Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников
рабочая программа на тему

Программа разработана в помощь учителям-логопедам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи

На 20  / 20  учебный год

Учитель-логопед Мартыненко Е.Н.

Группа учащихся «Общее недоразвитие речи II-III ур.», 1-й кл.

1 год логопедической коррекционной работы


Пояснительная записка.

Рабочая   программа коррекционного обучения младших школьников с общим недоразвитием речи II-III ур. разработана  с учетом  диагностических данных учащихся группы и на основе государственной программы по русскому языку для учащихся начальных классов (программа «Русский язык» УМК «Школа России» для 1-4 кл., авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева  М.Н., Стефаненко Н.А. - М.: Просвещение, 2011г.), а также методических рекомендаций  Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. («Обучаем читать и писать без ошибок», М.: Аркти, 2007г.)

I этап коррекционной работы « Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи.»

Характеристика группы

В состав группы входят учащиеся 1 класса, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие несформированности как звуковой - произношение, фонематические процессы, - так и лексико-грамматической  стороны речи, а также психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Типичным для произношения учащихся этой группы являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л, твердых-мягких).

Школьники рассматриваемой группы имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Эти дети испытывают значительные затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходства и различия. Это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.

Наряду с нарушениями произношения звуков, у данной группы учащихся имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка.

Речь детей носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. Для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями.

Пассивный и особенно активный словарь детей значительно отстает от языковой нормы.

Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики и качественно неполноценен; значения слов неправомерно расширяются или сужаются; имеются ошибки в употреблении слов - смешение по смыслу и по акустическому сходству. Грамматический строй речи недостаточно сформирован: в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, предлоги, речь изобилует аграмматизмами.

Звукослоговая структура большинства слов со стечением согласных, даже двусложных, часто искажена. Искажения звукослоговой структуры слова проявляются при воспроизведении как малознакомых, так и часто употребительных слов («весипед» вместо «велосипед»).

Характерными для данной группы детей являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается  большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки:

- неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа в Им. и Р.п. («стулы» - «стулов», «окны» - «окын», «ухи» - «ух»),

- замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (зеркало - «зеркалы»),

- ошибочные ударения в слове,

- ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет вода», «сядь столу»),

- неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («небо синяя»).

Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Слабое развитие словесно-логического мышления

5. Недостаточная способность к запоминанию.

б. Недостаточный уровень развития самоконтроля.

Следствия:

 Несформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

 Трудности формирования учебных умений:

• планирования предстоящей работы;

• определения путей и средств достижения учебной цели;

• контролирования деятельности;

• умения работать в определенном темпе.


Цель коррекционной работы: формирование предпосылок к полноценному освоению чтения и письма.

Основные направления коррекционной работы:

- развитие речевых функций;

- развитие зрительных и зрительно-пространственных функций;

- развитие моторных функций;

- развитие регуляторных функций.

В рамках развития речевых функций можно выделить следующие направления коррекционной работы:

1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

2. Развитие языкового анализа и синтеза.

3. Развитие словаря.

4. Развитие грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи.

При реализации направления развития речевых функций решаются следующие задачи:        

  1. Совершенствование звукопроизношения и звукового анализа и синтеза.
  2. Развитие слогового анализа и синтеза.
  3. Работа над ударением: определение ударного слога и ударного гласного, дифференциация ударных и безударных гласных в слове.
  4. Развитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных, аффрикат и их компонентов, определение позиционных чередований).
  5. Формирование умений связного учебного высказывания.
  6. Уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей;
  7. Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов,в том числе слов-терминов.
  8. Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями,  моделями синтаксических конструкций простого распространенного предложения.

При реализации направления развития зрительных и зрительно-пространственных функций решаются задачи:

  1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
  1. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
  2. Формирование пространственных представлений.
  3. Развитие зрительного анализа и синтеза.
  4. Формирование и развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Основной задачей направления развития моторных навыков является

  1. Подготовка руки к письму, развитие графо-моторного навыка.
  2. Развитие способности «удерживать» строку.

Развитие регуляторных функций.

Методологической основой коррекционной работы, направленной на преодоление регуляторных нарушений у детей являются положения Л.С. Выготского об интериоризации психических функций и теория о поэтапном формировании умственных действий П.Я. Гальперина.

