«БОРЬБА РУСИ С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ» (УРОК-ПОВТОРЕНИЯ)
план-конспект урока (7 класс) по теме

Просвирнина Елена Александровна

Конспект урока по истории Отечества  для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borba_rusi_s_inozemnymi_zavoevatelyami_urok-povtoreniya.rar380.13 КБ

Предварительный просмотр:

Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"

                                                                 Составитель:

Е.А. Просвирнина

учитель истории

с.Леуши, 2013 г

ДАТА:

КЛАСС: 7

ТЕМА:

«БОРЬБА  С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ» (УРОК-ПОВТОРЕНИЯ)

ЦЕЛЬ:

  1. Закрепление и обобщение знаний учащихся о борьбе русского народа за независимость в XIII веке

ЗАДАЧИ:

  1.  Обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе русского народа против монголо-татар, шведских и немецких рыцарей; вспомнить основные битвы XIII века; привести примеры героизма и мужества русских людей против иноземных захватчиков; закрепить знание важных дат;
  2. Коррекция и развитие умения сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, делать выводы;
  3. Воспитывать патриотические чувства, уважение к героическим традициям нашего народа.

ОБОРУДОВАНИЕ:

        «Лента времени», презентация Microsoft Office Power Point, индивидуальные карты «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке»-8 штук

ТИП  УРОКА:

Обобщение и систематизация знаний

         

ХОД  УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ
  1. Приветствие учащихся

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво –

Тихо сели, спинки прямо,

Все легонечко вздохнём

И урок мы наш начнём!

  1. Проверка готовности учащихся к уроку
  2. 5 – ти минутное жужжащее чтение
  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ  УЧАЩИХСЯ

Учитель: 

        Звонок пригласил нас на урок. Сегодня на уроке нам нужно вспомнить те знания, которые вы получили при изучении последнего нашего раздела. Как называется раздел, который мы закончили с вами изучать?

Учащиеся:

         Раздел, который мы закончили изучать называется «Борьба Руси с иноземными завоевателями».

Учитель:

        Какие темы вошли в этот раздел?

Учащиеся:

        В этот раздел вошли темы:

        «Монголо-татары»

        «Нашествие монголо-татар»

        «Героическая борьба русских людей против монголо-татар»

        «Русь под монголо-татарским игом»

        «Рыцари-крестоносцы»

        «Александр Невский и новгородская дружина»

        «Невская битва»

        «Ледовое побоище»

Учитель:

        К какому историческому периоду относится нападение иноземных захватчиков на Русь?

Учащиеся:

        Нападение иноземных захватчиков относится к периоду раздробленности Руси.

Учитель:

        Назовите период раздробленности Руси.

Учащиеся:

        Период раздробленности Руси – это XII – XIII век.

Учитель:

        Покажите на «Ленте времени» период раздробленности Киевской Руси.

Учащиеся:

        ПОКАЗЫВАЮТ  НА «ЛЕНТЕ  ВРЕМЕНИ» (каждый самостоятельно)

Учитель:  

        Соотнесите даты и события

        1242 г.                        ЛЕДОВОЕ  ПОБОИЩЕ

        1240 г.                        НАШЕСТВИЕ  МОНГОЛО-ТАТАР

        1237 г.                        НЕВСКАЯ  БИТВА

        1223 г.                        БИТВА  НА  р. КАЛКЕ

Учащиеся:

1242 г.                        ЛЕДОВОЕ  ПОБОИЩЕ

        1240 г.                        НАШЕСТВИЕ  МОНГОЛО-ТАТАР

        1237 г.                        НЕВСКАЯ  БИТВА

        1223 г.                        БИТВА  НА  р. КАЛКЕ

Учитель:

        Чей правитель жил в г. Сарай?

  Учащиеся:

          В г.Сарай жил правитель монголо-татар.

Учитель:

         Как называлось государство монголо-татар?

Учащиеся:

         Государство монголо-татар называлось Золотая Орда

Учитель:

         Покажите на карте государство монголо-татар; города: Владимир, Киев, Суздаль, Казань, Новгород,

Учащиеся:

         ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТЕ

Учитель:

         Выберите из списка нужные по смыслу слова –

ВИЗАНТИЯ, ЗОЛОТАЯ ОРДА, ХАН, НЕМЕЦКИЕ РЫЦАРИ-КРЕСТОНОСЦЫ, ШВЕДСКИЕ ЗАХВАТЧИКИ,

  1. Государство монголо-татар
  2. Правитель государства монголо-татар
  3. Противники русских войск в битве на р. Неве

1 - учащийся:

Государство монголо-татар - ЗОЛОТАЯ ОРДА

2 - учащийся:

Правитель государства монголо-татар - ХАН

3 - учащийся:

Противники русских войск в битве на р. Неве - ШВЕДСКИЕ ЗАХВАТЧИКИ

Учитель:

         Выберите события, которые были в XIII веке?

  1. РУСЬ ПОПАЛА В ЗАВИСИМОСТЬ К ЗОЛОТОЙ ОРДЕ
  2. ПРОИЗОШЛО КРЕЩЕНИЕ РУСИ
  3. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ДАЛ ОТПОР ШВЕДСКИМ И НЕМЕЦКИМ ЗАХВАТЧИКАМ

Учащиеся:

В XIII веке были события: РУСЬ ПОПАЛА В ЗАВИСИМОСТЬ К ЗОЛОТОЙ ОРДЕ, АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ДАЛ ОТПОР ШВЕДСКИМ И НЕМЕЦКИМ ЗАХВАТЧИКАМ

Учитель:

         Как называлась река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими воинами?

  1. ДНЕПР
  2. КАЛКА
  3. ВОЛХОВ

Учащиеся:

          Впервые русские воины встретились с монголо-татарскими воинами на реке Калка

Учитель:

         Как называлась ханская грамота с правом на княжение?

        1.ПАСПОРТ

        2. ПЕЧАТЬ

        3. ЯРЛЫК

Учащиеся:

        Ханская грамота с правом на княжение называлась ярлык

 Учитель:

         Город, который семь недель оборонялся от монголо-татар и был прозван «злым городом»?

  1. КОЗЕЛЬСК
  2. НОВГОРОД
  3. КИЕВ

Учащиеся:

         Город, который семь недель оборонялся от монголо-татар и был прозван «злым городом – это город КОЗЕЛЬСК

Учитель:

         В каком году произошло сражение на реке Калке?

  1. 1220 г.
  2. 1223 г.
  3. 1219 г.

Учащиеся:

        Сражение  на реке Калке произошло в 1223 году.

Учитель: 

        «Узнай событие»: О КАКОМ СОБЫТИИ ИДЕТ РЕЧЬ?

В субботу пятого апреля

Срой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев тёмный строй.

На шапках – перья птиц весёлых,

На шлемах – конские хвосты.

Над ними на древках тяжёлых

Качались чёрные кресты …

Учащиеся:

        Речь идёт о «Ледовом побоище»

Учитель:

        - Первой стала знать Рязань,

        Какова татарам дань,

        - Хан Батый, внук Чингисхана,

        Лично знал царя Ивана.

        - Чтобы князь мог на Руси

        Власть законную нести,

        Непременно должен он.

        Ездить к хану на поклон.

        - На Неве князь Александр

        Несколько недель стоял

        В битве страшной пятидневной

        Много войска потерял.

        - Русь узнала о татарах,

        Задохнувшись вся в пожарах.

        Орды воинов пришли,

        Много городов пожгли.

        Пересвет с коня летел

        Челубея одолел.

Учащиеся:

        Речь идёт о Борьбе русских воинов с иноземными завоевателями XIII века

Учитель:

        Укажи стрелками, что к чему относится:

                                                                АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

                                                                1240 г.

        ЛЕДОВОЕ  ПОБОИЩЕ                                РЕКА  НЕВА

                                                                ЧУДСКОЕ  ОЗЕРО

        НЕВСКАЯ БИТВА                                ГЕРЦОГ БИРГЕР                

                                                                1242 г.

                                                                ФЛАНГ

                                                                ШВЕДСКИЕ РЫЦАРИ

Учащиеся:

                                                                АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

                                                                1240 г.

                                                                НЕМЕЦКИЕ РЫЦАРИ

        ЛЕДОВОЕ  ПОБОИЩЕ                                РЕКА  НЕВА

                                                                ЧУДСКОЕ  ОЗЕРО

        НЕВСКАЯ БИТВА                                        ГЕРЦОГ БИРГЕР                

                                                                1242 г.

                                                                ФЛАНГ

                                                                ШВЕДСКИЕ РЫЦАРИ

Учитель:

        Кому принадлежат слова?

        «КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ, ТОТ ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ!»

Учащиеся:

        Слова «КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ, ТОТ ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ!» принадлежат Александру Невскому

Учитель:

        На прошлых уроках мы познакомились с интересным и очень тяжелым периодом русской истории.

        В XIII веке враги обрушились на нашу Родину. Ее захватили монголо-татары, утвердив своё иго на многие годы. Воспользовавшись тяжёлым положением. В это время на страну обрушились рыцари. Их победил Александр Невский с новгородской дружиной.

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ

Сегодня на уроке мы с вами повторили изученное ранее, вы справились с моими заданиями и давайте подведём итоги нашей работы.

        

  1. ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Методическая разработка открытого учебного занятия по теме "Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIIIвеке.

Разработка занятия позволяет провести обобщение знаний по изучаемой теме и подготовиться к тематическому контролю....

презентация 7 класс по теме "Борьба Руси с иноземными завоевателями"

Данная презентация разработана для повторно - обобщающего урока в 7 классе по адаптированной программе обучающихся по теме" Борьба Руси с иноземными завоевателями"...

Тест: «Борьба Руси с иноземными завоевателями»

Проверочная работа по теме  «Борьба Руси с иноземными завоевателями»  по предмету История Отечества для обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями....

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....