Информационная карта инновационного опытапо теме "Способы формирования коммуникативной компетенции путем интеграции дисциплин гуманитарного цикла"
опыты и эксперименты

Демидкова Лариса Сергеевна

карта инновационного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_opyta.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
  1. I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Демидкова Лариса Сергеевна

Учреждение, в котором работает автор опыта,

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение Лучесская основная школа им. В.Ф. Михалькова Починковского района Смоленской области

адрес с индексом,

216450 Смоленская область, Починковский район,
д. Лучеса, ул. Школьная , д.1

номер контактного телефона

5-52-68

Должность

учитель

преподаваемый предмет или выполняемый функционал

русский язык, литература, музыка

Стаж работы в должности

6 лет

  1. II.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

  Способы формирования коммуникативной компетенции путем интеграции дисциплин гуманитарного цикла

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

Назревшая  потребность современной школы  в развитии речевой  личности обучающихся  и отсутствие  практического обеспечения процесса включения школьников в межличностную и коммуникативную деятельность посредством диалога.

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Создание развивающей речевой среды, обеспечить успешность образовательного процесса на интегрированных уроках, факультативных занятиях  для формирования коммуникативной    компетенции учащихся.

1. Проанализировать  состояние преподавания русского языка, литературы и   риторики (программы, учебники, учебные пособия и дидактические материалы)  с позиции возможности организации обучения эффективной, логичной, воздействующей речи как средства активизации деятельности учащихся.

2. Определить эффективные условия обучения четырем видам речевой деятельности на основе формирования речемыслительных умений;

3. Развивать образное мышление, мнемонику, креативные возможности личности  в процессе интеграции предметов  и  в системе сотворческой коммуникации на уровне «ученик – учитель» и  «ученик – ученик».

4. Выработать нормы корректного и грамотного общения путем преодоления личностных «комплексов».

5.  Расширить артикуляционные навыки учащихся и работу над техникой речи.

6. Создать банк лингвистических, риторических задач и  творческих заданий, опорно-иллюстративного материала, расширить артикуляционные навыки учащихся и работу над техникой речи.

7. Привлечь внимание  педагогов школы  к овладению курсом риторики для  разработки диагностического инструментария  по формированию  коммуникативной компетенции учащихся

Концепция
изменений

Отправной точкой при разработке моей концепции стала Концепция  образовательной области «Филология» как целостная система учебных предметов, реализующая интегративный, дифференцированный и сознательно-коммуникативный подходы (лингводидактические принципы) в изучении гуманитарных дисциплин ( русский язык , литература, риторика, история, МХК, этика) и совершенствование речевой деятельности учащихся во всех ее видах.

Интеграция русского языка, литературы и риторики осуществляется на уровне целей и задач, а реализуется на уровне содержания и технологии работы с текстом как исходной реальностью филологии.    

Мною разработана программа факультативного курса «РИФ» (риторика+интерес+фантазия), учебные материалы, включающие комплекс заданий и упражнений, способствующих повышению уровня владения учащимися речью, а также курс по выбору для учащихся 9 класса «Культура публичной речи» и экспресс-курс «Риторика. Я и мои тексты».

С помощью срезовых заданий, анализа устных высказываний учащихся определялся уровень владения школьников выразительными средствами языка в устном публичном выступлении. В курсе обучения учащийся проходит путь от осмысления роли слова в тексте к многоаспектному его  анализу  и созданию собственного публичного выступления. При этом учитываются 3 стадии работы: 1) непосредственное восприятие при ведущей роли воображения; 2) понимание идейного содержания - ведущим становится мышление; 3) влияние текстов разных стилей, жанров, типов на развитие личностных качеств учащихся – этап творчества.

Обучение на уроках и факультативных занятиях организовано поэтапно:I этап ориентирован на культурно-речевые параметры языкового самовыражения, на нормативность и целесообразность речи; IIэтап посвящен теоретико-риторическим проблемам; III этап курса знакомит учащихся с функциональными разновидностями риторики; IV – от риторики к развитию речи. На каждом этапе планируется конечный результат, к которому приходят обучающиеся в ходе выполнения предлагаемых упражнений, практических работ, творческих проектов и т.п.

Сущность ИПО

Сущность моей концепции заключается в формировании коммуникативной  компетенции учащихся  в процессе интеграции уроков русского языка, литературы, истории, мировой художественной культуры, этики как предметов общеобразовательной программы, так и на занятиях факультативного курса по риторике, во время которых используются такие формы работы, как конкурсы, викторины, творческий рассказ с изменением лица, кольцовка, инсценировка, составление собственных текстов для различных слушателей, реализующие  такие дидактические импульсы учебного занятия, как проблемность, соревновательность, формирование творческих ситуаций, самостоятельный поиск ответов учащимися, диалогические структуры как производное дидактического монолога.

Учащиеся с интересом работают  в составе экипажей, творческих групп, команд, мастерских, усваивают обширный по объему и содержанию материал. Важную функцию выполняют  приемы работы над артистическим дыханием, выработкой  необходимых мимико-жестикуляционных параметров, голосовые и логопедические упражнения.

