Использование потешек в работе с детьми с глубококй умственной отсталостью
статья по теме
В данной статье представлены потешки, которыми мы пользуемся на зянятиях с детьми с множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_poteshek_na_zanyatiyah_s_detmi_s_glubokoy_umstvennoy_otstalostyu.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование потешек на занятиях с детьми с глубокой умственной отсталостью.
Авторы: учитель Корельская Н.Г.; учитель Падалка Л.К.; учитель Хромченко Э.К.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.
Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает ребенка. Она учит его понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.
Для ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеющего еще и нарушения зрения или слуха, использование игр-забав или игр-потешек не столько стимулирует развитие речи, сколько помогает ему сориентироваться в действиях, показывает, что будет происходить дальше.
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Произнося слова потешек, мы помогаем ребенку играть в ладушки, притоптывать, двигаться в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить движения, пытаться повторить их самостоятельно. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Поэтому в работе со своим учеником я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с ним.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Если ребенок начинает капризничать, не хочет выполнять какие-либо действия, мы можем переключить его внимание на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
или: Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…
или: Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…
Одним из вариантов работы с ребенком, у которого есть родители, может быть следующая потешка:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Темочка хороший, Тёмочка пригожий!
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
Водичка, водичка,
Умой Жене личико –
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Водичка-водичка,
Умой Полине личико,
Полина кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Полине личико.
Также можно активно использовать потешки на занятиях по Двигательно-моторной стимуляции:
Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом... в яму!
Бух!
Делаем ребенку «велосипед» или просто двигаем его ножки и читаем потешку.
Куда бежите, ножки?
- Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
Под слова потешки выполняем пассивные движения руками и ногами ребенка.
Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!
Поглаживаем ребенка выполняя действия описанные в потешке
Потянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно мне ты улыбнись.
Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненький
Да здоровенький.
Чушки, вьюшки, перевьюшки,
(крутим кулачки друг вокруг друга),
Тимбирлим сидит в кадушке
(стучим кулачками друг о друга со стороны ребер ладошек)
А мы его по макушке
(приближаем ручки малыша к его голове)
Бац-бац-бац!
(прикасаемся кулачками к головке)
Используя потешки повседневно, повторяя их из урока в урок можно добиться положительной динамики в освоении двигательных навыков у ребенка, стимулировать развитие его речи и межличностных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование потешек на занятиях с детьми с глубокой умственной отсталостью
В данной статье мы делимся опытом использование малых фольклорных форм на занятиях с детьми, с множественными нарушениями....
Использование потешек в работе с детьми с глубококй умственной отсталостью
В работе представлены потешки, которые используются нами на занятиях с детьми с множественными нарушениями развития....
Социальные истории в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях стационарного учреждения. Социальные истории и поведение. Рекомендации по работе.
Краткое описание методики "Социальные истории", использование в условиях стационарного учреждения на занятиях, уроках, в режимные моменты....
Использование окрашенных макарон и риса в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью
Использование окрашенных макарон и риса в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью...
Использование кинезиологических упражнений в учебной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью
Описание одного из видов здоровьесберегающих технологий...
Из опыта работы с детьми с глубокой умственной отсталостью.
Из опыта работы с детьми с глубокой умственной отсталостью....
Применение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью
Для сохранения и укрепления здоровья детей с умеренной умственной отсталостью необходимо учителю в своей работе применять здоровьесберегающие технологии....