ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»
статья по теме

Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи

Наиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_rabota_s_uchashchimisya.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

http://rudocs.exdat.com/docs/index-433235.html

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»

Характеристики группы

Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах. Наиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе.

Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:

  1. общее недоразвитие речи (ОНР);
  2. фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
  3. дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);
  4. различную неврологическую симптоматику (минимальную мозговую дисфункцию — (ММД),
    энцефалопатию);
  5. пренатальную и постнатальную патологию.


У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается:

  1. снижение слухоречевой памяти;
  2. нарушение буквенного гнозиса;
  3. нарушение динамического праксиса руки$
  4.  затруднено восприятие ритмической структуры слова;
  5. нечеткая дикция, плохая артикуляция;
  6. нарушение лексико-грамматического строя речи.


        Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи.  Без такой помощи они не только испытывают затруднение в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
^ Основные направления работы
Коррекционная работа по преодолению дизорфографии проводится в четыре этапа:
первый — диагностический, второй — подготовительный, третий — коррекционный и четвертый — оценочный.

Первый (диагностический) этап
На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояния языкового анализа и синтеза, представлений: фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта. При проведении диагностики следует (при возможности) подключать школьного психолога.
^ Общая характеристика коррекционной работы

1.Проведение фронтальных диктантов с помощью учителем русского языка; проверка, анализ ошибок.
2.Повторная письменная работа с группой детей, допустивших специфические ошибки в диктантах, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; рассказ-сочинение по опорным словам, серии сюжетных картинок.
3.Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием групповой тестовой методики (письменно).
4.Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.
5.Анализ результатов обследования. Комплектование групп.

Второй (подготовительный) этап
На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие
мелкой ручной моторики).
При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.

Общая характеристика коррекционной работы
1.Развитие общей и мелкой ручной моторики.
2.Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
3.Развитие внимания: важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).
4.Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объекта запоминания.
5.Развитие мышления.

Третий (коррекционный) этап
В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дизорфографических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений.

^ Общая характеристика коррекционной работы
1.Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных.
2.Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударная гласная.
3.Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звон кие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Правила переноса.
4.Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительные «ъ» и «ь»
5. (Омонимы, Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты,
6 Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание,
основа.
7. Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после шипящих.
8.Глагол. Начальная форма глагола.
9.Дифференциация прилагательных и причастий.
10. Дифференциация приставок и предлогов.
11. Работа над просодическим компонентом речи. Интонация Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика. Логоритмика.
12.Причастие и деепричастие. Деепричастный оборот.
13.Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.
Четвертый (оценочный) этап
На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
^ Общая характеристика коррекционной работы
Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.
При наличии у учеников нарушений звукопроизношения проводится индивидуально-подгрупповая работа по общепринятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале. В случае выявления у дизорфографиков ошибок дисграфического характера коррекционная работа ведется параллельно: формируются группы сочетанного диагноза «дисграфия — дизорфография», на группу составляется перспективный и поурочный
планы работы в зависимости от формы и степени выраженности дефекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз "Заикание"

характеристика группы, ведущие признаки заикания, типы течения заикания, основные задачи, поурочный годовой план работы....

Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся с диагнозом "дизорфография", перспективный план коррекционно-логопедической работы.

Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся с диагнозом "дизорфография", перспективный план коррекционно-логопедической работы....

Компьютер - как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи.

Цель использования компьютерных ресурсов в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса....

Работа с обучающими, имеющими диагноз "Задержка психического развития"

—Темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитан...

Методические рекомендации в работе с обучающими имеющими диагноз «Задержка психического развития»

Методические рекомендации в работе с обучающими имеющими диагноз «Задержка психического развития»...