Рабочая программа коррекционного обучения школьников пятого класса с нарушениями речи.
рабочая программа (5 класс)

Балашова Татьяна Петровна

Программа коррекционного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_tnr.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1499 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА АРХИПОВИЧА ДОКУКИНА»

Утверждаю

 

Директор ГБОУ Школа № 1499

_____________ Синельникова Ж.А.

Рабочая  программа коррекционного обучения

школьников  пятого  класса  с нарушениями речи.

Группа учащихся с недостатками чтения и письма, обусловленными НВОНР

2022 -2023 учебный год

Составила: учитель-логопед

Балашова Т.П.

Москва 2022 г.

Пояснительная записка

Программа коррекционных логопедических занятий  для обучающихся с недостатками чтения и письма составлена в соответствии с программой по русскому языку Т. А. Ладыженской, М. Т. Барано-

вой, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы :

переработки передового логопедического опыта (Худенко Е. Л., А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Ефименкова Л.Н., Парамонова Л.Г., Воробьёва В.К., Садовникова И.Н., Мазанова Е.В., Козырева Л.М., Андреева Н.Г) и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся с нарушениями речи  и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию

Основной целью работы является формирование широкого арсенала языковых средств и компенсация недостатков развития языковой способности

Основными задачами курса  являются

-формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности);

-формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;

-практическое овладение основными морфологическими закономерностями грамматического строя речи;

-практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений

коррекция недостатков чтения и пис

Содержание

 «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью». Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости логопед может посвятить отдельные занятия работе над словом, над предложением или над связной речью.

Работа над словом. Раздел призван решать следующие задачи:

- Формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества предметов, действия.

- Обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования.

- Формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова.

Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности обучающихся на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними и выражать их в речи.

        Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм слов и грамматического оформления связей слов и предложениях.

        Работа над предложением. Основная задача этого раздела – развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения.

        Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств включает развитие навыков правильного выбора слов, грамматического оформления связей между словами и предложения, а также умения использовать специальные лингвистические средства между отдельными предложениями текста.

        В процессе развития связной речи обучающихся с ТНР необходимо учитывать последовательность перехода от ситуативной речи к контекстной. В связи с этим сначала в работе используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжетные картинки, и в дальнейшем обучающиеся учатся составлять рассказы без использования наглядности, по заданной теме.

        

Ценностные ориентиры коррекционного курса соответствуют основным требованиям ФГОС НОО учащихся с ОВЗ и АООП НОО:

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
  • доброжелательности, доверия и внимания к людям;
  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • уважения к окружающим
  • умения слушать и слышать партнёра;
  • развитие умения учиться, а именно:
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Реализация ценностных ориентиров начального общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития для учащихся сТНР на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.

Планируемые результаты

курса «Развитие речи».

В  ходе    коррекционно- развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных,  метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты:

1.Целостное восприятие окружающего мира.

2.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3.Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

4.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

6.Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты.

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3.Использовать знаково-символические средства представления информации.

4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

6.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

             Предметные результаты 

1. Сформированность навыков фонематического анализа;

2. Сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

3.Совершенствование навыков словоизменения и словообразования;

4. Обогащение словарного запаса                                                                                        

5. Совершенствование навыка анализа предложений и текста;

6.Совершенствование навыка связного высказывания 

7. Совершенствование письменной речи

Программа предназначена для обучающегося пятого  класса 2 раза в неделю Коррекционная работа проводится в форме подгрупповых занятий по 30 минут.

Календарно-тематическое планирование

по логопедической коррекции

1. Гласные и согласные звуки. 1
2. Родственные слова. Корень слова. 3
3. Ударение. Ударный слог. Ударная гласная. 2
4. Морфологический состав слова. 1
5. Дифференциация звонких и глухих согласных. 2
6. Дифференциация приставок и предлогов.2
7. Слова, обозначающие предметы и действия предметов. 1
7. Слова, обозначающие признаки предмета. 1
8. Употребление имён существительных ед. числа 1 склонения в косвенных падежах. 2
9. Употребление имён существительных единственного числа 2 склонения в косвенных падежах. 2
10 Употребление имён существительных единственного числа 2 склонения в косвенных падежах.  2
11. Употребление имён существительных единственного числа 3 склонения в косвенных падежах. 2
12. Употребление имён существительных единственного числа 3 склонения в косвенных падежах. 1
13. Употребление имён существительных множественного числа Дательном падеже. 1
14. Употребление имён существительных множественного числа Творительном падеже. 1
15. Употребление имён существительных множественного числа Предложном падеже. 1
16. Употребление имён существительных множественного числа Родительном падеже. 1
17. Употребление имён существительных множественного числа в косвенных падежах. 2
18 Употребление имён существительных только единственного или множественного  1числа.
19. Согласование прилагательных с существительными в числе 2
20. Согласование прилагательных с существительными в числе 1
21. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде. 2
22. Согласование прилагательных с существительными в роде. 1
23. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. 3
24. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
25. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
26. Употребление имён прилагательных мужского и среднего рода в И. В. падежах. 1
27. Употребление имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. 1
28. Употребление имён прилагательных мужского и среднего рода в Д. Т. падежах. 1
29. Употребление имён прилагательных мужского и среднего рода в П.п.

 30. Глагол 1        

31. Согласование глагола с существительными 2

32 Времена глагола 2

33. Предложение 1

34. Грамматическая основа 2
35. Использование в речи однородных членов предложения. 1
36. Однородные члены предложения с союзами и, а, но. 3
37. Сложные предложения. 4
38. Использование в речи обращений. 3

39. Прямая речь    3

40. Текст 1

41. Деформированный текст 2

42. Пересказ текстов 4

43. Сочинение 1


44.Обобщение знаний 1

Методическое обеспечение

  Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М., «Айрис дидактика», 2007 г.

  Ефименко Л.Н. Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М., «Просвещение»,1970 г.

  Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.

  Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М., «Аквариум», 1996 г.

  Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

  Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М., 2005 г.

  Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М., 2007 г.

  Ястребова А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

  Ефименко Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

  Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания

В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...

1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»

Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»...

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий при коррекционном обучении младших школьников с нарушениями речи

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с раз...

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...

Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников".

Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников" представляет систему коррекционно-развивающей работы с детьми от...