Консультация для родителей Нужен особый подход
материал по теме

Емцова Ирина Владимировна

Умственно отсталые дети. Это проблема, которая существует во всем мире на протяжении многих десятилетий, особенно остро стоит у нас в стране. Воспитание таких детей-инвалидов, интеграция требуют особого подхода как самых близких людей - родителей, так и всего общества в целом. Нередко, увидев такого ребенка, окружающие сразу же выказывают свое пренебрежение к нему, чем очень больно ранят души его родителей. Родители теряются в догадках: что же делать? Как научить ребенка общаться со сверстниками, приспособить его к жизни в обществе? И вообще, возможно ли такое? Испотзованы материалы доктора психологических наук, профессора И.Ю. ЛЕВЧЕНКО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_zdes_nuzhen_osobyy_podhod.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДЕСЬ НУЖЕН ОСОБЫЙ ПОДХОД

Умственно отсталые дети. Это проблема, которая существует во всем мире на протяжении многих десятилетий, особенно остро стоит у нас в стране. Воспитание таких детей-инвалидов, интеграция требуют особого подхода как самых близких людей - родителей, так и всего общества в целом. Нередко, увидев такого ребенка, окружающие сразу же выказывают свое пренебрежение к нему, чем очень больно ранят души его родителей. Родители теряются в догадках: что же делать? Как научить ребенка общаться со сверстниками, приспособить его к жизни в обществе? И вообще, возможно ли такое? 
Рассказать об этом мы попросили доктора психологических наук, профессора И.Ю. ЛЕВЧЕНКО.

 

— Ирина Юрьевна, умственная отсталость — это наиболее распространенная болезнь у детей с особенностями в развитии. Она может возникнуть и как следствие внутриутробного недоразвития коры головного мозга, и как следствие черепно-мозговой травмы и пр. Часто умственную отсталость путают с задержкой, отставанием в развитии ребенка. Как же проявляется это заболевание? Что характерно для детей с умственной отсталостью? 
— Действительно, многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Морфологические изменения с разной интенсивностью захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции. Степень умственной отсталости может быть разной: от легкой до тяжелой. При легкой умственной отсталости ребенок с помощью специальных методов обучения может научиться читать, писать, считать, освоить бытовые навыки, возможно, получить профессию, конечно, не связанную с интеллектуальным трудом. При тяжелой умственной отсталости возможности детей существенно ограничены, и некоторые не могут освоить даже простейшие навыки самообслуживания.

Для этих детей характерны инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Возможности усвоения жизненного опыта у них сильно снижены. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Плохо понимают обращенную речь. Движения рук у них неловкие, недостаточно согласованные. Многие дети не могут действовать двумя руками сразу.

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, даже к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается манипулировать даже в возрасте 3-4 лет. Первые игровые действия появляются у них к середине дошкольного возраста. 
Очень сложными для этих детей являются простые тексты, содержащие причинные или временные зависимости, требующие словесно-логического мышления.

Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминания словесного и наглядного материала. 
Эти дети бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые дети могут проявлять настойчивость и целеустремленность, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата.Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Умственно отсталых дошкольников и детей младшего школьного возраста затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей, изображенных на картинке. У этой категории детей с отклонениями в развитии прослеживаются слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности. Самооценка и уровень притязании умственно отсталых чаще всего неадекватны.

Дети склонны переоценивать свои возможности. 
— Ирина Юрьевна, допустим, что ребенку поставлен диагноз — умственная отсталость. Вы сказали, что при легкой степени этого заболевания ребенка можно обучить письму, счету, чтению, приспособить его к выполнению элементарных видов труда. Но где и как? И что делать родителям детей, страдающих более тяжелыми нарушениями? 
- В нашей стране существуют сады и школы для умственно отсталых детей. В них ребенок имеет возможность получить образование с учетом особенностей этих детей. Но, к сожалению, в данные учреждения принимаются только дети с легкой умственной отсталостью. Дети с более тяжелой формой оказываются вне коррекционной помощи. В таких случаях только родители оказывают помощь ребенку в приспособлении к окружающему миру. Но не все родители готовы к этому, часто они не знают особенностей детей и необходимых педагогических приемов. Хочется дать родителям несколько общих советов.

Помните, что хотя умственная отсталость неизлечима, можно и нужно помочь такому ребенку развиваться быстрее. 
Чем раньше начать оказывать ребенку помощь в развитии, тем больше у него возможность приобрести новые полезные знания и умения. 
Все члены семьи должны принимать участие в обучении ребенка новым навыкам. Старайтесь как можно больше хвалить ребенка, больше улыбайтесь ему, объясняйте, делайте маленькие подарки, особенно, если он действительно добился успеха.

Больше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему свои действия, рассказывайте об окружающем, даже если ребенок не может вам ответить. Помните, что освоение речевых навыков начинается задолго до того, как ребенок начнет говорить, через взаимодействие с людьми и предметами. 
Помогайте ребенку осваивать новые навыки, направляйте его движения своими руками. Используйте зеркало, чтобы ребенку помочь лучше узнать себя, свое тело, научиться владеть руками. Используйте подражание, копирование: подскажите ребенку какое-либо действие и стимулируйте его подражать вашим действиям.

Побуждайте ребенка больше двигаться, тянуться, чтобы достать предметы, которые он хочет. Сделайте занятия ребенка интересными для него, превратите их в игру. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам, помогайте ему только тогда, когда это необходимо. 
Дети лучше осваивают действия, когда им показывают их другие дети. Пусть братья и сестры больше играют с ними, обучая тому, что умеют сами. 
И последнее. Важно не то, сколько времени вы уделяете обучению ребенка, а то, как вы это делаете, можете ли проявить терпение, ласку, изобретательность, понять потребности и возможности ребенка. Желаю вам успехов.

Беседу вела Е. Тюфтякова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДЕСЬ НУЖЕН ОСОБЫЙ ПОДХОД

Умственно отсталые дети. Это проблема, которая существует во всем мире на протяжении многих десятилетий, особенно остро стоит у нас в стране. Воспитание таких детей-инвалидов, интеграция требуют особо...

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"...

Консультация для родителей "Когда нужен логопед?"

В представленном материале даны нормы речевого развития детей по возрастам, учитывая которые, родители смогут сделать вывод об уровне речевого развития ребенка и необходимости обращения к логопеду....

Консультация для родителей "Кому нужен логопед"

     Консультация для родителей            «Кому нужен логопед» Каждый ребенок должен побывать на приеме у...

Консультация для родителей "Когда нужен логопед?"

Консультация для родителей "Когда нужен логопед?"...

Консультация для родителей «Как найти подход к протестующему ребенку»

Случается ли у маленького ребёнка кризис? Как он проявляется?...