Основными задачами данного направления будут:

  1. Развитие сукцессивных функций (функции развертывания, расположения по порядку).
  2. Формирование психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности (объема, переключаемости, концентрации и пр. внимания; слуховой, зрительной, тактильной памяти, навыков самоконтроля).
  3. Развитие  словесно-логического мышления.
  4. Формирование мотивации к обучению.

Содержание работы

- Формирование у детей полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

- Коррекция дефектов произношения, развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания, коррекция слоговой структуры слова.

- Расширение и уточнение словаря по основным лексическим темам. Практическое усвоение грамматических категорий.

- Усвоение модели простого предложения, распространение предложения по графическим схемам и вопросам педагога.

- Формирование коммуникативных умений и навыков, развитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания, обучение самоконтролю.

- Закрепление пространственных и временных представлений.

- Развитие общей и мелкой моторики, мыслительных операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

Форма работы – групповые занятия, индивидуальные занятия

  1. Продолжительность занятий – 40 мин. (групповые) и 20 мин. (индивидуальные)
  2. Занятия проводятся: групповые  – 3 раза в неделю; индивидуальные – 1 раз в неделю.


Ожидаемый результат.

К концу 1 этапа дети должны уметь:

  1. Правильно произносить и дифференцировать звуки речи.

Самостоятельно или с опорой на вспомогательные наглядные средства или с помощью педагога:

  1. Вычленять звуки из слова, давать акустико-артикуляционный анализ гласных и согласных звуков.
  2. Различать гласные и согласные звуки и их буквы, обозначать на письме мягкость согласных звуков, обозначать на письме звонкие и глухие согласные соответствующими буквами.
  3. Владеть слоговым анализом, выделять ударный слог, самостоятельно производить звукобуквенный анализ доступных слов.
  4. Понимать, подбирать слова, обозначающие названия предметов, их признаки, действия. Согласовывать существительные с прилагательными.
  5. Понимать назначение речи, различать слово, предложение, текст. Понимать и уметь использовать в речи  слова-термины: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, гласные, согласные, твердые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные.
  6. Использовать в речи конструкции простого предложения с небольшим распространением.
  7. Составлять модель простого предложения, уметь распространять предложение по модели и вопросам.
  8. Определять пространственные направления и обозначать их вербально. Уметь анализировать, обобщать предметы и явления. Классифицировать предметы по заданному признаку.
  9. Воспринимать инструкцию педагога и действовать последовательно по ее выполнению. Участвовать в учебном диалоге, отвечать на вопросы полным ответом.

Проверка умений и навыков:

  1. выполнение тестовых заданий,
  2. слуховых диктантов,
  3. самостоятельных работ.

Содержание курса «Русский язык» по программе «Школа России», 1–й кл.

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.


Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Речевые понятия и термины.

Коррекционно-воспитательная работа

Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом.

1.

Части тела.

Представление о схеме собственного тела.

1-2

Правый-левый, вправо-влево, направо-налево, выше, ниже. Лексика по теме «Части тела». Антонимы (не называя терминов).

Формирование пространственно-временных представлений. Развитие мотивации к занятиям. Формирование общеучебных умений

2.

Школа.

Направления в пространстве.

1-2

Справа-слева, впереди-сзади, перед, после и др. Лексика по теме «Школа. Дом». Антонимы.

и навыков: умения слышать и понимать инструкцию педагога и действовать последовательно по ее

3.

Пространственные взаимоотношения предметов. Предметы и фигуры.

2-3

Слева от, справа от и др. Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.  Лексика по темам: Цвет. Форма. Размер. Части предмета. Мебель. Посуда. Антонимы.

выполнению; участвовать в учебном диалоге, отвечать на вопросы полным ответом.

Формирование умения работать в группе.

4.

Последовательность предметного ряда.

2-3

Первый, последний, перед, после, слева-справа, первый (второй, третий) слева, первый (и т.д.) справа, слева-направо, справо-налево, слева от, справа от.

Лексика по темам: Осень. Деревья.

Развитие мелкой моторики.

Развитие произвольной концентрации и переключения внимания.

Формирование зрительного гнозиса, анализа и синтеза.

5.

Последовательность числового ряда.

1-2

Первый, второй, третий и т.д., последний, перед, после, слева-справа, первый (второй, третий) слева, первый (и т.д.) справа, слева-направо, справо-налево, слева от, справа от... Лексика по темам:

Животные. Игрушки.

Развитие самоконтроля и самоорганизации.

6.

Графическое обозначение направлений.

