Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы над школьным журналом на английском языке
статья по английскому языку по теме

Цель данного проекта: Внедрение метода проекта в учебную деятельность; развитие коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности. Продукт проекта: журнал «TeenLife».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vatoropina_formirovanie-polnyy.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Ваторопина Е.В.
МБОУ СОШ № 67 с углубленным изучением

отдельных предметов, г. Екатеринбург

Формирование коммуникативной компетенции учащихся

в процессе работы над школьным журналом на английском языке

Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn.  

Benjamin Franklin

Скажи мне, и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу.  

Б. Франклин

Цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции учащихся. Согласно государственному образовательному стандарту, под иноязычной коммуникативной компетенцией понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом программой пределах, что предусматривает сформированность языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной коммуникативной компетенций. Именно тех компетенций, которые входят в состав обязательного минимума основных образовательных программ.

Внеклассная работа по английскому языку в школе – это эффективный способ достижения главной цели изучения иностранного языка: овладеть этим языком, не ограничиваясь временными рамками урока. Одной из форм внеклассной работы по предмету стало создание школьного журнала «TeenLife». Цель данного проекта: Внедрение метода проекта в учебную деятельность; развитие коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности. Продукт проекта: журнал «TeenLife». Журнал выпускается 1 раз в четверть и пользуется большой популярностью среди участников образовательного процесса.  

Со свежим номером журнала всегда можно ознакомиться на школьном стенде, что дает возможность прочитать его не только учащимся, но и их родителям и всем заинтересованным посетителям, владеющим английским языком, в школьной библиотеке. Кроме этого, частью тиража в обязательном порядке обеспечиваются кабинеты иностранного языка, что позволяет использовать журнал в качестве дополнительного пособия на уроках, расширяет кругозор учащихся, предоставляет им дополнительную необходимую на занятиях информацию. Электронный вариант журнала размещен на сайте школы  http://67школа.рф/ в разделе «Школа сегодня. Инновации. Использование метода проекта»  (http://67школа.рф/index/ispolzovanie_metoda_proekta_pri_obuchenii_anglijskomu_jazyku/0-60 ), где каждый может прочитать журнал, а при желании и распечатать для себя.

В своей работе мы используем метод проектов как одну из технологий, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к обучению иностранным языкам в школе, и позволяющих повысить качество образовательного процесса. Как известно, метод проектов представляет собой «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата». [1]

В процессе работы над журналом школьники учатся пользоваться знаниями, полученными из разных источников, для решения новых познавательных и творческих задач. Работа над журналом нравится учащимся, потому что она дает им дополнительную возможность проявить себя. «Творческое выражение является выражением интегральной работы человека, проявлением его индивидуальности». [2] С другой стороны, она объединяет ребят, так как чаще всего они работают группами, помогая друг другу, во время выбора и обсуждения темы, подбора литературы и материалов, составления плана журнала, проведения опроса, подбора оформления, написания работы.  Работа над журналом, на наш взгляд, дает учителю и учащимся возможность осуществить на практике и «обучение в сотрудничестве, и индивидуальный и дифференцированный подход к обучению» [3], т.к. в одной команде могут проявить свои способности учащиеся с разными возможностями и интересами. А учитель может и должен объективно оценить их труд, учитывая при этом способности и стремление школьников проявить себя в создании школьного журнала. Работая над созданием школьного журнала на английском языке, учащиеся не только расширяют и тренируют знания по предмету, но также имеют возможность проявить и развить свои творческие способности. У ребят повышается интерес к изучению английского языка, а также усиливается стремление к совершенствованию коммуникативных  и информационных  навыков, приобретению знаний об информационной сфере, современных средствах коммуникации.

Постоянные рубрики журнала: Travelling Around the World; School Life; Projects. Investigations; Teacher’s Comments; It is interesting to know; Our Achievements; At the Lesson; At Your Leisure. Есть и разделы, которые могут появляться в разных выпусках журнала. Они посвящены праздничным датам и знаменательным событиям в России и за рубежом, интересным мероприятиям в школе и городе, результатам конкурсов, НПК. В сентябрьском номере есть страничка, посвященная Дню Учителя, размещены творческие работы учащихся, в которых они рассказывают о своих летних путешествиях по Уралу, России и за рубежом. [4]  Для выпуска №2 ребята подготовили материалы о праздновании Хэллоуина в нашей школе, и о том, как проводят этот день их зарубежные сверстники. По предложению старшеклассников была введена рубрика «Готовимся к экзамену». Здесь они решили разместить примеры оформления работ из части «С» для ЕГЭ по английскому языку. В этой же рубрике – советы психолога о том, как подготовиться к экзамену, как вести себя в стрессовой ситуации, а также – как сделать процесс овладения иностранным языком легче и эффективнее. В разделе «Путешествие» можно узнать, что необходимо взять с собой в поездку в дальнюю страну и как не растеряться в незнакомом городе. В январском номере журнала - репортаж с школьного новогоднего праздника и творческие эссе и стихи старшеклассников на тему  "To be successful means..." Широко представлена рубрика по итогам школьного конкурса "Portfolio". Здесь можно увидеть фотографии победителей и призеров, а также отрывки из их работ. Учителя и ребята написали заметки о том, как встречают Новый год и Рождество в разных странах. Для старшеклассников в рубрике "Exams" размещена полезная информация на тему "How to write an essay?"

