Организация самостоятельной работы на уроке как этап подготовки учащихся к выполнению домашнего задания
методическая разработка

•Домашнее задание, домашняя самостоятельная работа учащихся является необходимой частью учебно-воспитательного процесса. Наиболее существенные из них - воспитательные: некоторые общеучебные умения должны превратиться в личностные качества школьника. Например: воспитание самостоятельности и ответственности, умение преодолевать трудности, распределять время, планировать свою деятельность и пр. Кроме того, учитель должен предоставить возможность школьникам додумать, разобраться во вновь изученном материале, принимая во внимание различную скорость восприятия нового разными учениками.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация самостоятельной работы на уроке как этап подготовки учащихся к выполнению домашнего задания Выполнила: В.Н. Гармаева МБОУ КСОШ №1

Слайд 2

Самостоятельность – одно из свойств развивающейся личности. Представление детям самостоятельности является необходимым условием воспитания воли, которое играет огромную роль в жизни человека . Это требование времени, социальная задача, которую школа должна решать, прежде всего.

Слайд 3

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две взаимосвязанные задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение , вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в процессе обучения и практической деятельности.

Слайд 4

Домашнее задание, домашняя самостоятельная работа учащихся является необходимой частью учебно-воспитательного процесса. Наиболее существенные из них - воспитательные: некоторые общеучебные умения должны превратиться в личностные качества школьника. Например: воспитание самостоятельности и ответственности, умение преодолевать трудности, распределять время, планировать свою деятельность и пр. Кроме того, учитель должен предоставить возможность школьникам додумать, разобраться во вновь изученном материале, принимая во внимание различную скорость восприятия нового разными учениками.

Слайд 5

Практика работы школы показывает, что домашние задания, которые предлагают учащимся большинство учителей физики, носят стереотипно-шаблонный характер — перечень параграфов и упражнений или задач. Изображение домашнего задания в правом верхнем углу доски - плохая традиция школы. Это «слепая» часть зрительного поля, поскольку внимание распределяется по диагонали от левого верхнего края до правого нижнего. Если учитель не обратит внимания школьников на запись домашнего задания, то ученики вполне могут ее не увидеть.

Слайд 6

Процесс обучения физике становится существенно более эффективным, когда учитель обдумывает не только объем, но и характер домашнего задания. Любое домашнее задание обязательно должно быть мотивировано, учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности. Можно сформулировать несколько правил, которые должен учитывать учитель при планировании домашнего задания. Среди них: домашние задания должны быть разнообразны по форме и характеру предполагаемой деятельности школьников; домашние задания должны быть максимально дифференцированы; - необходимо обязательно контролировать выполнение домашнего задания (самыми разнообразными способами, с оценкой или без нее и т.д.). Иными словами, подготовка, организация, планирование домашнего задания - самостоятельный компонент структуры и этапа урока физики.

Слайд 7

Какими же могут быть эти разнообразные формы домашнего задания? Рассмотрим, например, как можно организовать работу учащихся с текстом параграфа учебника, который практически всегда задается учащимся на дом на уроке изучения нового материала. Вместо сухого указания «параграф номер...» учитель может предложить школьникам: - подготовить пересказ текста; - составить план ответа; - подготовить рассказ (о физической величине, понятии, законе) в соответствии с «обобщенным планом»; - подготовить рассказ о самом главном в параграфе за 2-3 минуты; - выучить наизусть (определение, формулу, вывод и т.д.); - ответить на вопросы после параграфа;

Слайд 8

- подготовить вопросы для своих товарищей по тексту; - разобрать самостоятельно фрагмент параграфа (или полностью); - разработать структурно-логическую схему учебного материала; Подготовка докладов и рефератов. Домашние лабораторные опыты наблюдения. Создание тематических презентаций и сайтов. - составить самостоятельно задачу на рассмотренную в тексте ситуацию или формулу и т.д.

Слайд 9

Одно из условий эффективности домашней самостоятельной работы – оперативный контроль её выполнения и оценка её результатов. Это позволяет установить, в какой мере подготовлены учащиеся к выполнению работы практически и теоретически, какие пробелы в знаниях и формировании умений не позволили им успешно справиться с заданием. И на этой основе внести соответствующие коррективы в учебный процесс. Проверка позволяет своевременно обнаружить ошибки в усвоении знаний и умений и вовремя принять меры по их преодолению. Виды контроля могут быть следующими: Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. Физический диктант. Краткий письменный отчет о работе. Самоконтроль. Взаимоконтроль о др.

Слайд 10

По результатам проверки должна быть дана оценка работы класса в целом и отдельных учащихся, необходимо отразить успехи и недостатки, обратить внимание на ошибки, допущенные в рассуждениях, выводах и доказательствах, в решении задач. В зависимости от задач урока и содержания учебного материала, от особенностей его изложения в учебнике и имеющегося в кабинете оборудования могут быть применены те или иные виды и формы самостоятельной работы учащихся.

Слайд 11

Какие бы виды самостоятельной работы ни выполняли школьники , руководящая роль должна оставаться за учителем. Он определяет задачи, содержание и объем каждой работы, продумывает её место на уроке, продумывает методы обучения различным видам самостоятельной работы . Самостоятельная работа оказывает огромное влияние на качество знаний и развитие познавательных способностей учеников.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания

Предупреждение перегрузки учащихся   МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21  г. Йошкар-Олы» Республики Марий ЭЛ   ...

Активизация познавательной деятельности учащихся при выполнении домашних заданий по истории России

- Развитие и активизация познавательной деятельности учащихся вне школы- На созданном сайте Google создается специальный раздел с темами и планом для самостоятельной работы учащихся- Даются ссылки на ...

Электронные образовательные ресурсы как стимул к повышению ответственности учащихся при выполнении домашних заданий по физике. Из опыта работы федеральной инновационной площадки ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга

В статье рассказывается об опыте применения интерактивной среды, обеспеченной инструментарием сайта LearningApps.org при формировании домашнего задания по физике в кадетских классах Морской школы...

Статья на тему "Формирование познавательного интереса учащихся при выполнении домашних заданий по географии"

Статья о возможных заданиях для повышения интереса к предмету. Из опыта педагогической практики....

Интерактивные элементы как способ привлечения учащихся к выполнению домашних заданий по музыке и изобразительному искусству

В XXI веке изменился подход к современной школе. Вопросы  активи-зации обучения  школьников относятся к числу наиболее  значимых проблем образования. В век информационных технологи...

Презентация "Организация самостоятельной работы на уроке истории",Методические указания по выполнению самостоятельных работ

Материал предназначен для использования при организации самостоятельной работы студентов во время урока и во внеурочной деятельности...