Формирование коммуникативной компетенции у детей-сирот в процессе преподавания дисциплин филологического цикла
статья по теме

Федяева Екатерина Сергеевна

Методика коррекции трёх составляющих коммуникативной компетенции: эмоциональной, когнитивной, поведенческой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции у детей-сирот в процессе преподавания дисциплин филологического цикла.

Куликова Е.С., преподаватель ГБОУ СПО ГАК с.Московское

Отношение государства к детям, находящимся в опасной жизненной ситуации, к которым, в первую очередь, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является показателем гуманности современного общества. В Международной Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) определено, что "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством" (ст. 20, разд.1).

В ГБОУ СПО ГАК с.Московское воспитательно-образовательный процесс для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется согласно Закону РФ «Об образовании», устанавливающему государственные гарантии прав граждан РФ в области образования, в частности, возможность получения образования независимо от места жительства, социального и имущественного положения.

В соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» эта категория детей  в возрасте до 23 лет имеет право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения (п. 3 ст. 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Под полным государственным обеспечением понимается предоставление им бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

Все эти условия, предоставленные государством, дают возможность для полноценной реализации личности в процессе обучения. Однако не являются ли они же причиной отсутствия мотивации учиться?

Складывается парадоксальная ситуация: ряд законов, нацеленных на оказание помощи, на практике закрепляет иждивенчество. Например, закон, гарантирующий право на получение бесплатного второго начального профессионального образования, превратил первое обучение в бесплатную "кормушку": чем дольше учишься, тем дольше тебя поддерживает государство. Даже завершение второго срока обучения не даёт основания думать о необходимости поиска работы: права и льготы, предоставляемые выпускнику при получении статуса безработного, позволяют неплохо жить достаточно продолжительное время.

Таким образом, вместо проявления активной экономической позиции по освоению жизненного и профессионального пространства многие выпускники пытаются получить максимум того, что может дать статус "сироты" или "оставшегося без попечения родителей".

У детей, которые не могут объективно оценивать свои профессиональные возможности, взросление которых проходит вне семьи, в условиях общежития, необходимо особенно кропотливо формировать реалистичный уровень притязаний. В этом направлении работают все службы профессионального образовательного учреждения: социальная, психологическая, воспитательная и образовательная, безусловно.

Предметные занятия – это ведь не только освоение программного материала, но и воспитание, формирование различного рода компетенций в развитии личности.

Так средствами гуманитарных предметов русского языка и литературы возможен процесс коррекции у детей данного типа очень низкого уровня коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетенции в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если обучающийся стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации в учебном заведении, в частности эмоциональное благополучие в коллективе. Как известно, адаптация при переходе на ступень среднего специального образования подразделяется на учебную и социально-психологическую. Обучающийся  должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению профессии), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одногруппниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия обучающегося, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативная компетенция представляет собой единое сложное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого.

Следует помнить  о том, что дети, лишённые  родительской опеки (родители лишены через суд), или, в прямом смысле - сироты (родители умерли) испытали на себе депривации, в первую очередь - материнскую и эмоциональную. В «Большом толковом психологическом словаре в 2-х томах (Артур Ребер, М: Вече, АСТ, 2000) читаем: «Эмоциональная депривация - любая ситуация, когда индивид лишен эмоциональных реакций, исходящих от других людей. Этот термин используется почти исключительно в отношении детей, которые растут в ситуации отсутствия любви, привязанности и контактов».

Особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в закрытых (интернатных) учреждениях:

  1. неадекватность эмоций тем стимулам, которыми они вызваны, на похвалу и замечания;
  2. частая смена настроения;
  3. повышенная тревожность, склонность к страхам;
  4. нестабильность эмоциональных контактов;
  5. чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчеркнутого упрямства, обиды, "ревности";
  6. отсутствие эмпатии (т.е. невозможность понять переживания другого человека).

Соответствующим образом организованная работа по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить вышеназванные проблемы.

Создание поля самореализации эмоционально-волевых качеств предусматривает — включение сирот в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы), стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях, оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях. Художественная литература – благодатный материал для создания такого поля. Уроки литературы – это  возможность наблюдать за людьми и их поступками, давать им оценку, «примерять» на себя, делать адекватный нравственный выбор  и подсознательно накапливать жизненные эмоционально-волевые решения. На уроках ребята вовлечены в ситуации решения любовных вопросов, проблем в отношениях «отцов и детей», думают об отношениях «маленьких людей», «лишних людей», нигилистов с обществом. Человек в трудном материальном положении, человек в социальной изоляции, человек на войне – эти и многие другие жизненные вопросы рассматриваются из урока в урок, давая почву для размышления и накопления социального опыта.