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость,
ограничения,
риски

Решая задачу формирования коммуникативной  компетенции  учащихся на уроках и факультативных занятиях, я на первом этапе начала изучать и анализировать научные источники и методическую литературу на данную тему, изучила опыт работы учителей, занимающихся вопросом развития речи учащихся, преподающих риторику как школьную дисциплину в образовательных учреждениях России и Смоленщины, провела анкетирование среди учащихся с целью выявления отношения детей к родному языку и культуре речи.

В результате проделанной работы составила и апробировала программы курса по выбору для учащихся 9 класса,  факультативного курса и экспесс-курса  по риторике для учащихся 5-8, 9-11 классов, подготовила и провела циклы уроков-диалогов о русском языке, уроков словесности и культуры речи, особое внимание уделила созданию уроков с элементами интеграции, на которых формируются  умения и навыки в  речевой деятельности, совершенствуется культура речевого поведения учащихся.

В своей педагогической практике я использую несколько типов интегративных связей: последовательный, параллельный, смешанный. Интегрированные уроки по русскому языку ставят своей целью развитие речи и коммуникативных умений и навыков  учащихся: владение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, навыками использовании языка в жизненно важных для школьника сферах. Основой данных уроков является работа с текстами, осмысление темы, проблемы; подбор и расположение аргументативного материала;  умелое использование средств  языка.  Объединяющим началом таких уроков является творчество, побуждающее к знаниям. И, как следствие, возникает обратная связь:  потребность у учащихся использовать в собственном высказывании изобразительно-выразительные средства языка.

Занятия по риторике, являясь логическим продолжением преподавания предметов филологического цикла, необходимы для формирования самых разных видов учебной деятельности школьников. Опыт общения с искусством слова формирует эмоциональную отзывчивость, культуру поведения и чувств, способствует формированию дисциплины мышления, развитию аналитической, интеллектуальной деятельности учащихся, осуществляет их  связь с окружающей действительностью.  

Условия реализации изменений

Научно-теоретической и методической базами опыта являются основополагающие педагогические теории: система обучения русскому языку и методические рекомендации доктора педагогических наук М.М Разумовской и доктора филологических наук П.А. Леканта в 5-9 классах. Методические принципы обучения  языку Л.П. Федоренко, система обучения русской словесности и методические рекомендации Р.И. Альбетковой в 5-9 классах.

 Для реализации своей идеи я использовала: 1) информационную базу (Интернет) для сбора  необходимых источников, подбора текстов и необходимых материалов, составления риторических и лингвистических задач; 2)научно-методическую базу, где использовала проектные и исследовательские, интерактивные методы; 3) материально-техническую базу кабинета, школьной библиотеки) и технические средства обучения.  

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО

  1. Результаты экспериментальной работы
    по риторике

Результатами данной инновации можно считать тот факт, что у детей возрос интерес к русскому языку и литературе, культурному общению.

Методы наблюдения, а также беседы с учениками и родителями помогли установить: дети охотно выполняют домашнее задание, активны на уроках, задают вопросы на углубление знаний, привлекают дополнительные источники получения информации.

Анализ уровня знаний, умений (достижений) по предмету русский язык и литература, проведённый в мае 2007/2008 учебного года показал следующие результаты:


  • 17% учащихся обладают высоким уровнем сформированности навыков чтения; 52% - хорошим уровнем; 20% - среднем уровнем; 18% - слабым уровнем (анализ проводился по тесто Л.А.Ясюковой “навыки чтения”);

  • около 68% детей знают, что такое устная и письменная формы речи, нормативная речь; знают определение синонимов, антонимов, метафоры, эпитета, гиперболы и других средств языковой выразительности (по результатам тестов);

  • 68% учащихся владеют понятиями литературных родов и жанров, знают признаки стилей речи, особенности типов текстов (по результатам проведенного анализа текстов);

  • 68% учеников показали хорошие результаты по проведённым работам на выявление умений и навыков создания собственного произведения заданного рода или жанра (анализ контрольных письменных работ проведённый в декабре 2008 года) так, из 29 человек писавших работу:        

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Нет.

Ф.И.О. составителя карты

Демидкова Лариса Сергеевна

Дата составления информационной карты (число, месяц, год)

22 марта 2019 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции у детей-сирот в процессе преподавания дисциплин филологического цикла

Методика коррекции трёх составляющих коммуникативной компетенции: эмоциональной, когнитивной, поведенческой....

Обобщение опыта по теме " Обучение русскому языку и литературе путем интеграции предметов гуманитарного цикла с использованием компьютерных технологий"

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯРУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ и МХКМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ –СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №63ПРИВОКЗАЛЬНОГО РАЙОНА г. ТУЛЫ...

Статья. Формирование коммуникативной компетенции путем привлечения подростков к сценическому искусству.

Формирование коммуникативной компитенции путем привлечения подростков к сценическому искусству....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН.

Работа на тему "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках гуманитарных дисциплин"...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство развития коммуникативной компетенции учащихся....