принадлежит этому животному и приговаривает

- лисий хвост

- медвежья лапа

- заячьи уши

- волчья морда.

Дети вместе с логопедом повторяют слова и выполняют соответствующие движения.

- Волчонок

- Лисенок

- Ежонок

- Медвежонок

- Бельчонок

- Зайчонок

- Лосенок

- нора

- белка

- в дупле

- заяц норы не делает, днем лежит под кустом, ночью добывает пищу.

Лисы

Лисиц

Волк

Волков

Усики

Усищи

Носик

Носище

Волк

Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый.

Дети используют картинку, которую выдали на организационном этапе занятия.

Рассказ самостоятельно составляется 1-2 детьми.(Еж, лось).

Примечание.

Дальнейшая работа с привлечением всех детей к составлению рассказа-описания по теме «Дикие животные» проводится воспитателем на итоговом или индивидуальных логопедических занятиях.

3. Заключительная часть.

3 мин.

- Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятиях?

- Почему они называются дикими?

- Ребята, давайте посмотрим, кто из вас собрал большое количество фишек. Молодцы! Вы сегодня все очень хорошо работали и за это вам сегодня, из леса угощения.

- Мы говорили о диких животных.

- Эти животные живут в лесу, боятся человека, сами добывают себе пищу и строят себе «жилища».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши. Пересказ по опорным картинкам»

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей. Пересказ текста "Найда и щенята" по опорным картинкам....

конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема «Берёзка, берёзонька…»Цели:Коррекционно-образовательные : активизировать словарь , подбирать прилагательные к существительному; образовывать относительные прилагательные ; назы...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Деревья и кустарники»

Цель:уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья и кустарники».Коррекционно-образовательные задачи:- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора признаков и дейст...

ЗАНИМАЙКА Пособие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Пособие по развитию лексико-грамматическихсредств языка и связной речиу детей старшего дошкольного возраста...