Учащиеся расширяют свои знания в сфере телекоммуникации, овладевают необходимыми навыками и умениями, полученными в процессе обучения иностранному языку, прежде всего - чтения. Деятельность учащихся должна быть направлена на формирование и закрепление умений устной и письменной речи. Чтение непосредственно связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего, оно связано самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. Это особенно важно при подготовке и написании статьи, репортажа, поэтического произведения.

Формирование коммуникативных компетенций

в процессе работы над журналом

Коммуникативные компетенции

Цели обучения иностранному языку

Основные задачи, решаемые в процессе работы над журналом

Российский вариант

Общеевропейский вариант

Языковая

Лингвистическая

Знания лексики, грамматики и фонетики и умение применить эти знания во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, письме.

Расширение словарного запаса, развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, письме.

Речевая

Социолингвистическая

Способность использовать языковые формы (лексические единицы, грамматические структуры, фонетику) в зависимости от ситуации общения. Ситуация общения обусловлена задачей общения, темой общения, социальной и коммуникативной ролями, а также местом общения.

Развитие умений пользоваться реалиями, особыми оборотами речи, специфическими правилами речевого общения, характерными для страны изучаемого языка, то есть своеобразие в языке, которое свидетельствует о влиянии обычаев, культуры.

Интернет - технологии позволяют максимально быстро создать языковую среду и войти в неё.

Социокультурная

Социокультурная

Знания национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, норм речевого и неречевого поведения и умение строить свое поведение в соответствии с этими знаниями в реалистичных или реальных ситуациях общения.

Изучение национально-культурных особенностей России и зарубежных стран, их истории, обычаев, традиций, достопримечательностей, известных людей в процессе создания материалов для журнала. Обсуждение материалов с членами редколлегии и читателями.

Компенсаторная

Дискурсивная

Умение выстроить логичное по содержанию и форме собственное высказывание, равно как и умение понять смысл высказывания других участников коммуникации.

Развитие умений вести дискуссию, способность восполнять в процессе общения недостаточность языковых знаний, а также речевого и социального опыта общения на иностранном языке. Формирование знаний структуры статьи, заметки, интервью. Знакомство с особенностями школьной прессы.

Учебно-познавательная

Стратегическая

Способность использовать наиболее эффективные стратегии для достижения успеха в ситуации общения

Получение навыка работы с научно-популярной литературой; развитие исследовательских навыков; изучение основ журналистики; практическое применение знаний в области информационных и компьютерных технологий

Ученик учится анализировать информацию, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения.

По словам английского поэта и сатирика Джозефа Аддисона, "Чтение для ума то же, что физическое упражнение для тела." С этим трудно не согласиться. Таким образом, учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации, пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала, развития всех коммуникативных компетенций.  Работа над журналом на английском языке поможет им в этом.

Литература

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.В.Перов/ - М.: Академия, 2001. –  С. 82.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.

Полат Е.С. Курс дистанционного обучения для учителей. Обучение в сотрудничестве. Метод проектов.   [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/  (дата обращения: 22.01.2012 г.).

Ваторопина Е.В. Использование метода проектов во внеклассной работе по английскому языку в общеобразовательной школе. // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в г. Екатеринбурге. – Екатеринбург : МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010.– 100 с.

Ваторопина Е.В. Метод проектов в работе над школьным журналом на английском языке. // Современные тенденции лингводидактики и методики преподавания иностранных языков  : сборник научных трудов. Выпуск № 1, Екатеринбург, / ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2011. —  181 с.

Ваторопина Е.В. Использование метода проекта при обучении английскому языку. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://67школа.рф/index/ispolzovanie_metoda_proekta_pri_obuchenii_anglijskomu_jazyku/0-60  (дата обращения: 22.01.2012 г.).

www.методкабинет.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ        В настоящее время возросла роль некоторых качеств лич...

Формирование языковой и коммуникативной компетенций в процессе работы с текстом

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык — не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национ...

Методическая разработка по английскому языку на тему: Использование видео в формировании коммуникативной компетенции учащихся 8 классов школ с углубленным изучением английского языка

Несмотря на активное включение учителями школ видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам, их разнообразие, наличие большого количества видеокурсов по иностранным языкам, существует необход...

«Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации у учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время»

Выпускная работа слушателя курсов группы ИНО-2 учителя английского языкаМОУ Новоульяновской средней общеобразовательной школы №2 Шайдуллиной З.Ф....