Использование потешек на занятиях с детьми с глубокой умственной отсталостью
статья по теме

Корельская Наталья Георгиевна

В данной статье мы делимся опытом использование малых фольклорных форм на занятиях с детьми, с множественными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование потешек на занятиях с детьми с глубокой умственной отсталостью.

Авторы: учитель Корельская Н.Г.; учитель Падалка Л.К.; учитель Хромченко Э.К.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.

Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает ребенка. Она учит его понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

Для ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеющего еще и нарушения зрения или слуха, использование игр-забав или игр-потешек не столько стимулирует развитие речи, сколько помогает ему сориентироваться в действиях, показывает, что будет происходить дальше.

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Произнося слова потешек, мы помогаем ребенку играть в ладушки, притоптывать, двигаться в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить движения, пытаться повторить их самостоятельно. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Поэтому в работе со своим учеником я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с ним.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Если ребенок начинает капризничать, не хочет выполнять какие-либо действия, мы можем переключить его внимание на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки: 

Петушок, петушок

Золотой гребешок… 

или: Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись… 

или: Вот собачка Жучка

Хвостик закорючка… 

Одним из вариантов работы с ребенком, у которого есть родители, может быть следующая потешка:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья. 

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Темочка хороший, Тёмочка пригожий! 

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. 

При умывании: 

Водичка, водичка,

Умой Жене личико –

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Водичка-водичка,

Умой Полине личико,

Полина кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Полине личико.

Также можно активно использовать потешки на занятиях по Двигательно-моторной стимуляции:

Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом... в яму!

Бух!

Делаем ребенку «велосипед» или просто двигаем его ножки и читаем потешку.

Куда бежите, ножки?

- Куда бежите, ножки?

- По летней дорожке,

С бугра на бугор

За ягодой в бор.

В зеленом бору

Тебе наберу

Черной черники,

Алой земляники.

Под слова потешки выполняем пассивные движения руками и ногами ребенка.

Малыши-крепыши

Вышли на площадку,

Малыши-крепыши

Делают зарядку!

Раз-два,

Три-четыре.

Руки выше!

Ноги шире!

Поглаживаем ребенка выполняя действия описанные в потешке

Потянись дружок,

Повернись на бочок,

На животик повернись,

Нежно мне ты улыбнись.

Я по спинке пройду,

Хворобушку отведу,

Расти ладненький

Да здоровенький.

Чушки, вьюшки, перевьюшки,

(крутим кулачки друг вокруг друга),

Тимбирлим сидит в кадушке

(стучим кулачками друг о друга со стороны ребер ладошек) 

А мы его по макушке

(приближаем ручки малыша к его голове)

Бац-бац-бац!

(прикасаемся кулачками к головке)

Используя потешки повседневно, повторяя их из урока в урок можно добиться положительной динамики в освоении двигательных навыков у ребенка, стимулировать развитие его речи и межличностных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование потешек в работе с детьми с глубококй умственной отсталостью

В работе представлены потешки, которые используются нами на занятиях с детьми с множественными нарушениями развития....

Использование потешек в работе с детьми с глубококй умственной отсталостью

В данной статье представлены потешки, которыми мы пользуемся на зянятиях с детьми с множественными нарушениями развития....

Конспект занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью по программе "Правильное питание" Тема "Приготовление винегрета"

Ц  ели и задачи:            1.Учить детей готовить салат из овощей - винегрет.        2. Формировать представление...

Из опыта работы с детьми с глубокой умственной отсталостью.

Из опыта работы с детьми с глубокой умственной отсталостью....

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с глубокой умственной отсталостью

Здоровьесберегающие  технологии – это система мер, взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения....

Рекомендации по организации коррекционных занятий с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

Современные требования к проведению коррекционного занятия. Категория детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью довольно разнообразна, требующая высокоорганизованного процесса обучения и воспи...

Технологическая карта урока с детьми с глубокой умственной отсталостью по теме "Игрушки" в 4 классе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по коррекционному курсу "Психологическая адаптация", "Логопедия" в в 4 классе...