Главные вкладки

    логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз "Заикание"
    календарно-тематическое планирование по теме

    Некрасова Кира Александровна

    характеристика группы, ведущие признаки заикания, типы течения заикания, основные задачи, поурочный годовой план работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zaikanie.docx25.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «Заикание»

    Характеристика группы

    Можно выделить 3 группы заикающихся:

    1 группа. Дети с обычным темпом движений (свободные, плавные, координированные движения), с активным вниманием. К речи некритичны. Не испытывают страха речи, контролируют её. В незнакомой обстановке угловаты, напряжены. Дают хорошие результаты при коррекции, рецидивы редки.

    2 группа. Дети с быстрыми, беспорядочными движениями, двигательным беспокойством, плохой моторикой. Они суетливы, болтливы, их речь торопливая, смазанная, недоговариваются слова, фразы. Выражен страх речи. Плохо вступают в контакт, демонстрируют яркие эмоциональные реакции. Отмечаются сопутствующие движения. После лечения и логопедического воздействия успокаиваются, темп речи выравнивается, запинки постепенно проходят (могут проявляться при сильном волнении).

    3 группа. Дети с замедленным темпом движений, вялые, нерешительные, малоактивные. Речь медленная, монотонная, голос тихий, дыхание короткое, артикуляция вялая, есть страх речи. После коррекции и лечения становятся активнее, движения и речь нормализуются. Остаются редкие и лёгкие запинки. Возможны рецидивы.

    Ведущие признаки заикания

    1. Судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном), лицевые судороги;
    2. Расстройство общей моторики. У детей с заиканием обычно нарушены общая и мелкая моторика. Их движения некоординированы, нет синхронности в движениях правой и левой рук, ног, нарушена осанка. Эти дети не могут поймать мяч; медленно, роняя, выкладывают карточки; испытывают трудности в работе с мелкими предметами; у них из рук часто выпадают ручки, карандаши. Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются по-разному: от раздувания крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем телом (кивание головой, раскачивание, притопывание, сжатие кулаков и т.д.).
    3. Нарушение вегетативной нервной системы (усиление потовыделения, покраснение кожного покрова).
    4. Нарушение эмоционально-волевой сферы.  Заикание существенно отражается на формировании личности, наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации ребёнка. Нарушение общения у заикающихся меняет условия формирования личности, развития сознания и самосознания. У детей с невротической формой заикания общественные отношения  (с родителями, сверстниками) нарушаются постепенно, по мере закрепления речевой патологии и осложнения её вторичными явлениями. При неврозоподобной форме заикания развитие общественных отношений сильно отстаёт от нормы. Заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность, боязливость и т.д. С возрастом появляется неуверенность в себе, образуется низкая самооценка, возникает боязнь речевого общения.

    Типы течения заикания

    1. Стационарный тип – характеризуется достаточной стабильностью протекания дефекта, то есть выраженностью речевого дефекта, наличием логофобии, сопутствующих психопатологических и моторных нарушений.
    2. Рецидивирующий тип – чередование лавной речи с периодами заикания.
    3. Волнообразный тип – периоды различной длительности то в сторону улучшения, то ухудшения.
    4. Прогредиентный тип – тенденция к ухудшению речи (к усиленному заиканию).

    Основные задачи

    1. Задача организационного момента – настроить детей на деловой, бодрый лад.

    2. Задачи общей моторной зарядки:

    - снятие излишнего мышечного напряжения;

    - воспитание навыка произвольной регуляции мышечного тонуса;

    - преодоление двигательных уловок;

    - коррекция общей и мелкой моторики.

    3. Задачи речевой зарядки:

    - воспитание правильного речевого дыхания;

    - воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

    - воспитание лёгкого включения артикуляционных движений;

    - коррекция трудных для произношения звуков;

    - устранение сорных звуков.

    4. Задача координации речи с движением:

    - воспитание темпа, ритма и плавности речи.

    5. Задача собственно речевой работы:

    - постепенное овладение всё усложняющимися формами речи без заикания.

                   

    Поурочный годовой план работы с группой учащихся 1-4 классов, имеющих диагноз «Заикание»

    недели

    занятия

    Темы и содержание коррекционной работы.

