Консультация для воспитателей логогрупп "Основы обучения чтению детей с ОНР аналитико-синтетическим методом"
консультация на тему

Утинова Ольга Сергеевна

Данная консультация создана в целях организации более продуктивного взаимодействия между воспитателем и логопедом,   в процессе  обучения чтению детей с ОНР. Рассмотрены общие вопросы обучения детей с ОНР чтению аналитико-синтетическим методом. Привдены примеры развивающих игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Основы обучения грамоте детей с ОНР аналитико-синтетическим методом»

Данная консультация создана в целях организации более продуктивного взаимодействия между воспитателем и логопедом,   в процессе  обучения грамоте детей с ОНР.

Обучения детей грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.  

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.

  1. Подготовительный этап. (Добукварный)

Знакомство и работа с неречевыми звуками.

 Знакомство с гласными звуками. 

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Знакомство с согласными звуками. 

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим  глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

  1. Знакомство с буквами. (Букварный период)

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.

  • Написать букву в воздухе, на столе;
  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;
  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Получить в подарок букву;
  • Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
  • Вылепить из пластилина, теста;
  • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя следующие последовательные этапы: 1) всесторонняя работа со звуком; 2) знакомство с образом буквы (знаком) и закрепления его; 3) формирование техники чтения. Нормальное формирование навыков письма также проходит три взаимосвязанных этапа: 1) аналитический (выделение элементов); 2) синтетический (соединение отдельных элементов в целое); 3) этап автоматизации (фактическое образование собственно навыка). При этом ни один этап нельзя пропустить.

Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи опирается на следующие положения:

1 – единицей изучения является звук речи, соотносимый с буквой;

2 – единицей обучения чтению и письму является слог-слияние;

3 – обучение письму и чтению ведется на основе постоянного использования аналитических и синтетических упражнений;

4 – обучение чтению и письму ведется параллельно;

5 – в процессе обучения грамоте широко используется наглядность для закрепления звуко-буквенных связей;

6 – изменен порядок изучения звуков и букв. Если в общеобразовательном дошкольном учреждении порядок изучения определяется частотностью их употребления в речи, то в коррекционном детском саду он опирается на следующие положения:

- учитывается специфика звукопроизношения детей – звуки изучаются в порядке от наиболее легких и сохранных в артикуляции к более трудным.

- учитывается слабость фонематических процессов у детей – изучение смешиваемых звуков разделено во времени.

- учитывается степень легкости или трудности соотнесения звука с буквой.
А у о и т п н м к

Б д г ф в х ы с з ш ж э

Й е ё ю я ц ч щ л р


Перед началом обучения грамоте мы должны развивать у ребенка
неречевые предпосылки: развитие пространственной ориентировки, развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики.

Также изменен порядок изучения слоговых структур:


Дети с нормальным речевым развитием


Дети с тяжелыми нарушениями речи


Г (А)


Г (А)


СГ (ПА)


СГ (ПА)


ГС (АП)


СГС (ПАР)


СГС (ПАР)


ГС (АП)


ССГ (ПРА)


ССГ (ПРА)


ССГС (ПРАЛ)


ССГС (ПРАЛ)


СГСС (ПАРЛ)


СГСС (ПАРЛ)


Также параллельно со звуковым аналитико-синтетическим методом используются элементы слоговых методов обучения грамоте для автоматизации навыков чтения слоговых структур. Для этого используются слоговые таблицы:


Са


Со


Су

Та

То

Ту

Ма

Мо

Му




 Последовательность работы  с буквой.

Произносится алфавитное название буквы.

Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами. Вызывание ассоциаций у детей.

Анализ образа буквы – из каких элементов состоит, сколько их, какие. Как расположены?

Закрепление образа буквы в кинестетических ощущениях – выкладывание буквы из палочек, веревочек, рисование в воздухе.

Список используемой литературы.

  1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.
  3.         Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М., 2001.
  4.         Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006.
  5.         Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., 1999.
  6.         Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. М., 2003.
  7. - О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», творческий центр, Москва 2004
  8. - Л.А. Кулешова «Занятия по обучению грамоте в ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж 2005
  9. - Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6- лет», Москва «Просвещение» 2006

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв 

(по И.Л.Калининой):

        - лепка букв из пластилина;

        - выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики и т.д.;

        - вырезание из цветной бумаги;

        - вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);

        - отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

        - узнавание букв на ощупь (игра «Умные ручки»);

        - выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;

        - рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

 

 

Игра «Необычный конструктор»

Цели:

- вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных  букв;

- начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.

         На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала – большой и малый, палочка – большая, средней величины и маленькая, две точки, знак над Й. Активных элементов всего 6.

 

Упражнение «Кто внимательнее?»

(самостоятельная работа)

    «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:

- из одного элемента (О, С);

- из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);

- из трех элементов и т.д.

        «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:

- прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);

- вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);

- влево (З, Л, У, Ч и т.д.);

- «открыты» (А, Б, Г и т.д.);

- «закрыты» (В, О).

 

Упражнение «Нарисуй дорожку»

        Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине: «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

 

Упражнение «Угадай, какая буква?»

         Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая это буква? (Я)

 

Игра «Разноцветное путешествие»

        У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх, вправо, вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Консультация для воспитателей логопедических групп(ОНР, ФФНР) по обучению грамоте  детей с речевой патологией....

Конспект занятия по обучению чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями послоговым и глобальным методом.

Конспект логопедического занятия по обучению чтению старших дошкольников имеет интересный для детей познавательный сюжет «Полярная экспедиция».  В ходе занятия дети знакомятся с буквой Е, е ...

Круглый стол для учителей-дефектологов Консультация: «Развитие фонематического восприятия – успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе»

Данная консультация рассказывает какие игры можно использовать для развития у детей фонематического восприятия. Данные игры даются по мере усложнения, по возрастным котегориям....

Консультация для воспитателей: «Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений»

В консультации описано с помощью каких дидактических игр и упражнений воспрители могут развивать процессы памяти у дошкольников с нарушением зрения....

Консультация "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Роль воспитателя на музыкальном занятии,его функции, сотрудничество с музыкальным руководителем.Ряд правил, которые не стоит нарушат...

Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....