Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Деревья и кустарники»
план-конспект

Ишметова Валия Мирхафизяновна

Цель:

уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья и кустарники».

Коррекционно-образовательные задачи:

- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора признаков и действий к предмету, антонимов, синонимов, родственных слов;

- развивать навыки:

  • словообразования относительных прилагательных, существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных  суффиксов;
  • словоизменения и согласования прилагательных с  существительными, количественных числительных с существительными;

- развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, упражнять  в составлении сравнительных рассказов.

Коррекционно-развивающие задачи:

- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать координацию речи с движением,  мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevya_i_kustraniki.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

          Учитель-логопед

МАДОУ г.Нижневартовска

ДС № 49 «Родничок»

 Ишметова В.М.

ТЕМА: Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Деревья и кустарники»

Цель:

уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья и кустарники».

Коррекционно-образовательные задачи:

- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора признаков и действий к предмету, антонимов, синонимов, родственных слов;

- развивать навыки:

  • словообразования относительных прилагательных, существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных  суффиксов;
  • словоизменения и согласования прилагательных с  существительными, количественных числительных с существительными;

- развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, упражнять  в составлении сравнительных рассказов.

Коррекционно-развивающие задачи:

- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать координацию речи с движением,  мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: Презентация по теме, игрушка Лесовичок.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов, рассказов о деревьях, разучивание  физминутки, пальчиковой гимнастики.

ХОД

  1. Организационный момент.

Игра «Веселый счет» (деревья, их части)

- У нас в гостях Старичок – Лесовичок. Почему он так называется?

Лесовичок приглашает нас в свой лес на прогулку и предлагает вспомнить названия деревьев и их частей и сосчитать их. (Одна ель, две ели, 5 елей)

  Сообщение  темы

- Что  вы считали? (деревья и их части)

- Вы догадались, о чем будем сегодня говорить? (О деревьях и кустарниках).

  1. Основная часть
  1.  Беседа о деревьях. Лесовичок  спрашивает вас:

- Где растут деревья? ( Деревья растут в лесу, парке, саду)

- На какие группы делятся деревья? (Деревья бывают лиственные и хвойные)

- Назвать лиственные, хвойные деревья.

- Какие деревья называются плодовыми? Где они растут? Зачем люди их сажают? Назвать их.

- Какой лес всегда зеленый?

- В каком лесу деревья сбрасывают листву?

- Какие части есть у дерева?

- Кроме деревьев в лесу растут кустарники.

- Сравните дерево и кустарник.  (Дерево высокое, а кустарник низкий.  У дерева один толстый ствол, а у кустарника много тонких стволов.)

- Лес называется по-разному: роща, бор, дубрава, смешанный, тайга – это самый дикий труднопроходимый лес.

- Ребята, как нужно вести себя в лесу?

2. 2.  Подбор признаков и действий к предмету

Лесовичок  говорит¸ что у него есть самое любимое дерево в лесу. Отгадайте загадку. 

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.  (Это береза)

- Мы оказались в лесу, где растут только березы. Какой это лес? (Березовый лес). Это березовая роща. Посмотрите, какие разные березы здесь.

                                      Берёза

 

       Какая?                                   Что делает?

      высокая - низкая                растет, пьет, дышит, зеленеет, распускается,

      толстая - тонкая                 цветёт, радует, качается, ломается,

      молодая – старая                     болеет, сохнет, погибает

      прямая, стройная – кривая

      здоровая, крепкая –                      

      больная – гнилая  красивая.  

2.3.Игра «Семейка слов» (образование однокоренных слов с опорой на модели)

- Ребята, какие слова «родились» от слова «береза»?

    Береза - березка, березонька, березище, березовый, березняк (березовый лес), подберезовик, Березкин, береста (кора березы).

- Повторить слова. Придумать предложения.

2.4. Физкультминутка

а) «Прогулка по лесу» Давайте прогуляемся по лесу, подышим свежим воздухом

        Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

         Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

         Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.

         Сейчас сядем, отдохнем, а потом гулять пойдем.

- Пока отдыхаем,  поиграем в игру с мячом «Назови ласково»

Когда-то давно толстый дуб был… (толстеньким дубком), белая береза (беленькой березкой), стройная сосна, тонкая осина, молодой тополь, кудрявая рябина, круглая шишка, желтый лист, старый пень и т.д.

б) Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Мы в осенний лес пойдем, много листьев соберем.

Листья березы, листья осины, листики тополя, листья рябины,

листики дуба мы соберем, маме осенний букет принесем.

- Сколько листьев собрали? Какой первый, пятый, между, после, перед …?

- Какие это листья? (осиновые, дубовые и т.д.)

- Что могли найти под хвойными деревьями? Какие шишки? (еловые, сосновые, кедровые).  Под рябиной …? (рябиновые ягоды)

  1. Психологические процессы

а) Игра «Четвертый лишний»

    Игра «Что изменилось?»

- дуб, ель, береза, осина, сирень.

б) Сравните дуб и ель  по плану. Чем они похожи? Чем отличаются?

(Это деревья. У них есть корни, стволы, кора,  ветви, плоды…

 Дуб – лиственное дерево, ель – хвойное. Ель выше дуба. У дуба ствол толстый, у ели …;  у дуба листья, у ели – хвоя, у дуба крона овальная, у ели – треугольная.  У дуба – желуди, у ели – шишки).

в) Игра «Исправь ошибку»

- Кабаны любят дубовые шишки.

- На рябине поспевают сладкие, красные ягоды.

-  Осенью с сосен опадают желуди.

- Подберезовик растет в березе.

- Сорока села под осиновую ветку. Она слетела из ветки.

- Белка скачет по ветки дерева.

3.  Итоги. Окончание занятия.

- Вот и пришла пора возвращаться в группу. Где мы были? С кем познакомились? Какие игры Лесовичка вам понравились? Давайте попрощаемся с Лесовичком!

Вы  молодцы, отлично поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей с ОНР "Федорино горе". Развитие речи по теме "Посуда"

Материал урока  предназначен для развития речи детей с ОНР....

Конспект занятия «Развитие лексико-грамматических категорий на базе темы «Дикие животные».

Цели занятия: Активизировать и обогащать словарь детей по теме. Продолжать учить подбирать прилагательные к существительному. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить распространят...

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...

Конспект занятия для детей 3-4 лет по развитию речи на тему: «Что я знаю о себе?»

Формировать  элементарные представления о строение тела человека. Развивать эмоциональную сферу детей. Способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, мальчиками и де...

ЗАНИМАЙКА Пособие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Пособие по развитию лексико-грамматическихсредств языка и связной речиу детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи на тему: "Наша Родина.Тульский Кремль"

  Цель урока: развитие слухового восприятия учащихся в рамках военно-патриотического воспитания по теме: "Наша Родина. Тульский Кремль"Задачи:1.Коррекционно - развивающие:контрол...