ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ.
методическая разработка по теме

Трофимова Лина Валентиновна

 

В методическом материале показано развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих  умственную отсталость   в зависимости от индивидуальных способностей каждого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

                   Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни  школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с  детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Исследования М.И. Лисиной доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития.
Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у  умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.
Данные выводы определяют цель  работы - развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих  умственную отсталость   в зависимости от индивидуальных способностей каждого.

       Каково же значение  коммуникативной компетенции для школьника?

Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

 Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

 В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности  и благополучия его будущей жизни.

Таким образом, возникает вопрос о необходимости коррекции коммуникативных умений учащихся с проблемами в развитии приемам общения. С целью выявления и коррекции коммуникативных навыков  школьников  провожу  наблюдения за детьми в повседневной жизни,которые показывают степень  речевой активности, коммуникативных умений. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, несомненно, с возрастом ситуация изменяется в лучшую сторону, но показатели у детей с проблемами в развитии остаются ниже нормы. Многие дети не отвечает абсолютно правильно на все вопросы, не допуская при этом  ошибок. Тем не менее, применение в системе коррекционных приемов для развития и коррекции мышления, коммуникативной деятельности должно иметь место в работе воспитателя. Непосредственная работа по развитию коммуникативных навыков осуществляется мною в процессе учебной деятельности (на самоподготовке), на внеклассных занятиях  и мероприятиях

               В работе с детьми  для развития данной компетенции:

-определяю её понятие и структуру, а так же определяю содержание в соответствии с данной  возрастной группой (8класс);

-применяю системный подход, обеспечивая взаимодействие различных субъектов;

-в целях достижения более полного результата выбираю  методы,  технологии и техники развития компетенции.

Имея  опыт работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью, отмечу, что возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции довольно широкие. Но я бы выделила главные для этого условия:

1.  Компетентность педагога. Рациональное распределение времени занятия, самоподготовки, правильно выбранные формы и методы, способствующие развитию обучающихся. Всё это повышает активность детей, приводит их к заинтересованной работе. Для того чтобы обучающиеся могли научиться коммуницировать в рамках внеклассного занятия, самоподготовки, их нужно учить это делать именно на занятии.  Ставя перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, старалась  представлять себе, какие формы и методы формирования и развития будут более эффективными при работе с данной группой обучающихся.

2.В ходе самоподготовок использую формы учебной коммуникации для формирования устной и письменной коммуникации.  Это монологические и диалогические формы.

             Монологические формы:

- рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы;

- выступать с готовой заранее речью или неподготовленной речью;

- делать сообщения;

- высказывать своё мнение, уметь опровергать чужое.

             Диалогические формы:

- все формы учебного диалога (беседа педагога и ученика, беседа в парах, беседа в группах);

- дискуссии, споры;

- ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего);

- выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация.

 Приступая к работе над данной компетенцией нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты.  В  результате применения данных форм работы с детьми, постепенно отрабатываются умения, необходимые для развития коммуникативных навыков.

На первом этапе обучащиеся  отрабатывают в себе следующие умения:

- готовность обучащихся участвовать в урочном общении;

- отвечать на вопросы, давая более полный ответ;

-задавать вопросы, следя за темой;

- делать сообщения.

           На втором этапе обучащиеся приобретают следующие умения:

- простота и чёткость речевого высказывания;

- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;

-умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

- вступать в контакт с другими.

           На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:

- умение вести беседу в паре, группе;

- умение вести  диалог,

- умение участвовать в дискуссии;

- участвовать в конференциях, играх.

Данная работа по развитию коммуникативных навыков в ходе самоподготовки основывается на применении различных форм, методов и приемов в работе, способствующих  повышению самостоятельной активности обучающихся в ходе занятия. Взаимодействие с классом основываю на вовлечение учащихся в процесс образования и воспитания в качестве его активного участника. Применяю методы, направленные на привлечение к активному  сотрудничеству:

                    -работа в группах, подгруппах; /способствует развитию умения работать с субъектом.

                    -работа в группах переменного состава; /отработка умения работать в коллективе переменного состава/

                    -взаимопроверка, самопроверка; /самоконтроль, ответственность/

                    -работа ученика-консультанта (из числа более сильных обучающихся)

                    -самооценка. /Способствует развитию самостоятельности, саморегуляции/

            Однако,  формирования базовых компетенций лишь посредством  самоподготовки недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен процесс самоподготовки, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает кругозор школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, тренинги, «заочные путешествия», и другие. Применение современных технологий в ходе внеклассных занятий: «Сказкотерапия», элементы телесно-ориентированной психотехники, метод отработки базовых эмоций, направленных на умение контролировать себя, свои эмоции в различных ситуациях, а  так же применение ролевых игр, проигрывание различных ситуативных моментов, решение предлагаемых мною проблемных ситуаций. На это направлен цикл занятий: «Вокруг тебя Мир», «Наши эмоции», «Умей управлять своими эмоциями» и другие. Все в комплексе способствует развитию речевых навыков общения, эмоциональной раскрепощенности, умению вести себя в различных ситуациях, что способствует формированию коммуникативных навыков у обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира

Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...

Обобщение опыта работы по теме "Роль игры в развитии коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются  в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос...

Система работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе я описала свою работу по развитию речи и коммуникативной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья....

«Социальная адаптация учеников с ограниченными возможностями здоровья в старших классах на уроках математики»

Проект реализуется через полную интеграцию общеобразовательных знаний по математике, предусмотренных программой коррекционной школы с использованием современных информационно-коммуникативных технологи...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматрива­ются с позиций обучения практическим умени­ям, формирования у детей жизненной ком...

Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...

Конспекты занятий к программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности «Волшебный мир общения»

Конспекты занятийк программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности«Волшебный мир общения»...


 

Комментарии

Трофимова Лина Валентиновна

В методическом материале показано развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих умственную отсталость в зависимости от индивидуальных способностей каждого.