Вопрос о роли труда в обучении и развитии учащихся со сложным дефектом в развитии
статья по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Вероятно, человечество победит раньше
или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие,
но гораздо раньше оно победит их социально
и педагогически, чем медицински и биологически».
Л.С. Выготский
Социальное развитие начинается, когда ребенок осознает себя отдельным существом, отличным от матери и других людей, и приобретает понятие о себе и своей личности. Осознав свою индивидуальность, он начинает приобретать навыки, позволяющие жить в обществе – в семье, среди родных, друзей и соседей. Ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими, делиться своими вещами, соблюдать очередь, жить по общепринятым правилам, имеющимися в любом обществе.
Растить ребенка – нелегкий труд; особенно нелегко растить ребенка с особыми нуждами.
Как же трудно приходится тем родителям, которые, узнав, что их ребенок «особый», переживают ужасное потрясение: пытаясь понять, что же это значит для них сейчас и в будущем, они испытывают скорбь, опустошенность, даже отчаянность. Еще не так давно такие родители оставались со своей бедой на едине. В настоящее время они не остаются одинокими. Большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Разрабатываются организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной и трудовой деятельности, исследуя возможности и интеграцию в общество. Во многих школах России открываются экспериментальные площадки, в целях дальнейшего изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и совершенствования их воспитания и обучения. В последние годы количество классов для этих детей в коррекционных учреждениях постоянно увеличиваются.
Включение в систему специального образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью закрепило за ними право на получение образования, что «приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка». (п.3 ст.23 Конвенция о правах ребенка, ратифицированной РФ 15 сентября 1990 г.).
Вопрос о роли труда в обучении и развитии учащихся со сложной структурой дефекта в настоящее время имеет важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности, их адаптации в обществе и самообслуживании.
Работа учителя с такими детьми представляет чрезвычайную сложность. На начальных этапах обучения основными задачами (и критериями успешности) работы должно быть не только и не столько овладение детьми общеобразовательными знаниями, сколько привитие им навыков самообслуживания, элементарной культуры поведения и общения, развития моторики, речи, ручной умелости.
Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей со сложной структурой дефекта приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности и адаптации их в обществе. Особое внимание обращается на социально - бытовую и трудовую адаптацию воспитания.
В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития таких детей. Коррекционное значение занятия трудом учащихся в развитии со сложным дефектом, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что такие дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
На уроках труда я продолжаю обучать детей ухаживать за жилищем – мыть полы, пылесосить, вытирать пыль, ухаживать за одеждой – стирать и гладить ее, выполнять мелкий ремонт, ухаживать за обувью, убирать школьную территорию, сажать цветы и ухаживать за ними. Знакомлю с моющими и чистящими средствами, с приспособлениями и инструментами, учу ими пользоваться, соблюдать правила техники безопасности. Знакомлю с оборудованием кухни и бытовой техникой, учимся ей пользоваться. Учу необходимым навыкам работы на кухне – сервировке стола, первичной обработке овощей, приготовлению элементарных блюд, мытью посуды. Радует то, что детям интересно, они работают и хотят чему-то научиться. Я думаю, что за время моей работы с этими детьми есть небольшие результаты. Витя Я., Наташа Н., Настя П., Лена М., Ксения Х., Максим Б., Саидахмед У., Арина Б. научились мыть пол, пылесосить, стирать, подметать метлой, сгребать мусор граблями, убирать его. Эти виды работ они выполняют под контролем, но самостоятельно. Данила Х., Настя И. научились держать в руках инвентарь и работать им «рука в руку» вместе со мной. А сколько радости было у Арины Б. и Насти П., когда они только в прошлой четверти научились пришивать пуговицы без ошибок. В прошлом году Настя И. научилась вдевать нитку в иголку. А как она проявляет свою заботу и помощь в уборке класса во время выполнения практических работ по мелкому ремонту одежды, она соберет все ниточки и спросит у каждого «Можно?» выкинуть. Она стала меньше бояться утюга, двумя пальцами держит его и пытается проутюжить мелкое бельё. Стала проявлять инициативу во время устных ответов: «Я буду отвечать», «А я?» А Данила Х. рад любому своему произнесенному слову, повторив его за учителем или ребятами. Порадовали ребята тем, как усвоили темы «Ручная стирка», «Уход за обувью», как они умело работают с пиктограммами, со словарными словами при составлении плана работы. С каким интересом и любопытством ребята учились готовить первые блюда – супы. Удивлялись и радовались, что они смогли это сделать, да еще и вкусно.
В своем календарно-тематическом планировании уроков я включала элементы по социально-бытовой ориентировке, которые направлены на воспитание навыков поведения в обществе, на повышение активности и уровня коммуникабельности, знакомству с правилами дорожного движения, с различными праздниками и традициями, существующими в нашей стране, знакомству с различными учреждениями – больницами, поликлиниками, банками, парикмахерскими, магазинами, рынками и т.д. На уроках я учу ребят общаться, вступать в диалогическую речь, например - «Вызов скорой помощи», «Вызов милиции», «Вызов пожарной охраны», играть в ролевые игры «На приеме у врача», «Поход в магазин», «Празднование праздника». В ходе экскурсий ученики тренируются в умении применять полученные знания на практике – соблюдению правил дорожного движения, правил поведения в общественном месте, чтению вывесок и узнавание их, как целостный сигнал, умению приобрести товар в магазине. Если в первые годы моей работы учащиеся просто наблюдали за моими действиями, то в прошлом учебном году некоторые ребята принимали участие при покупке различных товаров в магазине.
Примеров можно приводить много. Радует то, что дети с отклонениями в развитии в той или иной степени обучаемы и у них есть желание научиться. Хочется надеяться и верить в то, что кто-то из них будут более самостоятельными, будут применять в жизни то, чему мы их учим, смогут обслужить себя, а может быть смогут кому-то помочь.
Огромную помощь в моей работе оказывают материалы Елены Ивановны Капланской, заслуженного учителя РФ.
Обучая детей, корригирую недостатки трудовой деятельности учащихся, формирую их взаимоотношения в коллективе.
Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим воспитанием. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение учащихся в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.
Главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми играет трудовое воспитание и обучение. От того, как оно будет организовано, зависит будущая судьба этих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"
Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....
Роль коллектива в обучении и развитии младших школьников
Таким образом, эффективное решение вопроса о воспитании и развитии личности в коллективе составляет педагогическую задачу повышенной значимости. Таким образом, процесс включения ре...
Сенсорное развитие учащихся со сложной структурой дефекта.
Сенсорное развитие — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными...
Публикация "Технологии наглядного обучения навыкам самообслуживания детей со сложным дефектом в условиях коррекционной школы VIII вида"
Публикуемый материал содержит описание опыта работы учителя по формированию навыков самообслуживания у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе использования технологии наглядного ...
Цикл игровых занятий по социально-эмоциональному развитию учащихся со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!»
Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Ее содержание направлено на реализацию трех основных разделов «Кто я такой», «Я, ты, мы», «Я и мир в...
ДОКЛАД по теме «Социально – речевое развитие учащихся со сложной структурой дефекта»
Доклад к выступлению на меотдическом объединении службы коррекциооного сопровождения. Содержит сборник игр, направленных на формирование социально-речевыхнавыков у детей с нарушением интеллекта....
Подгрупповая работа с детьми группы компенсирующей направленности статус «Сложные дефекты» по развитию речи игра-сказка «Колобок».
Конспект занятия по развитию речи, по сказке "Колобок"....