Логопедическое занятие по исправлению письменной речи у учащихся VIII вида.
план-конспект урока (5 класс) по теме

Васильченко Ольга Николаевна

Дифференциация звуков п-т по оптическому сходству в слогах, в словах и предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по исправлению письменной речи у учащихся VIII вида.

Подготовила учитель – логопед Васильченко О. Н.

Школа - интернат VIII вида п. Матвеева Кургана.

Тема: «Дифференциация букв п-т по оптическому сходству.»

Цели: 1.Учить учащихся различать п - т в слогах, словах, предложениях, текстах.

2. Развивать умение согласовывать слова, анализировать предложения.

    3. Развивать пространственное представление, графические навыки, речь, мышление, лексику.

     4. Упражнение в образовании и употреблении прилагательных с суффиксом – ин.

Оборудование: индивидуальные зеркала, бумажные ленты с  названием сказочных героев, картинки с изображением цветов, слоговая таблица, картонные буквы п - т, карточки для индивидуальной работы.

                       Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята.

Психогимнастика.

- Изобразите утят, шагающих на пруд. Утёнок поранил ножку.

-Выразите эмоции страдания и боли.

Утята увидели огромного пса.

-Покажите, как они испугались.

Изобразите, как мама утка защищала утят, а потом - как учила их плавать.

2. Сообщение темы занятия.

-Ребята посмотрите внимательно на доску.

На доске записаны сказочные герои из сказок.

Доктор Айболит

Гадкий Утёнок

Кот в сапогах

Золотая Рыбка

Глупый Мышонок

Золотой Петушок

Спящая Красавица

Красная Шапочка

- Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы выделены.

( Буквы п - т )

- Мы с вами должны научиться различать эти звуки на письме в слогах, словах, предложениях.

- Среди вас есть ученики, которые путают звуки п - т. Поэтому сегодня на занятии мы с вами выполним ряд заданий помогающих различать эти звуки.

- Посмотрите на них и назовите их основное отличие.

( Буква т сострит из 3 элементов, а п- из 2 элементов)

- А чем они похожи?

( При написании повторяется первый элемент.)

- Пропишите на столе буквы п, т. А теперь в воздухе?

- А сейчас открыли тетради, я вам продиктую цифры, которые нужно написать в тетрадь. Вспомните, сколько элементов у букв п, т.

- Под каждой записанной цифрой подпишите ту букву, которая имеет данное число элементов.

2    3    3    2    2    3    2

Артикуляционная гимнастика.

- Взяли индивидуальные зеркала и мы с вами увидим, как произносятся звуки п - т.

- Произнесём поочерёдно звуки п - т.

-Где находится язычок при произношении звука –т.

( За верхними зубами.)

- А какая помеха встречается при произношении звука – п.

( Губы.)

- Правильно нам встречается преграда в виде зубов и губ. Мы не можем, их пропеть эти звуки голосом, значить эти звуки согласные и живут они в синем замке.

-Приложите руку к горлышку и давайте произнесём эти звуки. Дрожит горлышко. Какие это звуки?

( Глухие.)

- Молодцы, эти звуки согласные живут они в синем замке, глухие, твёрдые, взрывные, в этом их сходство.

- Чтение слоговой таблицы. Таблица выполнена рукописным шрифтом.

АП - АТ                АП – АТ – АП

АТ – АП               АТ- АП – АП

АП – АП – АТ     АТ – АТ – АП

АП – АТ – АТ      АТ – АП - АТ

      Словообразование

- Ребята у девочки Кати был котёнок.

- Как ласково его называла Катя?

( Котик,  котинька, котёночек.)

- Какой звук встречается в этих словах п или т.

( Звук т.)

Где стоит звук т?

( В середине слова.)

- Ребята, а как можно ласково сказать о котёнке, какой он?

( Усатенький, лохматенький, пушистенький, хвостатенький, глазастенький.)

- Определение звуков п - т в словах.

        Физминутка.

- Я буду показывать вам букву п- вы должны поднять руки в стороны, а когда подниму букву т вы должны поднять руки вверх.

- А теперь ребята я хочу вас пригласить в город цветов.

- Назовём наш город цветочным.

- Ребята, вы все любите цветы?

Кто знает, как ухаживать за ними?

( Нужно поливать, пропалывать, подвязывать высокие кусты, удобрять землю.)

- Молодцы, правильно. Кто расскажет, как надо относиться к цветам растущим в поле, в лесу, на лугу?

( Не топтать, не рвать, большие букеты.)

- А как называются цветы растущие на лугу, в поле, в лесу.)

( Луговые, полевые, лесные.)

-Ребята, нужно очень бережно относиться к цветам. И ко всем растениям вообще, чтобы вокруг нас было красиво, чисто: от этого зависит наше с вами здоровье и настроение.

- Вот перед вами раскинулась цветочная поляна. На этой поляне растут цветы: герань луговая, василёк, колокольчик, фиалка трёхцветная, одуванчик, ландыш, лютик едкий.

- Каждый цветок по своему красив. Эти цветы растут в поле, на лугу, в лесу.

  Работа с предложением.

- Прочитайте предложение и подставьте слово, подходящее по смыслу.

Теплоход приходит в (порт – торт)

Мало (толка – полка) от лентяя.

- А теперь открыли тетради, спишите текст вставляя пропущенные буквы п или т. Букву п подчеркнёте одной чертой, а букву т – двумя.

                      Ко…я…а.

Вы …  …ослушайте,  ребя…а,

Я хочу вам рассказа…ь,

Родились у нас ко…я…а,

Их по счё…у – ровно пять.

                      С. Михалков.

Упражнение на релаксацию.

- Ребята, мы с вами сегодня хорошо потрудились, поэтому давайте немного отдохнём.

- Представьте себе, что лежим на цветочной поляне и смотрим в небо.

( Вывешивается белое облако.)

Будто я лежу на травке,

Греет солнышко сейчас.

Руки тёплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

  Итог занятия.

- Ребята, сегодня на занятии о каких звуках мы говорили?

( О звуках п и т.)

- Правильно мы определяли их сходство и различие, произносили их в слогах, словах, предложениях.

- Спасибо вам за помощь. Занятие окончено.

- До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Обследование письменной речи учеников СКОУ VIII вида

Презентация для обследования письменной речи учеников СКОУ VIII вида, позваляющая оптимизировать и разнообразить процедуру обследования, поддержать интерес учащихся ....

Обследование письменной речи учеников СКОУ VIII вида часть 2

Презентация для обследования письменной речи учеников СКОУ VIII вида....

Обследование письменной речи учеников СКОУ VIII вида часть 3

Презентация для обследования письменной речи учеников СКОУ VIII вида....

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"

Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...

Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...