Работа с учебником при выполнении домашнего задания
методическая разработка по теме

Холина Мария Андреевна

 

Учебник, как известно, главное орудие труда учителя и окно в жизнь для ученика.

Презентация. Выступление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pedsovet.zip627.53 КБ

Предварительный просмотр:

Учебник, как известно, главное орудие труда учителя и окно в жизнь для ученика.

       Школьные учебники включают в себя огромное количество знаний, необходимых на всем протяжении обучения. Согласитесь, не каждый учитель сможет преподавать свой предмет без соответствующей учебной литературы. Школьные учебники позволяют получать знания даже вне школы на основе дополнительных занятий. Если ребенок много читает, то он не только узнает много нового, но и развивает свою память. Хорошая память крайне необходима в последующем обучении.
Школьные учебники являются настоящими книгами с огромным количеством информации. В них находятся не только практические занятия, но и значительно увеличена теория. Эти изменения позволяют гораздо больше увеличить познания по тому или иному предмету
.

     Во второй половине дня нами также ведётся работа с учебником. Воспитателю на самоподготовке приходится работать не с одним учебником, а с несколькими (по расписанию занятий). Поэтому необходимо ознакомится самому со всей учебной литературой. Каждый учитель даёт задание по своему предмету, поэтому воспитателю необходимо обратить внимание на  требования, которые учитель предъявляет к выполнению. Д/З. И всё это приходится учитывать на самоподготовке.

Если домашнее задание  включает  в себя  усвоение  материала  по  учебнику  и выполнение различных  упражнений,  то  его  подготовку  нужно  начинать  с  работы  над учебником.   Порядок работы, следующий: 

1.   вначале  мы  попытаемся припомнить то, что осталось  в  памяти  от  урока. 

2. затем   вдумчиво  прочитываем  параграф, выделяя в  нем  важнейшие  положения,  правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и  усвоению. 

3. После  этого  пересказываем  материал  вслух или про себя, составляем план прочитанного.

Сократ считал, что вопросы побуждают к поиску истины, поэтому стараемся по ходу чтения ставить вопросы по тексту.

Могут появиться вопросы, ответы на которые в данном тексте мы не найдем. Листаем справочную литературу, ищем в интернете.

Нельзя допускать, чтобы ученики читали параграф самостоятельно без установления лимита времени, определённого для прочтения. Работу с текстом параграфа в этом варианте лучше предварить вопросами-заданиями проблемного характера или вопросами для обсуждения, которое обязательно должно состояться по прочтении.

Вспомните, сколько труда было вложено в начальной школе в то, чтобы научиться составлять план рассказа — подробный и сжатый. Перешли в среднюю, и про план забыли, в лучшем случае, вспоминаем при работе над сочинением или изложением. А ведь каждый пункт плана — это коротко сформулированное основное содержание части текста. Так что, составив план, мы выловили из текста всю информацию. Тогда меньше шансов, что часть прочитанного останется вне сознания и памяти. Смотрим на составление плана еще и с другой стороны: план помогает понять и запомнить текст, но он также гарантия того, что текст уже понят — нельзя же выбрать основное из текста, не выделив это основное.

Если в процессе возникают затруднения, необходимо еще  раз поработаем с учебником  и  добиться  свободного  и  полного  воспроизведения изучаемого  материала.  Указанная  методика относится  главным  образом   к  младшим и средним классам. В  старших  классах работа с учебником  значительно  видоизменяется: наряду  с  учебником  учащиеся  часто  используется 

дополнительные  источники знаний – это тексты художественных  произведений,  научно-популярную  литературу, исторические документы. Но в целом общая система домашней  работы  и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь.  Больше  того,   при значительном увеличении объема домашних заданий их роль в  прочном  усвоении знаний становится еще выше.

       Во время занятий  устными предметами учащиеся знакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами. А также знакомятся с авторами статей и биографией отдельных писателей. Отрабатываем навыки главного, беглого и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, высказывать  свое  отношение к героям и событиям.

В нашем классе мы стараемся, чтобы чтение со словарем и карандашом стало привычкой. Берём за правило, что в любом читаемом тексте не должно оставаться ни одного непонятного слова или выражения. Это помогает не только лучшему пониманию текста, но и лучше его запомнить.

Работа с учебником занимает много времени. Как же сделать так, чтобы все было понятно и времени затрачено поменьше — и овцы целы, и волки сыты?

Никогда мы не пренебрегаем заголовком и эпиграфом. Эти короткие строчки часто вбирают в себя основную мысль всего текста. Прочитав заголовок, думаем, о чем пойдет речь? Что я об этом уже знаю? Прочитав фамилию автора, вспоминаем, какие его произведения нам уже известны.

Наша память крепче держит нужную информацию, особенно если мы не только читаем про себя, но и проговариваем, делаем пометки, кратко конспектируем. Значит, если взять за правило читать с карандашом в руках, то результат будет значительно эффективнее.

       Совершенно иной характер приобретает выполнение задания при использовании средств наглядности.

Наиболее важно составление таблиц, чертежей, схем. В них заносится содержание прочитанного. Особенно это нам помогает при выполнении заданий по истории, биологии, географии. Это способствуют интенсификации учебного процесса, позволяют сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, активизируют их внимание, развивают познавательные интересы детей. Методически целесообразное использование подобных материалов обеспечивает эффективность процесса обучения в целом.

Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся.

Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой

И мы стараемся им в этом помочь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по математике «Исследования временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися»

Содержание 1. Автор проекта 2. Предмет, класс 3. Цели проекта 4. Краткое описание проекта 5. План проведения проекта 6. Материалы по формирующему и итоговому оцениванию 7. Материалы по сопровож...

Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Совместная работа в системе «Классный руководитель – учитель – предметник – родители» по формированию культуры выполнения домашнего задания.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пристальное внимание к вопросу взаимодействия семьи и школы объясняется определяющей ролью семьи в процессе восп...

Электронные образовательные ресурсы как стимул к повышению ответственности учащихся при выполнении домашних заданий по физике. Из опыта работы федеральной инновационной площадки ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга

В статье рассказывается об опыте применения интерактивной среды, обеспеченной инструментарием сайта LearningApps.org при формировании домашнего задания по физике в кадетских классах Морской школы...

Правила и приёмы работы с обучающимися при выполнении домашних заданий.

Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа малоэффективна....

Организация самостоятельной работы на уроке как этап подготовки учащихся к выполнению домашнего задания

ull;Домашнее задание, домашняя самостоятельная работа учащихся является необходимой частью учебно-воспитательного процесса. Наиболее существенные из них - воспитательные: некоторые общеучебные умени...

Правила и приёмы работы с обучающимися при выполнении домашних заданий.

Правила и приёмы работы с обучающимися при выполнении домашних заданий....

Использование приложений Google в организации самостоятельной работы обучающихся при выполнении домашних заданий

В настоящей разработке речь пойдет об использовании приложений Google при организации самоподготовки обучающихся к рубежной и итоговой аттестации по естественнонаучным предметам в рамках курса «...