    Сентябрь

    I
    II

    Фронтальное обследование

    1 этап (диагностический)

    III

    1

    2

    Сбор анамнеза.  Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной речи). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояния связной речи.  Исследование процесса чтения, процесса письма.

    Логопедическое заключение.

    2 этап (подготовительный)

    VI

    3

    4

    Режим молчания. Постановка и коррекция диафрагмального(физиологического) речевого дыхания. Строение и функции речевого аппарата. Развитие и совершенствование устойчивости внимания, в том числе внимания к речи. Расслабление конечностей по контрасту с напряжением.

    Октябрь

    I

    II

    III

    IV

    V

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    Режим молчания. Постановка и коррекция диафрагмального(физиологического) речевого дыхания. Строение и функции речевого аппарата. Развитие и совершенствование устойчивости внимания, в том числе внимания к речи. Расслабление конечностей по контрасту с напряжением.

    Режим молчания. Постановка и коррекция диафрагмального(физиологического) речевого дыхания. Пространственно-временные представления. Развитие и совершенствование наблюдательности по отношению к языковым явлениям; способности к запоминанию речевого материала; способности к переключению внимания; познавательной активности. Устранение логофобии. Коррекция общего речевого поведения. Формирование умения произвольно регулировать мышечный тонус. Устранение речевых и двигательных уловок.

    Ноябрь

    3 этап (коррекционный)

    I

    II

    III

    IV

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    Расслабление мышц шеи, речевого аппарата, диафрагмы. Внушение состояния покоя. Ягоды и грибы. Лес осенью.

    Сопряжённая речь. Отражённая речь. Ритмические ряды. Работа над темпом и ритмом речи. Координация движения с речью. Домашние животные.

    Сопряжённая речь. Отражённая речь. Ритмические ряды. Работа над темпом и ритмом речи. Координация движения с речью. Дикие животные.

    Сопряжённая речь. Отражённая речь. Ритмические ряды. Работа над темпом и ритмом речи. Координация движения с речью. Одежда. Обувь. Головные уборы.

    Декабрь

    I

    23

    24

    Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне слова. Зима. Зимующие птицы. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (принятие задачи)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием).

    Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне слова. Зима. Зимующие птицы. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (принятие задачи)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием).

    II

    25

    26

    Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне слова. Мебель. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (принятие задачи)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием).

    Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне слова. Мебель. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (принятие задачи)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием).

    III

    27

    28

    Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне словосочетания. Посуда. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (активное осмысление материала)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы по ходу деятельности).

    Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне словосочетания. Посуда. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (активное осмысление материала)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы по ходу деятельности).

    IV

    29

    30

    Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне словосочетания. Новогодний праздник. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (активное осмысление материала)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы по ходу деятельности).

    Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне словосочетания. Новогодний праздник. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (активное осмысление материала)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы по ходу деятельности).

    Январь

    III

    31

    32

    Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне словосочетания. Транспорт. Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (активное осмысление материала)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы на вопросы по ходу деятельности).

    Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне предложения. Транспорт.  Формирование полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, высказывания (выделение главного, существенного в материале)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы по итогам  деятельности(начатки формирования связанного высказывания)).

    IV

    33

    34

    Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне рассказа. Профессии. Формирование полноценных учебных умений (контроль за ходом деятельности, речью (от умений действовать по образцу до умения пользоваться приёмами самоконтроля)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы по итогам  деятельности(начатки формирования связанного высказывания)).

    Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне рассказа. Профессии. Формирование полноценных учебных умений (контроль за ходом деятельности, речью (от умений действовать по образцу до умения пользоваться приёмами самоконтроля)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы по итогам  деятельности(начатки формирования связанного высказывания)).

    V

    35

       

    36

    Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне рассказа. Профессии. Формирование полноценных учебных умений (контроль за ходом деятельности, речью (от умений действовать по образцу до умения пользоваться приёмами самоконтроля)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы по итогам  деятельности(начатки формирования связанного высказывания)).

    Ситуативная речь. Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу на уровне рассказа. Профессии. Формирование полноценных учебных умений (контроль за ходом деятельности, речью (от умений действовать по образцу до умения пользоваться приёмами самоконтроля)). Формирование умений и навыков речевого общения (ответы по итогам  деятельности(начатки формирования связанного высказывания)).

