Обобщение по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Щекочихина Елена Александровна

Урок-путешествие, обучающиеся отправляются по морю прилагательных с маршрутным листом, выполняют задания и сами себя оценивают

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый бинарный урок учителя письма Щекочихиной Е.А. и учителя ИЗО Безукладниковой Н.В.

Тема урока письма: « Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Цель:

обобщение знаний, умений и навыков учащихся определять грамматические признаки имён прилагательных;

создать условия для групповой работы при объяснении нового материала;

Задачи:

Образовательные:

Формирование и закрепление правописания окончаний имён прилагательных, показать связь прилагательного с именем существительным, определять род,  число и падеж прилагательных

Развивающие:

Формировать умения оценивать свою учебные действия и их результаты;

Развивать  умения анализировать, сопоставлять.

Коррекционные:

Корригировать речь учащихся, орфографическую зоркость

Воспитательные:

воспитывать интерес к родному языку, родной литературе; наблюдательность, творческие способности

Оборудование:

Интерактивная доска, мультипроектор, компьютер, карточки с заданиями для учащихся,  выставка книг  А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», портрет писателя А.С.Пушкина,  презентация к уроку, маршрутные листы, шкатулка, музыка «Шум моря»

Методы:  словесный, наглядный

Ход урока:

I. Организационный момент

– Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Постановка темы и цели урока 
1. Вызов:
 

-  Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте,  какую часть речи мы сегодня будем исследовать? 

Определяю я предметы, 
Они со мной весьма приметны, 
Я украшаю вашу речь, 
Меня вам надо знать, беречь. (имя прилагательное   -  прикрепить на доске)

 - Молодцы! Вы правильно определили тему урока.

   Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,

                 Какую роль  играют в речи имена прилагательные?  (на доске)

III. Исследование данной проблемы.

– Сегодня у нас необычный урок, мы  будем обобщать знания  о прилагательном  как части  речи, для этого мы отправимся в путешествие.

-  Не одно путешествие не обходится без карты.  У вас на партах лежат маршрутные листы. Рассмотрите карту нашего пути.

–  Запишите число,  фамилию и имя в маршрутных листах.

 - Что бы отправиться в путь проведём разминку. Покажем свои знания правила  имени прилагательного. Выполним тест (выявить знания правила о прилагательном)

Тест «Имя прилагательное»

 Подчеркни правильное утверждение, выставь баллы

задание

1 балл – за правильный ответ

1.

Имя прилагательное –

а) часть речи

б) часть слова

2.

Имя прилагательное обозначает –

а) предмет

б) признак предмета

в) действие предмета

3

Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а) Какой?  Какая? Какие?

б) Кто? Что?

в) Что делать? Что сделать?

4.

С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) глагол

б) предлог

в) имя существительное

итого баллов:

Слушание записи «Шум моря». Слайд «Море».  

- Перед нами море.  Какой водный транспорт вы знаете?

Рассказ о кораблях учителем ИЗО

 ( оставить слайд с кораблём)

- Посмотрите в маршрутном листе написано слово Корабль с вопросом (какой?) и опишите  его.

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Слайд с изображением острова

  - Прямо по курсу сказочный остров ( фрагмент из мультфильма «Сказка о царе Салтане»)

 - О какой сказке идёт речь?

Чудо на острове было – белочка. Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.

 - Задания для вас она припасла, выполняем и  балл получаем.

IV.  Грамматические признаки прилагательного

Самостоятельная работа с последующей проверкой:

Раздаются карточки

 

 - С этим заданием вы справились, а вот другое задание от белочки.

(Учитель ИЗО)

 - Нарисуйте кораблик.

Практическая работа. Рисование кораблика. Выставка рисунков.

 - Опишите устно кораблик, используя только прилагательные.

V. Физминутка   Игра«Отгадай, кто это?» и изобразите его.

Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      Лиса

Серый, хищный, жадный.                                                 Волк

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

 -

VIII. Творческое задание. Выполняется в парах.

Каждой  команде дается текст. Нужно в него вписать подходящие по смыслу прилагательные.

 (Ласковые) лучи солнышка посылают на землю тепло. Тают снега. По канавам бегут (звонкие) ручейки. Застучала за окошком (веселая) капель. На реках и озерах треснул лед. Скоро деревья наденут (новый, зеленый) наряд.

                     (чтение текстов).

 IX. Рефлексия:

 - Итак, какую же роль в нашем языке играют имена прилагательные?

Имена прилагательные нужны для красоты и точности описания. Мы смогли с вами это исследовать, а теперь подведём итоги маршрутных листов.

Лист самоанализа

1.

Я активно работал на уроке.


2.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

3.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

Лист самоанализа

1.

Я активно работал на уроке.


2.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

3.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

Лист самоанализа

1.

Я активно работал на уроке.


2.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

3.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

Маршрутный лист

Фамилия и имя ____________________________________________

Дата заполнения____________________________________________

Класс_____________________________________________________


задания

Содержание

балл

твой балл

1.

Разминка.  Тест «Имя прилагательное»

 Подчеркни правильное утверждение, выставь баллы


задание

1.

Имя прилагательное –

а) часть речи

б) часть слова

2.

Имя прилагательное обозначает –

а) предмет

б) признак предмета

в) действие предмета

3

Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а) Какой?  Какая? Какие?

б) Кто? Что?

в) Что делать? Что сделать?

4.

С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) глагол

б) предлог

в) имя существительное






1




1




1





1

2.

Самостоятельная работа.   Запиши название рода, числа, падежа имени прилагательного

род

число

падеж

















 род-

3

число – 2

падеж- 6

3.

Творческое задание. Вставьте прилагательные, подходящие по смыслу:

______________     лучи солнышка посылают на землю тепло. Тают__________ снега.  По канавам бегут ______________ ручейки. Застучала за окошком _____________капель. На реках и озерах треснул лед. Скоро деревья наденут ______________ наряд.

за каждое слово – 1

количество баллов: за 20 – 19 баллов –  отметка«5», 18-16 – «4», от 15  и ниже – «3»

20

 Запиши названия рода, числа, падежа имени прилагательного

число

род

падеж


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытая форма занятия с использованием элементов технологии развития критического мышления при обобщении темы "Имя прилагательное" 6 класс

Урок русского языка в 6 классе с использованием элементов технологии РКМ при обобщении темы "Имя прилагательное" (региональный компонент)...

"Сокровища Кук - тепы".Урок обобщения по теме "Прилагательное"

Урок в национальной школе по материалам статьи об археологических  раскопках возле Самарканда. Можно провести в 5 классе русской школы по теме "Прилагательные", добавив грамматический разбор....

Презентация по теме "Обобщение темы имя прилагательное"

•Презентация разработана для наглядности материала и привлечения внимания учащихся по повторению и обобщению изученного материала по теме «Имя прилагательное»...

Урок-обобщение по теме « Прилагательные. Степени сравнения прилагательных.»

Работая над проблемой мотивации ученков,убеждаешься, что результат во многом зависит от того, насколько мотивирована учебная деятельность.Одним из способов ее решения является, проведение  нестан...

Обобщение изученного о прилагательном

Конспект урока к учебнику «Русский язык.6. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос»...

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».

Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...

Карточка мини-исследования по теме "Повторение и обобщение изученного о прилагательном" 5 кл.

Карточка для самостоятельного мини-исследования текста по прилагательным...