Коррекция когнитивной стороны коммуникативной компетенции имеет личностно-ориентированный характер: это введение упрощённых моделей усвоения и воспроизведения информации с постепенным их усложнением. Доступность когнитивных моделей – главная составляющая успешности в процессе обучения. Задача каждого обучающегося – научиться систематизировать информацию большого объёма с целью более эффективного её усвоения и осознанного воспроизведения. Считаю необходимым научить ребят составлять конспекты, цитатные планы, опорные схемы, таблицы. Например, построение и сопоставление графиков жизни героев литературного произведения даёт возможность выбрать главную информацию, осознать её взаимосвязь, сопоставить и дать оценку. Эти приёмы познания будут весьма эффективны в обыденной жизни, где поток информации растёт ежегодно и требует совершенных форм восприятия.

Наконец, коррекция поведенческой коммуникации – одна из самых сложных, но решаемых педагогических задач – носит длительный характер: обучение адекватной реакции в диалоговых ситуациях можно начать средствами русского языка и литературы, но главное – это практиковать подобного рода умения и навыки в отношениях «преподаватель – обучающийся», «обучающийся – обучающийся». Модель «человек – общество» - постоянная единица любого художественного произведения. Наблюдение за личностным поведением в разных жизненных обстоятельствах, факторами, меняющими стереотипы поведения, оценка поступков героев – вот основные способы выбора адекватной модели поведения для себя в той или иной ситуации. Тренировке и закреплению поведенческих навыков в социуме помогают организационные формы работы, парная и групповая, а также изменение ролевой функции внутри группы.

Нельзя не согласиться с тем, что процесс социализации личности  трудоёмкий, но необходимый. И конечно, ожидаемый результат будет достигнут лишь при условии тесного сотрудничества не только коллектива образовательного учреждения, но и предыдущей и последующей ступеней становления ЧЕЛОВЕКА.

Литература.

  1. Буряковский, А.Л. Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 23. / А.Л. Буряковский. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.320-323.
  2. Володина, Ю. Профильная подготовка как средство профессионального самоопределения детей - сирот. (Программа сопровождения в условиях предпрофильной подготовки) / Ю.Володина. - Социальная педагогика, 2008 № 4
  3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. (Серия "Мастера психологии") / Е.П.Ильин. - С-ПБ: Питер, 2001. – 752с.
  4. Мещерякова, Н.Я. Возможности литературы в воспитании у подростков культуры общения / Н.Я.Мещерякова // Литература в школе. – 1989. - № 4. – с. 95.
  5. Михайлова, Е.В. Эмоционально-личностное развитие учащихся с нарушением интеллекта / Е.В.Михайлова // Ананьевские чтения-98: тезисы научно-практической конференции, С-ПБ, 1998, 194 с.
  6. Никулина, В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими приемного ребенка /В.Д.Никулина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2002. - № 4. – с. 43
  7. Орсаг, Ю., Паншина, О.  Воспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, юношеского возраста в период их социально-профессиональной адаптации (из опыта работы детского дома) / Ю.Орсгар, О.Паншина. - Социальная педагогика. -  2006. -  № 4.
  8. Овчинников, А. Профессиональное самоопределение - эффективное средство социализации детей-сирот. / А.Овчинников. - Социальная педагогика. - 2008. -  №4.
  9. Павлий, Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР / Т.Н.Павлий // Дефектология. 2000. № 4. с. 36
  10. Селевко, П.К. Найди свой путь: Учебное пособие предпрофильного обучения./ П.К.Селевко.  - М. народное образование. НИИ школьных технологий, 2006.
  11. Столяренко, А.М. Психология и педагогика. Учеб.пособие для вузов. / А.М.Столяренко. –М.:Юнити-Дана, 2003
  12. Тутубалина, Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тезисов по профессиональной ориентации./ Н.В. Тутубалина - Изд. 2-е - Ростов н\ Д: " Феникс". 2006.
  13. Шашмуратова, Н. Трудовая социализация воспитанников Серменевского детского дома. / Н.Шашмуратова. - Социальная педагогика. 2007, №4