1-2

Сверху вниз, снизу вверх, вертикальный, горизонтальный, наклонный, наклон вправо, наклон влево. Лексика по теме: Осень.

7.

Буквы. Цифры. Слог. Слово.

3-4

Печатные буквы, прописные буквы. Заглавные и строчные. Слог. Слово.

Лексика по темам: Магазин. Почта.

8.

Время. Сутки. Времена года. Месяцы. Дни недели. Последовательность временного ряда.

2-3

Лексика по темам: Антонимы. Семья. Режим дня. Календарь природы. Дни недели. Праздники и даты.

Нормализация звуковой стороны речи (индивидуально-групповая работа).

1.

Артикуляционная гимнастика. Правильное дыхание. Самомассаж. Постановка звуков. Акустико-артикуляционная характеристика звуков.

4-5

Органы речи. Артикуляционная гимнастика. Положение органов речи. Речевое дыхание.

Формирование правильной самооценки своей речи. Воспитание стремления преодолеть дефект произношения.

2.

Автоматизация звуков.

3-4

Речь. Согласные и гласные звуки.

3.

Дифференциация звуков.

3-4

Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Звуковой анализ.

Нормализация звуковой стороны речи (работа с группой)

4.

Речь. Предложение.

1-2

Устная и письменная речь. Предложение. Количество слов в предложении. О чем (о ком) говорится в предложении. Лексика по теме: Осень.

Формирование навыков работы в группе. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания, памяти, мышления и самоконтроля. Развитие интуиции и чувства языка. Формирование мотивации к занятиям. Уточнение и активизация словарного запаса и грамматического строя.

5.

Предложение. Слово. Одушевленные и неодушевленные предметы.

2-3

Предложение. Слова, обозначающие предметы, действия предмета, признаки предмета. Одушевленные и неодушевленные существительные. Слова, близкие по значению.

6.

Звуки речи.

1-2

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слова. Лексика по теме: Музыкальные инструменты.

7.

Гласные звуки. Буквы А, О, У, Ы, И

3-4

Гласные звуки речи. Звуковой анализ слова. Голос. Органы речи. Имена людей. Единственное и множественное число предметов. Уменьшительно-ласкательные формы слов. Лексика по теме: Фрукты. Овощи. Множественное и единственное число.

8.

Деление слов на слоги.

2-3

Слог. Гласный звук. Звуковой анализ слова. Овощи. Фрукты. Мн. и ед. число.

9.

Ударение.

3-4

Словесное ударение. Ударный и безударный слог, звук. Звуковой анализ слова. Лексика по теме: Деревья.

10.

Согласные звуки.

2-3

Согласный звук. Голос и шум в образовании согласных звуков. Звуковой анализ слова. Цветы. Грибы.

11.

Твердые и мягкие согласные.

2-3

Твердые и мягкие согласные. Гласные I и II ряда. Звуковой анализ слова. Слова-близкие по звучанию, далекие по значению. Зима.

12.

Звонкие и глухие согласные.

2-3

Звонкие и глухие согласные. Голосовые связки. Голос. Шум. Звуковой анализ слова. Зимние забавы.

13.

Звуки П-ПЬ. Буква П.

1-2

Звуковой анализ слова. Гласный И. Характеристика звука. Многозначные слова. Одежда. Головные уборы. Единственное и множественное число. Слова, имеющие форму только единственного числа.

14.

Звуки Б-БЬ. Буква Б.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Слова, близкие по значению. Обувь. Единственное и множественное число. Слова, имеющие форму только множественного числа.

15.

Дифференция П-Б (ПЬ-БЬ).

1-2

Парные согласные. Звуковой анализ слова. Гласный И. Характеристика звука.

Множественное число. Относительные прилагательные.

16.

Звуки Т-ТЬ. Буква Т.

1-2

Звуковой анализ слова. Буквы И-Ы. Характеристика звука. Инструменты.

17.

Звуки Д-ДЬ. Буква Д.

1-2

Звуковой анализ слова. Буквы И-Ы. Характеристика звука. Птицы. Притяжательные прилагательные.

18.

Дифференция Т-Д (ТЬ-ДЬ).

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Парные звуки. Мужской, женский, средний род.

19.

Звуки В-ВЬ. Буква В.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Животные дикие и домашние.

20.

Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Продукты питания.

21.

Дифференция В-Ф (ВЬ-ФЬ).

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Парные звуки.

22.

Звуки К-КЬ. Буква К.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Единственное и множественное число. Ягоды.

