ЗДЕСЬ НУЖЕН ОСОБЫЙ ПОДХОД
статья по теме

Емцова Ирина Владимировна

Умственно отсталые дети. Это проблема, которая существует во всем мире на протяжении многих десятилетий, особенно остро стоит у нас в стране. Воспитание таких детей-инвалидов, интеграция требуют особого подхода как самых близких людей - родителей, так и всего общества в целом. Нередко, увидев такого ребенка, окружающие сразу же выказывают свое пренебрежение к нему, чем очень больно ранят души его родителей. Родители теряются в догадках: что же делать? Как научить ребенка общаться со сверстниками, приспособить его к жизни в обществе? И вообще, возможно ли такое? 
Рассказать об этом мы попросили доктора психологических наук, профессора И.Ю. ЛЕВЧЕНКО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_zdes_nuzhen_osobyy_podhod.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДЕСЬ НУЖЕН ОСОБЫЙ ПОДХОД

Умственно отсталые дети. Это проблема, которая существует во всем мире на протяжении многих десятилетий, особенно остро стоит у нас в стране. Воспитание таких детей-инвалидов, интеграция требуют особого подхода как самых близких людей - родителей, так и всего общества в целом. Нередко, увидев такого ребенка, окружающие сразу же выказывают свое пренебрежение к нему, чем очень больно ранят души его родителей. Родители теряются в догадках: что же делать? Как научить ребенка общаться со сверстниками, приспособить его к жизни в обществе? И вообще, возможно ли такое? 
Рассказать об этом мы попросили доктора психологических наук, профессора И.Ю. ЛЕВЧЕНКО.

 

— Ирина Юрьевна, умственная отсталость — это наиболее распространенная болезнь у детей с особенностями в развитии. Она может возникнуть и как следствие внутриутробного недоразвития коры головного мозга, и как следствие черепно-мозговой травмы и пр. Часто умственную отсталость путают с задержкой, отставанием в развитии ребенка. Как же проявляется это заболевание? Что характерно для детей с умственной отсталостью? 
— Действительно, многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Морфологические изменения с разной интенсивностью захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции. Степень умственной отсталости может быть разной: от легкой до тяжелой. При легкой умственной отсталости ребенок с помощью специальных методов обучения может научиться читать, писать, считать, освоить бытовые навыки, возможно, получить профессию, конечно, не связанную с интеллектуальным трудом. При тяжелой умственной отсталости возможности детей существенно ограничены, и некоторые не могут освоить даже простейшие навыки самообслуживания.

Для этих детей характерны инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Возможности усвоения жизненного опыта у них сильно снижены. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Плохо понимают обращенную речь. Движения рук у них неловкие, недостаточно согласованные. Многие дети не могут действовать двумя руками сразу.

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, даже к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается манипулировать даже в возрасте 3-4 лет. Первые игровые действия появляются у них к середине дошкольного возраста. 
Очень сложными для этих детей являются простые тексты, содержащие причинные или временные зависимости, требующие словесно-логического мышления.

Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминания словесного и наглядного материала. 
Эти дети бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые дети могут проявлять настойчивость и целеустремленность, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата.Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Умственно отсталых дошкольников и детей младшего школьного возраста затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей, изображенных на картинке. У этой категории детей с отклонениями в развитии прослеживаются слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности. Самооценка и уровень притязании умственно отсталых чаще всего неадекватны.

Дети склонны переоценивать свои возможности. 
— Ирина Юрьевна, допустим, что ребенку поставлен диагноз — умственная отсталость. Вы сказали, что при легкой степени этого заболевания ребенка можно обучить письму, счету, чтению, приспособить его к выполнению элементарных видов труда. Но где и как? И что делать родителям детей, страдающих более тяжелыми нарушениями? 
- В нашей стране существуют сады и школы для умственно отсталых детей. В них ребенок имеет возможность получить образование с учетом особенностей этих детей. Но, к сожалению, в данные учреждения принимаются только дети с легкой умственной отсталостью. Дети с более тяжелой формой оказываются вне коррекционной помощи. В таких случаях только родители оказывают помощь ребенку в приспособлении к окружающему миру. Но не все родители готовы к этому, часто они не знают особенностей детей и необходимых педагогических приемов. Хочется дать родителям несколько общих советов.

Помните, что хотя умственная отсталость неизлечима, можно и нужно помочь такому ребенку развиваться быстрее. 
Чем раньше начать оказывать ребенку помощь в развитии, тем больше у него возможность приобрести новые полезные знания и умения. 
Все члены семьи должны принимать участие в обучении ребенка новым навыкам. Старайтесь как можно больше хвалить ребенка, больше улыбайтесь ему, объясняйте, делайте маленькие подарки, особенно, если он действительно добился успеха.

Больше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему свои действия, рассказывайте об окружающем, даже если ребенок не может вам ответить. Помните, что освоение речевых навыков начинается задолго до того, как ребенок начнет говорить, через взаимодействие с людьми и предметами. 
Помогайте ребенку осваивать новые навыки, направляйте его движения своими руками. Используйте зеркало, чтобы ребенку помочь лучше узнать себя, свое тело, научиться владеть руками. Используйте подражание, копирование: подскажите ребенку какое-либо действие и стимулируйте его подражать вашим действиям.

Побуждайте ребенка больше двигаться, тянуться, чтобы достать предметы, которые он хочет. Сделайте занятия ребенка интересными для него, превратите их в игру. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам, помогайте ему только тогда, когда это необходимо. 
Дети лучше осваивают действия, когда им показывают их другие дети. Пусть братья и сестры больше играют с ними, обучая тому, что умеют сами. 
И последнее. Важно не то, сколько времени вы уделяете обучению ребенка, а то, как вы это делаете, можете ли проявить терпение, ласку, изобретательность, понять потребности и возможности ребенка. Желаю вам успехов.

Беседу вела Е. Тюфтякова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная карта психологического сопровождения учащихся, требующих особого психолого-педагогического подхода

В наше время, к сожалению, всё чаще встречаются подростки, которые нуждаются в особом индивидуальном психолого -педагогическом сопровождении. Данная карта, разработана для работы психолога, с целью ре...

Консультация для родителей Нужен особый подход

Умственно отсталые дети. Это проблема, которая существует во всем мире на протяжении многих десятилетий, особенно остро стоит у нас в стране. Воспитание таких детей-инвалидов, интеграция требуют особо...

Эссе на тему «Исследовательский подход на уроке нужен для педагога или учащихся?».

Педагогическое рассуждение на тему актуальности деятельностного подхода в преподавательской практике....

Особые дети - особый подход

В статье освещены вопросы развития, воспитания,  обучения и сопровождения детей с глубокими нарушениями интеллекта в условиях ГБОУ ЦДК. Раскрыты задачи, основные направления коррекционно-раз...

Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает  реализацию инклюзивных п...

Особенные дети - особый подход

Как организовать работу с детьми, имеющими ОВЗ? Какие использовать технологии и формы? Из опыта работы....