Школьные праздники -одна из форм воспитательной работы с детьми -логопатами..
статья по теме

Театрализованный праздник - важная часть жизни школьника, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от уроков. И уже почти афоризмом стали слова: "Без праздников не бывает детства!" Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bez_prazdnika_v_lyubuyu_godinu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Без праздника в любую годину,

                                                                                   какой бы она ни была,

                                                                                   не вырастет личность.

                                                                                              она будет ущербна.

                                                                                                    (Н.Ю.Дурова)

   Речевая школа - школа особенная. Здесь учатся дети с тяжелыми нарушениями речи. Кроме того, более половины учащихся - это дети из социально неблагополучных семей. Поэтому перед педагогическим коллективом стоят специфические задачи. Каждая из них направлена на благо учащихся: а именно, на коррекцию познавательной деятельности и коррекцию личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, что является его реабилитацией в обществе.

   Достигая определенных успехов в своей деятельности, педагогический коллектив нашей школы находится в постоянном творческом поиске. Гарантируя стандарт образования, школа предоставляет учащимся разнообразные образовательные маршруты, создавая условия для их развития.

     Школьные праздники -одна из форм воспитательной работы с детьми. Правильно подготовленный и проведенный праздник, указывала Н.К.Крупская, обладает большими возможностями формирования коллектива, воспитания у каждого его участника активного отношения к окружающей действительности, развития индивидуальных способностей детей.

Как правило, дети с ТНР отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого я решила связать учебную деятельность с театральной. С привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация учебного процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

Известно, что у детей с нарушениями  речи имеются сложные отклонения, неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия. Что касается самой речи, то "страдает" не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирование речи, а также речевой аппарат. В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным праздникам. Воспитательное значение театрализованного праздника состоит в развитии эмоций, познавательной деятельности с одной стороны и решений коррекционных задач с другой стороны. В каждой театрализованном празднике есть сюжетный замысел, и ролевые действия.

Театрализованный праздник - важная часть жизни школьника, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от уроков. И уже почти афоризмом стали слова: "Без праздников не бывает детства!" Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, мы должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь - зрелищность, яркость и веселость. Но это в массовой школе. А в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи - это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа и отличная ситуация для развития речи. Праздник используется для подведения итогов обучения, является удобной ситуацией для повторения пройденного за последнее время материала. Праздник развивает ребят, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушением речи.

.

Праздник - это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник - это речевая среда, которая так необходима детям с нарушением речи. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития школьника с ТНР. И праздник должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.

     В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми с ТНР позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

     Основой любого праздника является музыкальная деятельность. Разучивание и исполнение песен для детей с ТНР - очень сложная и кропотливая работа. У школьников с ТНР, как правило, словесное и логическое ударение, а так же интонация. Но все-таки пение представляется мне важным элементом обучения речи школьников с ТНР, так как оно оказывает большую помощь в процессе развития слухового восприятия, развития произношения и пополнения словарного запаса.

     Также в данном виде деятельности значимыми становятся танцы. В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия. Детей   необходимо   научить   различать   музыкальные   такты   и   ритм   ,

необходимо так же разучить движения танца, что в свою очередь благотворно

влияет на развитие крупной моторики, координации.

Также танец позволяет детям с ТНР через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.

И, наконец, ведущую роль в празднике играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию текста , лучше в стихотворном виде. Моя основная задача заключается в более тщательном отборе речевого материала в соответствии с состоянием речи и возможностями каждого конкретного ребенка, а также в подготовительной работе, предусматривающей полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить и воспроизвести слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения, его смысл, а также овладеть всеми словами произведения и максимально использовать их в активном словаре учеников. Поскольку для детей с ТНР, в связи с ограниченным объемом словаря, нарушениями памяти, чтение стихов представляет наименьшую трудность, то данный вид деятельности достаточно широко используется на праздниках. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Особенно хороши диалогические стихи. Говоря от имени другого лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Разучивание стихов развивает память и интеллект.

По моему мнению, чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, т.к. это создает богатейшие возможности для развития речи, создает необходимую для детей сТНР речевую среду; ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Ребятам нравится выступать, показывать то, что они умеют. Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

Одно   из   самых   больших   достояний   человечества   и   самых   больших

удовольствий человека — общаться с себе подобными. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к одному из важнейших средств общения. И педагогу необходимо уловить начало этого общения, что бы как бы невзначай, незаметно подвести детей к использованию именно устной речи, как средства межличностного общения.

Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

       Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися

друг друга. Очень важная задача для педагога- создать в коллективе теплую,

доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение

"на равных",  так,  чтобы  не  было  обиженных  и  обделенных,  чтобы яркое,

веселое, доброе событие в жизни школьника - праздник - не обернулось для него

психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только

хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.

      Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три

стороны:   передача  информации,   взаимодействие   и   взаимовосприятие.   Знание

закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно

важны  для  педагога,  профессиональная задача которого может быть успешно

решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в

совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.

    Итак, в процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные   виды   деятельности   (музыкальная,   речевая,   изобразительная   деятельность   и   общение).  

«Школьный  праздник,   проводимый  в  школе,  есть часть  жизни.  Посредством

праздника   жизнь   внедряется    в   школу,    получает   в   ней   свой   отголосок».

(А.В.Луначарский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс на тему: "Активные формы воспитательной работы с детьми"

Предлагаемый мною атериал может быть использован в работе классных руководителей. Особенно полезен для классных руководителей 5 классов, так как затрагивает важные приемы адаптации детей к новой обста...

Презентация "Неделя биологии - одна из форм воспитательной работы"

Презентация "Неделя биологии - одна из форм воспитательной работы"...

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».

laquo;Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».   Важной и неотъемл...

Классный час как одна из форм воспитательной работы

Часы классного руководителя очень разнообразны. В зависимости от этого классные часы можно подразделить на три типа: К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, педагогическ...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....

Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Проект«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы сдетьми с речевыми нарушениями»...