23.

Звуки Г-ГЬ. Буква Г.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Цветы.

24.

Дифференция К-Г (КЬ-ГЬ).

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Парные звуки. Грибы.

25.

Звук и буква Х. Дифференциация К-Г-Х.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Домашние птицы.

26.

Звуки С-СЬ. Буква С.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Птицы перелетные и зимующие.

27.

Звуки З-ЗЬ. Буква З.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Фрукты.

28.

Дифференция С-З (СЬ-ЗЬ).

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Парные звуки. Дикие животные.

Согласование числительных (1,2,3,4,5) с существительными.

29.

Звук Ш. Буква Ш.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Детеныши животных.

30.

Звук Ж. Буква Ж.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Животные жарких стран.

31.

Дифференция Ш-Ж.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Парные звуки. Притяжательные прилагательные. Сочетание жи-ши.

32.

Звуки Р и РЬ. Буква Р.

1-2

Звонкие согласные. Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Транспорт.

33.

Звуки Л и Ль. Буква Л.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Уменьшительно-ласкательные формы слов.

34.

Дифференциация Р-Л (РЬ- ЛЬ)

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Инструменты.

35.

Звук Ч. Буква Ч.

1-2

Мягкий согласный звук. Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Птицы и их жилье. Уменьшительно-ласкательные формы слов.

36.

Дифференциация Ч-Т.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Птицы.

37.

Звук Ц. Буква Ц.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Семья животных. Суффиксальный способ образования слов.

38.

Дифференциация Ч-Ц.

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Образование новых слов.

39.

Звук Щ. Буква Щ.

1-2

Мягкий согласный звук. Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Рыбы. Уменьшительно-ласкательные формы слов.

40.

Дифференциация С-Щ

1-2

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Рыбы речные и морские.

41.

Дифференциация Ч-Щ

1-2

Мягкий согласный звук. Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Профессии. Уменьшительно-ласкательные формы слов. Сочетания ЧА-ЩА.

42.

Дифференциация Б-Д

1-2

Элементы букв. Образ буквы. Животные и их жилище.

43.

Дифференциация  Т-П

1-2

Элементы букв. Образ буквы. Инструменты.

44.

Дифференциация О-А

1-2

Элементы букв. Образ буквы. Родственные слова.

45.

Дифференциация К-Н

1-2

Элементы букв. Образ буквы.

Игрушки.

46.

Дифференциация Л-М

1-2

Элементы букв. Образ буквы.

Весна.

47.

Дифференциация О-У

1-2

Органы артикуляции и их положение. Слоги с буквами О, У. Весна.

48.

Итоговая проверочная работа по разделу «Звуки и буквы»

1-2

49.

Повторение. Закрепление изученного по темам «Гласные и согласные звуки и буквы», «Твердые и мягкие», «Звонкие и глухие согласные»

2-3

Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Гласные I и II ряда.

Литература:

1. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с. (Библиотека практикующего логопеда)

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. М., 1997г.

3.Безрукова О.А.Грамматика русской речи. Комплект из 2-х книг. М.; Каисса, 2007г.

4.Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. Исправление нарушений письменной речи. М.; «Вако», 2007г.

5.Ермакова И. И.Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М.; «Просвещение»,1996г.

6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М.,1991г.

7.Лалаева Р.И.,Венидиктова Л.В.Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2003г.

8.Мисаренко Г.Г.Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. М.; Академия,2004г.

9.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.; «Владос» 1995г.

10.Ястребова А.В., Бессонова Т.П.Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М.; «Аркти»,2007г.

11.Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. / Под ред. Ахутиной Т.В., Иншаковой О.Б. М.; «Сфера»,2008.

12. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М. «Сфера», 2007г.

13.Фотекова Т А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.; « Айрис пресс»,2007г.

14.Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе 8 вида.

основные педагогические технологии, применяемые учителем при работе с учащимися начальных классов коррекционной школы....

Рабочая программа коррекционного обучения, биология для 6-9 классов, Воронкова

Представленный материал содержит рабочую программу коррекционного обучения по биологии для 6-9 классов, составленную на основе программы Воронковой...

Рабочие программы коррекционного обучения

Рабочие программы коррекционного обучения, план работы по прафилактике правонарушений, совет по профилактике правонарушений, программы дополнительного образования...

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»для детей 7- 11 лет...

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий при коррекционном обучении младших школьников с нарушениями речи

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с раз...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .

     Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...