    Февраль

     

    I

    37

    38

    Устранение сопутствующих речевых дефектов. Орудия труда. Инструменты. Формирование полноценных учебных умений (умение работать в определённом темпе). Формирование умений и навыков речевого общения (применение инструкций, схем при подготовке высказывания).

    Устранение сопутствующих речевых дефектов. Орудия труда. Инструменты. Формирование полноценных учебных умений (умение работать в определённом темпе). Формирование умений и навыков речевого общения (применение инструкций, схем при подготовке высказывания).

    II

    39

    40

    Устранение сопутствующих речевых дефектов. Животные жарких стран. Формирование полноценных учебных умений (умение работать в определённом темпе). Формирование умений и навыков речевого общения (применение инструкций, схем при подготовке высказывания).

    Устранение сопутствующих речевых дефектов. Животные жарких стран. Формирование полноценных учебных умений (умение работать в определённом темпе). Формирование умений и навыков речевого общения (применение инструкций, схем при подготовке высказывания).

    III

    41

    42

    Устранение сопутствующих речевых дефектов. Комнатные растения. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (употребление усвоенных терминов в высказывании).

    Устранение сопутствующих речевых дефектов. Комнатные растения. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (употребление усвоенных терминов в высказывании).

    IV

    43

    44

    Устранение сопутствующих речевых дефектов. Аквариумные и речные рыбы. Животный мир океана. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (употребление усвоенных терминов в высказывании).

    Устранение сопутствующих речевых дефектов. Аквариумные и речные рыбы. Животный мир океана. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (обращение за разъяснением к логопеду, товарищам).

    Март

    I

    45

    46

    Устранение сопутствующих речевых дефектов. Ранняя весна. Мамин праздник. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (обращение за разъяснением к логопеду, товарищам).

    Устранение сопутствующих речевых дефектов. Ранняя весна. Мамин праздник. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (обращение за разъяснением к логопеду, товарищам).

    II

    47

    48

    Устранение сопутствующих речевых дефектов. Наша Родина – Россия. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (пояснение заданий, инструкций).

    Устранение сопутствующих речевых дефектов. Наша Родина – Россия. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (пояснение заданий, инструкций).

    III

    49

    50

    Устранение сопутствующих речевых дефектов. Москва – столица России. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (пояснение заданий, инструкций).

    Устранение сопутствующих речевых дефектов. Москва – столица России. Формирование полноценных учебных умений (применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях). Формирование умений и навыков речевого общения (пояснение заданий, инструкций).

    IV

    Каникулы

    Апрель

    I

    51

    52

    Контекстная речь. Формирование навыка речи без запинок (на уровне слова). Весна. Весенние цветы. Формирование полноценных учебных умений (анализ продуктивности собственной деятельности). Формирование умений и навыков речевого общения (рассказ о последовательности выполнения работы (завершающая речь)).

    II

    53

    54

    Контекстная речь. Формирование навыка речи без запинок (на уровне словосочетания). Космос. Формирование полноценных учебных умений (анализ продуктивности собственной деятельности). Формирование умений и навыков речевого общения (рассказ о предстоящей работе (предваряющая речь)).

    III

    55

    56

    Контекстная речь. Формирование навыка речи без запинок (на уровне предложения). Наш город. Формирование полноценных учебных умений (анализ продуктивности собственной деятельности). Формирование умений и навыков речевого общения (устные связанные высказывания)

    IV

    57

    58

    Контекстная речь. Формирование навыка речи без запинок (на уровне словосочетания). Перелётные птицы весной. Формирование полноценных учебных умений (анализ продуктивности собственной деятельности). Соблюдение речевого этикета при обращении (обращение, просьба, диалог).

     

    Май

    I

    59

    Контекстная речь. Формирование навыка речи без запинок (на уровне словосочетания). Насекомые. Формирование полноценных учебных умений (анализ продуктивности собственной деятельности). Устные связные высказывания. Совершенствование просодической стороны речи.

    II

    60

    61

    Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики работы с учащимися. Подведение итогов работы за год.

    III

    IV

    Фронтальное обследование


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

    В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...

    Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

    Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»

    Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речиНаиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы....

    Логопедическая работа с детьми, имеющими дизартрию.

    Презентация. Логопедическая работа с детьми, имеющими дизартрию....

    Компьютер - как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи.

    Цель использования компьютерных ресурсов в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса....