Конспект занятия по обучению чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями послоговым и глобальным методом.
план-конспект урока по теме

Самойлова Ольга Николаевна

Конспект логопедического занятия по обучению чтению старших дошкольников имеет интересный для детей познавательный сюжет «Полярная экспедиция».  В ходе занятия дети знакомятся с буквой Е, е  и закрепляют навыки чтения слогов и слов с буквами А, а, Я, я, У, у, Ю, ю, О, о, И, и. Поэтапно расписаны приёмы обучения чтению послоговым и глобальным методом, которые отличаются от общепринятого аналитико-синтетического метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_polyarnaya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями послоговым и глобальным методом.

Тема: Полярная экспедиция.

Задачи:

1.Формировать зрительный образ букв Е, е.

2.Закреплять умение узнавать и читать буквы А, а, Я, я, У, у, Ю, ю, О, о, И, и.

3.Упражнять в чтении слогов первой слоговой таблицы №1(согласный+гласный А).

4.Упражнять в чтении слов, состоящих из изученных букв и слогов.

5.Поддерживать интерес детей к процессу чтения.

Материал: 5 карточек с напечатанными словами из пособия «Умница с пелёнок»; изображение следов пингвинов в виде букв А, а, Я, я, У, у, Ю, ю, О, о, И, и; изображение слогов из слоговой таблицы №1 (согласный+гласный А); изображение домов из ледяных глыб с напечатанными словами (каша, фара, дача, жара, вата, юла, саза, сажа); листы с копировальной бумагой для выполнения слухового диктанта; изображение ледяных гор с написанными на них изученными гласными, листы в виде силуэта посуды, на которых написаны слова: еда, ела, Ева; демонстрационные листы с предложениями: На столе еда. Ева ела суп.

Ход занятия.

Этапы

Инструкция

Содержание заданий, примечания

1.

Оргмомент.

Сегодня мы с вами отправляемся в полярную экспедицию. Добраться до Северного полюса нам поможет упражнение «Почитай-ка».

По сигналу (звон колокольчика) логопед начинает демонстрировать по очереди карточки со словами

2.

Повторение пройденного материала

Посмотрите, сколько следов на снегу. Это прошли пингвины. А что напоминают эти следы? (Буквы). Выберите «след», рассмотрите и назовите букву. Сложите парами следы больших пингвинов и их детёнышей (большие и маленькие буквы).

На полу разложены буквы А, а, Я, я, У, у, Ю, ю, О, о, И, и.

Дети выбирают по одной большой букве называют её и находят пару – маленькую букву.

3.

Ледокол расколол лёд и какие разные льдины проплывают мимо нас.

Логопед демонстрирует по очереди слоги из слоговой таблицы №1 (ма, па, ба, да, ша, жа, ка, ла, га, фа, ра, ча, ва, за, са, та).

4.

Сколько здесь ледяных домиков?! В этих жилищах живут белые медведи. У каждого домика есть название. Прочтите его.

На стене изображение домов из ледяных глыб с напечатанными словами.

Дети читают «название» каждого домика(каша, фара, дача, жара, вата, юла, саза, сажа). Затем находят карточки со слогами из которых состоят слова.

5. Знакомство с темой занятия.

Нам нужно расшифровать телеграмму, которая пришла на полярную станцию. Рассмотрите картинки и обведите под ней ту букву, которая пишется в начале слова.

Задание выполняется за столами. Детям раздаются листы бумаги с изображением яблока, юрта, астра, улей, облако, ель и варианты первых букв к словам. Дети должны обвести те буквы которые пишутся в начале заданных слов.

6.

У нас осталась не расшифрована одна картинка – ель. С буквой Е, которая пишется в начале этого слова, мы ещё не знакомы. Чтобы узнать, как она пишется нужно выполнить следующее задание. Соедините точки по моим инструкциям.

На листах поставлены точки, обозначенные изученными буквами. Снизу находится лист с копировальной бумагой. Логопед диктует последовательность соединения точек.

7.

Уберите листочек, который лежит сверху и копировальную бумагу. У нас получилась новая буква. Это большая буква Е. Давайте хорошо рассмотрим её.

Дети называют, из скольких палочек состоит буква. Проводят пальцем по контуру.

8.

Мы познакомились с большой буквой Е.  У неё, почти как у всех букв, есть пара, маленькая буква е. Не отрывая руки и не поворачивая, проведите карандашом линию по стрелкам.

Теперь мы можем закончить расшифровку телеграммы.

Большая буква Е находится с левой стороны листа, а маленькая – с правой.




Дети обводят соответствующую букву под картинкой ель.

9.

Закрепление материала

Вокруг  множество ледяных гор. Чтобы наша экспедиция не заблудилась,  будем двигаться туда, где написана буква Е.

На стене изображение ледяных гор с написанными на них изученными гласными. Дети выбирают только те, на которых написана буква Е,е.  

10.

Пришла пора обедать. Прочтите, то,  что написано на посуде.

Дети читают на листах в виде силуэта слова: еда, ела, Ева.

11.

А теперь вместе прочтём предложения с этими словами.

На демонстрационных листах написаны предложения: На столе еда. Ева ела суп.

Дети читают в предложениях только выделенные слова, остальное читает логопед.

12.

Итог занятия

Наша экспедиция завершается. С какой буквой мы сегодня путешествовали? Выберите себе изображение буквы Е на память об экспедиции.

А теперь мы отправляемся домой.






Упражнение «Почитай-ка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей логогрупп "Основы обучения чтению детей с ОНР аналитико-синтетическим методом"

Данная консультация создана в целях организации более продуктивного взаимодействия между воспитателем и логопедом,   в процессе  обучения чтению детей с ОНР. Рассмотрены общие вопросы о...

конспект занятия по обучению грамоте детей в старшей группе. Тема "Звук "В"

конспект занятия для учителей - логопедов  работающих в детских садах  Тема: Звук "В"...

Презентация к занятию по обучению чтению послоговым методом.

В данной работе представлен материал для закрепления навыка чтения слов из прямых слогов. В основе лежит послоговой метод обучения чтению. Предварительно дети знакомятся со слоговыми таблицами (Резнич...

Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на  активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...

Практические рекомендации родителям и учителям детей с ОВЗ, имеющих когнитивные, речевые нарушения, нарушения поведения (гиперактивность). 

Практические рекомендации родителям и учителям детей с ОВЗ, имеющих когнитивные, речевые нарушения,  нарушения поведения (гиперактивность)....

Конспект занятия по обучению чтению по методике Н.А. Зайцева для детей 4-5 лет

Конспект занятия  по обучению чтению по методике Н.А. Зайцева для детей 4-5 летТема: Домашние питомцы и животные.Цели: обучение чтению, обучение счётуОбучающая:-учить детей самостоятельно находит...